Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ж. Буква Ж»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

зиля рависовна миллятова

Цель занятия:

  • формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звука Ж в слогах, словах.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление у детей правильного произношения звука [Ж] в слогах, словах.
  • научить характеризировать по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на различные виды контроля;

Развивающие:

  • развивать фонематические процессы, зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать у детей общую и артикуляционную моторику;
  • упражнять в звуковом анализе слов;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • формирование положительной установки на образовательную деятельность.

Оборудование: презентация,  конверт с письмом, цветные фишки, буквы для выкладывания схем.

Предварительная работа.

Чтение русской народной сказки  “Жихарка”.

 

 

 

Утренний совет.

1.Приветствие «Доброе утро»

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

Обмен новостями.

Воспитатель:

-Ребята, я хочу рассказать вам новость.

 Когда я шла в детский сад, то на высоком тополе увидела ворону. У неё в клюве был какой-то мешочек.

И как только я подошла ближе к дереву, ворона громко каркнула, и мешочек упал прямо к моим ногам.

Я подняла его и посмотрела, что в нём. А в нем, письмо для нас и фотография.

Дорогие ребята!

Пишу вам я, известный сказочный герой, живу я в одной очень хорошей русской народной сказке.

Со мной приключилась беда, хитрая лиса подшутила надо мной, и в моем имени потерял 1 ый звук и букву,  теперь я Ихарка, как грустно…

Помогите мне найти потерянный звук и букву. 

Ребята для того чтобы помочь нашему герою, нам нужно узнать его, определить 1ый звук в его имени .

2. Объявление темы. 

- А что такое звук?

-Звук - это то, что мы слышим и говорим.

-Давайте, посмотрим на фото героя.

- Кто это?

- Правильно, Жихарка.

-Ребята , внимательно послушайте меня.

 - Какой первый звук в слове Жихарка?

 -Правильно, Звук. [Ж], вот мы с вами и нашли звук Ж.

Первое задание «Поймай звук Ж»

-Жихарка очень рад, что вы нашли потерянный звук Ж в его имени и хочет поиграть с вами    интересную игру «Поймай звук Ж»

-Я буду произносить согласные звуки, а вы встаньте спиной ко мне.

 Если вы услышите звук Ж, то хлопайте в ладоши. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.

ж, м, б, ж, к, п, ж, н;

 жа, га, жу, ка, жа, па, жи;

 Женя, живот, молоко, кровать, жираф, зонтик, жилет, шуба, пижама.

-А какие бывают звуки? (гласные и согласные)

-Интересно, звук Ж  гласный или согласный. 

-Что бы это узнать предлагаю вам пройти за стол.

3. Сядьте красиво, спинку держим ровно, руки на столе.

- Ребята, что нам надо сделать, чтобы увидеть, правильно ли мы произносим звук Ж?

- Правильно, возьмите в руки зеркала, смотрите внимательно в зеркало и произнесите звук [Ж]:  

- Какие губы, когда произносим звук Ж?

- Правильно, губки округлены и слегка вытянуты вперед;

- А где находится наш язычок?

- Широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

-Звук издается свободно или есть преграда? (язычок создает преграду воздуху)

-Ребята, значит звук [Ж] какой?

-Гласный или согласный?

-Все согласны?

-Запомните, ребята, звук Ж согласный и всегда твердый.

- На схеме его обозначаем каким цветом?

- Синим цветом.

- Звук Ж обозначается такой буквой.

- Посмотрите как она выглядит.

-На что  похожа буква Ж?

-Ребята, сейчас я вам покажу как правильно печатать букву Ж.

-Сначала проводим сверху вниз первую прямую линию.

-Затем сверху справа от первой прямой линии отходим немного проводим вторую прямую линию до центра первой прямой линии и спускаемся вниз от  центра первой прямой линии вниз направо. Начало и конец второй прямой линии должны быть на одинаковом расстоянии и сверху и снизу.

-Затем сверху слева от первой прямой линии проводим третью прямую линию по центру первой прямой линии  по диагонали.

-Мы будем учиться печатать букву Ж в воздухе.

 - Поставьте локоточки на стол и поднимите указательный пальчик правой руки.

-Сначала проводим сверху вниз первую прямую линию.

-Затем сверху справа от первой прямой линии проводим вторую прямую линию по центру первой прямой линии  по диагонали.

-Затем сверху слева от первой прямой линии проводим третью прямую линию по центру первой прямой линии  по диагонали.

-Жихарка благодарен вам и предлагает поиграть, пойдите, встаньте на край ковра.

Второе задание «Поймай звук Ж»

-Ребята, чтобы Жихарка больше не терял звук Ж, давайте поиграем в игру «Договори слово»

-Я буду говорить часть слова, а вы добавьте звук Ж и скажите слово полностью.

Бага – ж, эта-ж, мане –ж, мира –ж,  колла –ж, гара –ж, шанта –ж, верниса –ж, камуфля –ж, банда –ж.

Третье задание «Найди картинку с о звуком Ж» 

-На столе лежат картинки . Возьмите картинку в названии которого есть звук Ж  и вернитесь на свои места.

-Посмотрите на карточки и определите место звука Ж в вашем слове.

( назвать слово и определить место звука Ж в слове)

цель: учить детей определять наличие или отсутствие заданного согласного звука в слове.

-Молодцы ребята.

-Посмотрите ребята, картинки подписаны с другой стороны.

- Ребята, в надписи есть буква Ж?

- Оказывается хитрая лиса не только в имени Жихарки нахулиганила.

-Предлагаю вам допечатать недостающую букву в центрах активности.

-Утором вы выбрали центры,  в которых хотели работать.

-Обратите внимание на экран выбора, кто выбрал центр речевого развития, буквы будете печатать с помощью типографии, кто  центр аппликации, те будут наклеивать карточки с буквами, кто выбрал центр рисования, будут карандашом писать букву Ж.

-Пройдите  за столы.

-Сели красиво, спинку держим ровно.

Работа с детской типографией 7-8 мин

Звуковой анализ слова.

-Кто выполнит задание, под названием своего слова выложите его  схему фишками (выкладывают фишками)

-Поднимите руку те, кто выложил схему слова жук.

-Определите место звука ж в слове жук.

- Поднимите руку те, кто выложил схему слова баклажан.

-Каким цветом обозначили звук ж?

-Почему?

- Поднимите руку те, кто выложил схему слова нож.

-Сколько гласных звуков в слове нож?

-Сколько слогов в слове нож?

- Вот мы вернули с вами потерянные буквы, а сейчас проходите на ковер.

Рефлексия 2мин

Молодцы! Вы сегодня справились со всеми заданиями!

-Ребята, сегодня вы помогли Шпунтику вернуть потерянную первую букву в его имени.

- Напомните мне, какой звук мы сегодня искали?

-Звук Ж  гласный или согласный?

- Твердый или мягкий?

-Звук Ж всегда твердый.

-Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?

-Синим цветом.

-Что вам понравилось больше всего на занятии?

- Какие задания для вас показались сложными?

- Со всеми заданиями справились легко?

-Вы ребята, молодцы! Помогли Жихарке, хорошо поработали.

 

 

 

 

 

Дорогие ребята!

Пишу вам я, известный сказочный герой, живу я в одной очень хорошей русской народной сказке.

Со мной приключилась беда, хитрая лиса подшутила надо мной, и в моем имени потерял 1 ый звук и букву,  теперь я Ихарка, как грустно…

Помогите мне найти потерянный звук и букву.

 

 

ж, м, б, ж, к, п, ж, н;

 жа, га, жу, ка, жа, па, жи;

 Женя, живот, молоко, кровать, жираф, зонтик, жилет, шуба, пижама.

 

Бага – ж, эта-ж, мане –ж, мира –ж,  колла –ж, гара –ж, шанта –ж, верниса –ж, камуфля –ж, банда –ж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Жихарка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К....

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе "Звук [У ], буква У, у"

Познакомить детей с новым звуком и буквой У, у. Учить распознавать на слух звук [ У]. Дать характеристику звук у :гласный, тянется, поётся, обозначается красным кружочком,...

Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ш]. Буква Ш»

Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ш]. Буква Ш»Возраст детей: 6-7 лет подготовительная группа.Цель занятия:формирование фонетико-фонематическог...

Конспект занятия по фонематическому восприятию в средней группе "Звуки А и У".

Разработка конспекта по теме "Звуки А и У".Дополнительно домашнее задание по теме....