Конспект занятия по фонематическому восприятию в средней группе "Звуки А и У".
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Кожинова Оксана Владимировна

Разработка конспекта по теме "Звуки А и У".Дополнительно домашнее задание по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx48.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук «А»

Задачи: учить слышать и различать длинное и короткое слова, называть длинное или короткое слово; выработать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «А», учить четко произносить звук «А»; учить слышать зв. «А» в ряду гласных звуков.

Оборудование: логопедический мяч, зеркала на каждого ребенка, символ звука «А»

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру. Когда я назову игрушку, вам надо хлопнуть в ладошки. Готовы? Начинаем: мишка, огурец, шкаф, роза, кукла, мяч и т.д.

  1. Знакомство с длинными и короткими словами.

Логопед: Ребята, вы когда-нибудь видели поезд?

Поезда бывают длинными, в нем много вагонов. (Показ картинки – длинный поезд)

Поезда бывают короткими, в нем мало вагонов. (Показ картинки – короткий поезд)

Слова бывают длинными, а бывают короткими. Длинные слова говорят долго, а короткие слова быстро.

Послушайте, как я скажу – ПИ – РА – МИД – КА. – это длинное слово. … «пирамидка» длинное слово? (…)

МЯЧ – это короткое слово. «мяч» - это короткое слово? (…).

Я буду называть слова, а вы мне скажите – длинное или короткое это слово. Я буду вам помогать. (логопед кидает мяч каждому ребенку)

МАШИНА, ЛЕВ, СОБАКА, КОРОВА, САД, СЫН, СОРОКА, МАК, КИТ, МОРОЗЫ, БУКЕТЫ, ЛУК, КОТ, МИР, САМОЛЕТЫ, ВОРОТА, ПОЛ, РУКАВА, КАПЮШОНЫ, МАЛИНА.

-Молодцы! Все правильно назвали!

  1. Знакомство с темой.

- Посмотрите, кто к нам пришел? Это Таня, она потеряла в речке мячик и плачет: А-А-А-А! Ребята, как плачет Таня? (…). Какой звук мы произносим? (зв. «А»).

- Доктор говорит мальчику, чтоб тот открыл рот и сказал: А-А-А-А-А. Скажите АААА. (…). Какой зв. мы сказали? (зв. «А»). Как говорит собака? (ав, ав!. Какой звук слышится в начале слова? (зв. «А»). Как говорит лягушки? (ква-ква). Какой звук слышится? (зв. «А»).

- посмотрите в зеркало, скажите – ААААА. Что помогает говорить этот звук? (ротик широко открыт, во рту нет преграды, воздух свободно выходит изо рта)

  1. Физминутка.

Логопед: Ребята выходите, сейчас я буду говорить разные звуки, как только вы услышите звук «А» - вам надо захлопать. (логопед называет разные гласные звуки – дети хлопают)

  1. Логопед: Садитесь.

- посмотрите в зеркало, скажите – ААААА. Что помогает говорить этот звук? (ротик широко открыт, во рту нет преграды, воздух свободно выходит изо рта)

Посмотрите, у меня в руках большой красный кружок. Это символ звука «А».

- Сейчас я опять буду произносить разные звуки, а вы поднимите красный кружок, если услышите звук «А».

Итог:  Молодцы, вы все хорошо играли. Скажите, с каким звуком мы познакомились? Во что мы играли? Что помогает говорить зв. «А»?

Тема: «Звук «А»

Задачи: продолжать слышать длинные и короткие слова, учиться различать их среди других слов; учить слышать звук А в ряду звуков и слов.

Оборудование: зеркало на каждого ребенка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть разные длинные и короткие слова, а вам надо хлопнуть, когда вы услышите короткое слово.

СЫН, ЛИПА, КОРОВА, СИЛА, МОХ, ТЕЛЕФОН, МОРС, СТУЛ, РАДУГА, САМОЛЕТ, МИР, РЕБЯТА, НОСОЧКИ, ПИР, КАРТОШКА, ШИП.

Молодцы, все хорошо справились.

  1. Дидактическая игра «Отгадай слово»

Логопед: Ребята, какими бывают слова? (слова бывают длинными и короткими). Сейчас мы с вами поиграем. Послушайте, что я сейчас скажу. КО-РО-ВА (логопед отхлопывает), КОТ (логопед отхлопывает). Логопед: а теперь послушайте, какое слово я загадала. (логопед отхлопывает слова, дети отгадывают) – КО-ТЕ-НОК – КОТ, МЫ-ШО-НОК – МЫШЬ, ГО-ЛО-ВА – ХВОСТ.

  1. Вычленение зв. «А» в ряду звуков.

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам прилетели птенцы, они хотят кушать и плачут. Как они плачут? (А-А-А). Какой звук они произносят (звук А).

- Посмотрите в зеркало, произнесите звук «А-А-А». Что помогает говорить вам этот звук? (рот широко открыт, язычок лежит внизу). Звук «А» какой? (звук «А» гласный). Почему он гласный? (во рту нет преграды, воздух свободно выходит изо рта).

- Логопед: Сейчас мы поиграем в игру. Я буду тянуть разные звуки один за другим, а вы произнесете только звук «А», когда его услышите: А-А-А-У-У-У-О-О-О-А-А-А-И-И-И-А-А-А и т.д.

  1. Поиграйте в игру «Назови слово»

 Логопед: Я буду произносить разные слова, а вы назовете слово, которое начинается со зв. «А»: УДОЧКА, ИСКРА, ОСТРОВ, АРКИ, УЛИЦА, АСТРЫ, ИГЛЫ, ОСЫ, АРМИЯ.

Логопед: Ребята, АРКИ, АСТРЫ, АРМИЯ -  с какого звука начинаются эти слова? (со зв. А). какой это звук? (гласный). Почему? (…)

  1. Физминутка

- А! – со мною вместе пойте,

- А! – пошире рот раскройте!

- А! – споем мы высоко,

- А – потянем низко.

- А … как будто далеко,

- А … - мы слышим – близко.

- А, - шепнем,

- А! – крикнем звонко.

- А, - тихонько,

- А! – Так громко!

Итог: Ребята, что мы сегодня отгадывали? (слова, которые вы загадывали). Какой звук А? (гласный). Что мы учились слышать? (звук А и слова, начинающиеся на звук А)

Тема: «Звук У»

Задачи: учить передавать ритмический рисунок слов; развивать фонематический слух; учить проговаривать слова протяжно, акцентируя изучаемый звук; учить артикулировать звук «У»; учить выделять звук «У» в ряду звуков.

Оборудование: картинка паровоза, картинки гуся, курицы, петуха, утки, зеркала на каждого.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть разные звуки, а вам надо поднять красный кружок, если услышите зв. «А» - А, О, А, И, У, О, А, У А.

  1. Дидактическая игра «Отхлопай слово».

Логопед: Молодцы, вы все справились! А сейчас мы поиграем в другую игру. (логопед показывает картинки на 1-но и 2-х сложные слова). Ребята, кто (что) это? Это … . сейчас я отхлопаю вам это слово. (логопед хлопает). … повтори. (отхлопывают 3-4 разных ребенка).

  1. Знакомство с темой.

Логопед: Ребята, как у нас гудит паровоз? («У»). Если поезд далеко, то как поезд будет гудеть – громко или тихо? (тихо), а если поезд близко, то как он будет гудеть? (громко). Ребята, погудите, как будто поезд близко, далеко, близко, далеко.

- А это у нас кто? (гусь, петух, курица, утка). Давайте пропоем эти слова. (логопед и дети тянут зв. У в словах). Какой зв. в этих словах мы с вами тянули? (звук «У»).

  1. Дидактическая игра «Паровоз гудит»

Логопед: Сейчас мы эти картинки расставим, а сами сядем в поезд и поедим. Как только мы остановимся, ребятки в поезде погудят. (логопед и ребята «едут на поезде», останавливаются и гудят).

  1. Знакомство со звуком.

Логопед: Молодцы, ребята, садитесь. Поверните к себе зеркала. Произнесите звук «У». Что помогает говорить этот звук? (губы трубочкой). Этот звук гласный. Почему? (во рту нет преграды, воздух свободно выходит изо рта).

Сейчас я буду произносить разные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук «У». (логопед произносит, дети хлопают в ладоши, если услышат правильный звук. «У»)

Итог: молодцы, ребята, все справились. С каким звуком вы познакомились? В какие игры мы играли?

Тема: «Звук У»

  1. Спросите, как гудит паровоз? (поезд гудит звук «У»). Если поезд далеко, то как поезд будет гудеть – громко или тихо? (тихо), а если поезд близко, то как он будет гудеть? (громко). Погуди, как будто поезд близко, далеко, близко, далеко.

2. Посмотри в зеркало, скажи звук «У» - губы вытянуты трубочкой. Этот звук гласный, потому что во рту нет преграды, воздух свободно выходит изо рта. Хлопни, когда услышишь звук «У» (А, О, У, И, У, А, О, У и т.д.)

- Посмотри на картинки, кто это? (это гусь, … петух, … курица, … утка). Произнеси каждое слово, протяни звук «У» в этих словах. Какой зв. в этих словах ты тянул? (звук «У»). у какой птицы нет звука «У»?                                        

Тема: «Звук У»

  1. Спросите, как гудит паровоз? (поезд гудит звук «У»). Если поезд далеко, то как поезд будет гудеть – громко или тихо? (тихо), а если поезд близко, то как он будет гудеть? (громко). Погуди, как будто поезд близко, далеко, близко, далеко.

2. Посмотри в зеркало, скажи звук «У» - губы вытянуты трубочкой. Этот звук гласный, потому что во рту нет преграды, воздух свободно выходит изо рта. Хлопни, когда услышишь звук «У» (А, О, У, И, У, А, О, У и т.д.)

- Посмотри на картинки, кто это? (это гусь, … петух, … курица, … утка). Произнеси каждое слово, протяни звук «У» в этих словах. Какой зв. в этих словах ты тянул? (звук «У»). у какой птицы нет звука «У»?                                        

   

   

Тема: «Звук У»

  1. Спросите, как гудит паровоз? (поезд гудит звук «У»). Если поезд далеко, то как поезд будет гудеть – громко или тихо? (тихо), а если поезд близко, то как он будет гудеть? (громко). Погуди, как будто поезд близко, далеко, близко, далеко.

2. Посмотри в зеркало, скажи звук «У» - губы вытянуты трубочкой. Этот звук гласный, потому что во рту нет преграды, воздух свободно выходит изо рта. Хлопни, когда услышишь звук «У» (А, О, У, И, У, А, О, У и т.д.)

- Посмотри на картинки, кто это? (это гусь, … петух, … курица, … утка). Произнеси каждое слово, протяни звук «У» в этих словах. Какой зв. в этих словах ты тянул? (звук «У»). у какой птицы нет звука «У»?                                        

Тема: «Звук У»

Задачи: учить слышать заданный звук в ряду звуков; учить отхлопывать слоговую структуру слов; учить характеристике заданного звука; учить понимать символы звуков; продолжать формировать фонематический слух.

Оборудование: предметные картинки, 2-х и 3-х сложные; картинка паровоза; предметные картинки, начинающиеся на звук «У»;

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  Логопед: Ребята, я буду произносить разные звуки, а вам надо сказать звук «У», когда его услышите. (логопед называет разные звуки, дети произносят, если слышат звук «У»).

  1. Дидактическая игра «Отхлопай слово».

  Логопед: Молодцы, вы все справились! А сейчас мы поиграем в другую игру. (логопед показывает картинки на 2-х и 3-х сложные слова). Ребята, кто (что) это? Это … . сейчас я отхлопаю вам это слово. (логопед хлопает). … повтори. (отхлопывают 3-4 разных ребенка).

  1. Закрепление темы.

Логопед: Ребята, как у нас гудит паровоз? («У»). посмотрите в зеркало, произнесите «У». Что делают губы? (вытягиваются  в трубочку).  Звук «У» гласный – воздух свободно выходит изо рта, во рту нет преграды.

Посмотрите у меня в руках маленький кружочек. Если мы губки вытянем вперед, то они будут как маленький кружок. Этот кружок – символ звука «У».

  1. Дидактическая игра «Услышь звук «У» (в ряду звуков).

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру. Я буду говорить разные звуки и слова, а вам надо поднять маленький красный кружок, если услышите звук «У»: звуки, угол, ослик, арки, ива, утро, уши, острый, игры, ода, ил, ус, укол. (логопед произносит, дети поднимают). Какой звук «У» (гласный). Почему? ().

  1. Дидактическая игра «Угадай слово и звук» - у логопеда карточки, где в названии первый звук «У». логопед показывает карточку и называет слово без первого звука. Дети должны догадаться, какой звук пропущен, как называется слово.

  1. Физминутка.

Дети и логопед стоят в кругу. Логопед говорит разные звуки, все идут по кругу. Если логопед произносит звук «У» - дети должны поднять руки.

Итог: с каким звуком мы играли? Какой это звук? Что делают губки?

 

Тема: «Звук У»

  1. Спросите, как гудит паровоз? («У»). Если паровоз далеко, то как он гудит? (паровоз гудит тихо), а если паровоз близко, то как он гудит? (паровоз гудит громко). Поиграйте с ребенком, то отходя от него, то приближаясь, чтобы ребенок соответствующе тихо или громко гудел.
  2. Мама: Спой песенку паровоза: «У-У-У». Посмотри в зеркало, произнеси «У». Что делают губы? (губы вытягиваются  в трубочку).  Правильно! Звук «У» гласный – воздух свободно выходит изо рта, во рту нет преграды.

Посмотри, у меня в руках маленький кружочек. Если губки вытянуть вперед, то они будут как маленький кружок. Этот кружок – символ звука «У».

  1. Поиграйте в игру «Услышь звук «У».

Мама: Я буду говорить разные звуки и слова, а тебе надо поднять маленький красный кружок, если услышишь звук «У»: А, У, И, У, О, А, У, и т.д.; угол, ослик, арки, ива, утро, уши, острый, игры, ухо, ил, ус, улица. Какой звук «У»? (гласный). Почему? ().

Тема: «Звук У»

  1. Поиграйте с ребенком в игру. Покажите картинки или предметы, состоящие из одного слога – мяч и из 2-х открытых слогов – но-га. Кто (что) это? Это … . Сначала отхлопайте слово сами, а потом пусть отхлопает ребенок. Называйте слова и показывайте предметы, понятные вашему ребенку, название которых будет состоять из 2-х открытых слогов: ще-ка, нос, лоб, шуба, ру-ка, до-ма, зуб, пес и т.д.
  2. Спросите, как у нас гудит паровоз? («У»). посмотри в зеркало, произнеси «У». Что делают губы? (вытягиваются  в трубочку).  Звук «У» гласный – воздух свободно выходит изо рта, во рту нет преграды.

Посмотри, у меня в руках маленький кружочек. Если губки вытянуть вперед, то они будут как маленький кружок. Этот кружок – символ звука «У».

  1. Поиграйте в игру «Услышь звук «У».

Мама: Я буду говорить разные звуки и слова, а тебе надо поднять маленький красный кружок, если услышишь звук «У»: А, У, И, У, О, А, У, и т.д.; угол, ослик, арки, ива, утро, уши, острый, игры, ода, ил, ус, укол. Какой звук «У»? (гласный). Почему? ().

Тема: «Звук У»

  1. Поиграйте с ребенком в игру. Покажите картинки или предметы, состоящие из одного слога – мяч и из 2-х открытых слогов – но-га. Кто (что) это? Это … . Сначала отхлопайте слово сами, а потом пусть отхлопает ребенок. Называйте слова и показывайте предметы, понятные вашему ребенку, название которых будет состоять из 2-х открытых слогов: ще-ка, нос, лоб, шуба, ру-ка, до-ма, зуб, пес и т.д.
  2. Спросите, как у нас гудит паровоз? («У»). посмотри в зеркало, произнеси «У». Что делают губы? (вытягиваются  в трубочку).  Звук «У» гласный – воздух свободно выходит изо рта, во рту нет преграды.

Посмотри, у меня в руках маленький кружочек. Если губки вытянуть вперед, то они будут как маленький кружок. Этот кружок – символ звука «У».

  1. Поиграйте в игру «Услышь звук «У».

Мама: Я буду говорить разные звуки и слова, а тебе надо поднять маленький красный кружок, если услышишь звук «У»: А, У, И, У, О, А, У, и т.д.; угол, ослик, арки, ива, утро, уши, острый, игры, ода, ил, ус, укол. Какой звук «У»? (гласный). Почему? ().

Тема: «Звук У»

  1. Поиграйте с ребенком в игру. Покажите картинки или предметы, состоящие из одного слога – мяч и из 2-х открытых слогов – но-га. Кто (что) это? Это … . Сначала отхлопайте слово сами, а потом пусть отхлопает ребенок. Называйте слова и показывайте предметы, понятные вашему ребенку, название которых будет состоять из 2-х открытых слогов: ще-ка, нос, лоб, шуба, ру-ка, до-ма, зуб, пес и т.д.
  2. Спросите, как у нас гудит паровоз? («У»). посмотри в зеркало, произнеси «У». Что делают губы? (вытягиваются  в трубочку).  Звук «У» гласный – воздух свободно выходит изо рта, во рту нет преграды.

Посмотри, у меня в руках маленький кружочек. Если губки вытянуть вперед, то они будут как маленький кружок. Этот кружок – символ звука «У».

  1. Поиграйте в игру «Услышь звук «У».

Мама: Я буду говорить разные звуки и слова, а тебе надо поднять маленький красный кружок, если услышишь звук «У»: А, У, И, У, О, А, У, и т.д.; угол, ослик, арки, ива, утро, уши, острый, игры, ода, ил, ус, укол. Какой звук «У»? (гласный). Почему? ().


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию фонематического восприятия детей логопедической группы

Использование ТРИЗ на логопедических занятиях. Тема: «Звуки Щ-Ч»...

Конспект по развитию фонематического восприятия "Инопланетяне Ма и Ам"

Цель: развивать фонематическое восприятие.1. Учить выделять заданный гласный звук в ряду других звуков, учить выделять слоги с этим звуком среди обратных слогов.2. Продолжать учить различать понятия «...

Занятие по фонематическому восприятию "Путешествие в город мастеров"

Программное содержание: развивать слуховое внимание, силу и высоту голоса, формировать фонематическое восприятие, развивать мелкую моторику пальцев. Активизировать, уточнить и расширить словарь по дан...

Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ш]. Буква Ш»

Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ш]. Буква Ш»Возраст детей: 6-7 лет подготовительная группа.Цель занятия:формирование фонетико-фонематическог...

Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ж. Буква Ж»

Цель занятия:формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звука Ж в слогах, словах.Задачи:Образовательные:закрепление у детей правильного произношения звука [Ж] в слогах, словах.нау...

Игры, задания и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия детей среднего дошкольного возраста

Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков.Иры на развитие слухового внимания.Игры на различение и воспроизведение темпа и ритма.Игры, задания и упражнения, н...