Викторина по речевому развитию "Юные грамотеи" для детей 6-7 лет компенсирующей направленности с ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Скворцова Любовь Михайловна

Викторина направлена на закрепление знаний у детей с ОНР по образовательной области "Речевое развитие". Подобраны коррекционные речевые игры, упражнения, задания для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_rechevomu_razvitiyu.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по речевому развитию «Юные грамотеи!»

(для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР)

Цель: закрепление имеющихся знаний у детей с ОНР  в области речевого развития.

Задачи:

- Коррекционно-образовательные: совершенствовать фонематический слух: продолжать учить называть слова с определенным звуком; учить составлять слова  из слогов (устно); упражнять в составлении простых предложений;

- Коррекционно-развивающие: способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы; формированию словаря;

-Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру речевого общения; доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.

Материалы и оборудование: ИКТ, презентация для задания «Проложи ряд»; презентация для задания «Закончи предложение» (слайды с изображением отдельных картинок: один слайд – одна картинка); листы с письменным заданием для капитанов команд «Найди слово»; простые карандаши; указка; фишка.

Примечание: викторину можно проводить как  в рамках одной группы (команды составлены из детей одной группы), так и между командами двух подготовительных групп. Ведущим викторины может быть старший воспитатель, воспитатель одной из групп, учитель – логопед. 

Задания оформлены таблицами для того, чтобы членам жюри было удобнее делать заметки о выполнении заданий каждой командой и только потом заносить результаты в оценочный лист.    

Ход викторины:

Ведущий.  Словесная разминка.

Вправо повернитесь-

Руку другу пожмите.

Влево повернитесь-

Тоже руку пожмите.

А теперь, друзья, внимание!

Ждут вас разные задания:

Словесные игры, шифровки из слов…

Посмотрим сейчас, кто ответить готов!

Кто дружит со звуком, слогом и словом.

Я думаю, точно все вы готовы.

Начнем, как обычно, с разминки.

Отвечайте точно, быстро, без запинки.

 Задание 0. Игра «Какой? Какая? Какие?» (для разминки)

- сок из апельсина (какой?) – апельсиновый;

- кровать из дерева (какая?) – деревянная;

- шапка из меха (какая?) – меховая;

- кольцо из золота (какое?) – золотое;

- кувшин из глины (какой?) – глиняный;

- свитер из шерсти (какой?) – шерстяной;

- платок из пуха (какой?) – пуховый;

- кубики из пластмассы (какие?) – пластмассовые;

- каша из манки (какая?) – манная.

Ведущий. Показывает детям фишку или другой маленький предмет (игрушка из киндера) и объясняет, что с помощью этого предмета будет определяться очередность хода. Можно произнести такие слова:

- Перед вами камешек…

В какой ладошке камешек надо угадать,

А если угадаете, вам первым отвечать!

Задание 1. Игра «Продолжи ряд» (на интерактивную доску выводится ряд картинок, названная команда продолжает его. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.  Каждой команде для продолжения дается пять рядов. Если команда ни разу не ошиблась, получает пять очков. Если команда допускает ошибку, одно очко  (из пяти) отнимается  и команда получает четыре очка.

Ведущий приводит пример словесного ряда: васильки, ромашки, ноготки – розы, гладиолусы, хризантемы:

Словесный ряд для команды № 1

Словесный ряд для команды № 2

1. Банан, лимон, ананас

2. Валенки, кеды, сапоги

3. кувшин, стакан, чашка

4. вишня, клубника, слива

5.утёнок, медведь, собака

1. редис, огурцы, репа

2. пила, молоток, плоскогубцы

3. платье, пальто, рубашка

4. стол, стул, шкаф

5. жук, стрекоза, пчела

 Задание 2. «Подходящее слово или кто, где живет?»

Ведущий называет слово (жилище животного), дети должны назвать животного. Например: дом - человек. Команды отвечают по очереди. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка. 

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

1. гнездо – птица

2. будка, конура – собака

3. улей – пчелы

1. берлога – медведь

2. дупло – белка

3. нора – лиса, барсук

Задание 3. «Зашифрованное слово»

Ведущий предлагает детям перепутанные слоги слов, дети должны поставить слоги в правильном порядке и назвать слово. Команды отвечают по очереди. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка. 

Задание для команды № 1

Задания для команды № 2

- ка – ру (рука)

- са – ко (коса)

- ра – но (нора)

- са – ли (лиса)

- ша – ка (каша)

- ба – шу (шуба)

- бо – не (небо)

- ра – го (гора)

Задание 4. «Разложите слова» Ведущий предлагает командам разложить сложные слова на два слова. Каждой команде предлагается разложить по четыре слова. Ведущий приводит пример: листопад – листья падают.

Слова для команды № 1

Слова для команды № 2

  1. самосвал
  2. хлеборезка
  3. рыболов
  4. самолёт
  1. ледокол
  2. водопад
  3. трубочист

самолёт

Разминка:  

Ну – ка, маленький народ,

Все выходим в хоровод!

Я принимаю такое решение  -

Переходим все к движению:

Три хлопка руками: 1, 2, 3!

Топаем ногами: 1, 2, 3!

А теперь попрыгаем: 1, 2, 3!

Ножками подрыгаем: 1, 2, 3!

А теперь мы отдохнем,

И играть скорей начнем.

И на месте все шагаем.

А теперь скажу я вам:

- Все садимся по местам!

 Задание 5.  «Повтори шифровку» Для капитанов команд.

Каждому капитану предлагается запомнить и повторить  по две шифровки. Ведущий предлагает капитану одной из команд угадать, в какой руке фишка (монетка). Первым начинает отвечать  капитан, который угадал, в какой руке фишка:

Шифровка для капитана команды № 1

Шифровка  для капитана команды № 2

- дом – стол – арбуз – кошка – миска

- озеро – мак – заяц – карандаш – рис

- лодка – цветы – двор – книга – ужин

- поле – конь – утка – стул – грабли

Задание 6. «Рифмы» Командам по очереди предлагаются слова, на которые нужно придумать рифму. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка. 

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

- свечка – печка

- день – пень

- картина – корзина 

- подушка – ракушка

- ракета – конфета

- губа – труба

Задание 7. «Продолжи слово» Детям предлагаются слоги, которые дети продолжают, чтобы получилось слово. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка. 

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

По – поле, пол, поляна, порог

Ва – ваза, вата, вагон

Ре – река, ремонт, рекорд

Ди – диван, дикарь, Дима

Задание 8. «Предложение с заданным словом» Командам по очереди предлагается придумать предложения с заданными словами.  Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка. 

                 - Медведь, ветер, снег, солнце.

Задание 9.  Задание для капитанов команд. «Найди слово» Письменное задание. Дети садятся за столы и выполняют задание на карточках. Для удобства подведения итогов выполнения задания можно использовать  карточки разного цвета (белые, бледно – зеленые).

УКЕНГШЩЗДОМХФЫВАДОМПРТИМСЧЯДОМЮБЬТИДОМЦУКЕН;

- УКЕНГСАДНГШЩЗХСАДФЫВАПРОЛСАДЖЯЧМИТЬБЮСАДИТЬГШ.

Задание 10. «Закончи предложение» Командам по очереди предлагается закончить предложение (по три предложения каждой команде).  Для завершения предложения предлагается картинка (выводится на интерактивную доску).  Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.

Предложения для команды № 1

Предложения для команды № 2

- Мы купили в подарок пять красных… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением розы).

- На Новый год мне  подарили рыжую ... (на интерактивную доску выводится картинка с изображением рыжей собаки).

- Маша помыла пять…(на интерактивную доску выводится картинка с изображением окна).

- В сумке лежало семь… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением яблока).

-Мальчики принесли шесть…(на интерактивную доску выводится картинка с изображением ведра).

- Во дворе гуляли четыре... (на интерактивную доску выводится картинка с изображением утенка).

 

Задание 11. «Назови противоположное слово» 

Противоположные слова называются антонимами. Встаем полукругом. Я буду бросать вам мяч и называть слово, вы должны назвать противоположное слово и бросить мяч мне. (хороший – плохой, злой – добрый, смелый – трусливый, нежный – грубый, веселый – грустный, щедрый – жадный).

Задание12. «Поможем Роме накрыть стол к обеду»

 Миша сказал, что он ест только те блюда и пьет только те напитки, в названии которых только два слога.

Ответы детей. (Кофе, компот, кисель, каша, гречка, пюре, гуляш, салат, пирог).

Задание 13.«Фрукты и ягоды»

Компот и кисель нравится, только из тех фруктов и ягод, названия которых состоят из трех слогов. Где выращивают ягоды и фрукты? Идем в сад.

(Дети рассматривают картинку и называют фрукты и ягоды: клубника, малина, черешня, яблоко)

Молодцы, справились.

Задание14. «Начинка у пирога» должна быть из овощей, название которых также состоят из трех слогов. Идем в огород.

(Дети рассматривают картинку, называют овощи: помидор, капуста, картошка, капуста, огурец).

Задание15. «Игрушки» Миша попросил у Ромы игрушки. Но игрушки ему нужны только те, в названии которых присутствует тот звук, на который начинается его имя. С какого звука начинается имя маленького, злого волшебника? Назовите игрушки с этим звуком.

Предположительные ответы детей. (Машина, автомат, самолет, мозаика, мяч).

Молодцы, справились.

Ведущий.  

Все шифровки повторили,

Рифмы нужные нашли.

Речевые испытания

Вы с достоинством прошли!

Можно в школу собираться,

Покупать портфель пора!

Вы – большие грамотеи,

Я хвалю вас, детвора!

Устали? Вставайте в круг. Встали в круг и взялись за руки.

Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)

Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)

Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)

И друг другу улыбнитесь

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

Литература:

  1. От рождения до школы. Инновационная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.  – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  2. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4 – 6 лет. Скворцова. И. В. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «Олма – пресс Образование», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию речевой деятельности детей в подготовительной группе компенсирующей направленности ОНР IIIур.р.р.(2 год обучения)

Перспективный план работы логопеда по развитию речевой деятельностив подготовительной группе компенсирующей направленности ОНР III ур.р.р.( 2 год обучения) направлен на формирование лексико - граммати...

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Предлагаем примерный план НОД по коррекции речевого развития в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия: «ИГРУШКИ» по познавательно – речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Конспект занятия: «ИГРУШКИ» по познавательно –речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Цель: продолжать знакомить ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию "Весенние капели" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Представляю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми ...