Предупреждение дисграфии у дошкольников.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Муравьева Мария Григорьевна

В материале представлены рекомендации по преодолению предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_disgrafii_u_doshkolnikov.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма – дифференциации фонем на слух и в произношении, анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, оптико-пространственных функций.

Ошибки характеризуются как  дисграфические в том случае, когда они наблюдаются у детей школьного возраста. У детей дошкольного возраста письмо может сопровождаться многочисленными ошибками, сходными по характеру и проявлению с дисгафическими. Однако у детей дошкольного возраста еще не достаточно сформированы многие психические функции, обеспечивающие процесс письма. Поэтому эти ошибки являются закономерными, но представляющими собой  возможные предпосылки дисграфии в школьном возрасте.

Выделяются следующие виды ошибок при дисграфии:

  1. Искаженное написание букв (например, зеркальное их написание).
  2. Замены рукописных букв:
  • Графически сходных (например, в-д, л-м, ц-щ);
  • Обозначающих фонетически сходные звуки (например, д-т, б-п, г-к).
  1. Искажение звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления и др. (Например, весена – вместо весна, стана – вместо страна, кулбок – вместо клубок).
  2. Искажение структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов. (Например, Истеплых странлетя грачи.)
  3. Аграмматизмы на письме. (Например, много ключов, карандашов, на ветков).

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых, необходима для нормального овладения процессом письма.

  1. Развитие дифференцированного слухового восприятия.

Все звуки речи отличаются друг от друга по определенным характеристикам – по высоте, силе и длительности звучания. Следовательно, если научить ребенка любые имеющиеся в природе звуки отличать друг от друга по приведенным выше признакам, то тем самым в значительной степени его слух подготовится к различению по тем же самым характеристикам и речевых звуков.

        Начать можно с самого легкого – с привлечения внимания ребенка к различным звукам (человеческий голос, звучащие игрушки, шум дождя, пение птиц и т.д.). Окружающее ребенка пространство нужно периодически сознательно «насыщать» этими звуками, причем взрослый должен сам на них эмоционально реагировать. Далее необходимо приучать ребенка соотносить тот или иной слышимый им звук с определенным скрытым от него предметом, издающим этот звук. Очень важно также развивать у ребенка умение определять направление звука. Необходимо специально упражнять ребенка и в узнавании людей только по голосу (не видя их).

        Если слух ребенка будет натренирован таким образом с раннего детства, то в дальнейшем он сможет отличать друг от друга и все речевые звуки и у него вообще не возникнет предпосылок акустической дисграфии.

  1. Различением звуков на слух ребенок овладевает значительно раньше, чем умением их произносить, и в дальнейшем, опираясь на это различие, он старается «приспособить» свою артикуляцию к получению точно такого же звучания, какое он слышит в речи взрослого. Именно для этого ребенку необходим образец правильной (без дефектов звукопроизношения) и отчетливой речи взрослых. Разговаривать с ребенком нужно спокойно, в небыстром темпе. Очень важно также четко и ясно произносить перед ребенком отсутствующие в его речи звуки, давая ему при этом возможность видеть артикуляцию взрослого. В тех случаях, когда «возрастное косноязычие», выражающееся в звуковых  заменах, исчезает своевременно, у ребенка вообще не появляется предпосылок к артикуляторно-акустической дисграфии.
  2. Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Необходимо обеспечить благоприятные условия для развития у ребенка полноценного зрительного восприятия – наличие ярких, различных по величине и форме игрушек, возможность самостоятельно с ними действовать, а так же самостоятельно передвигаться в окружающем его пространстве. Важно содействовать и развитию ориентировки ребенка в собственном теле, поскольку именно в зависимости от выделения правой и левой руки в дальнейшем у него формируется представление о правой и левой сторонах пространства. С целью развития зрительного анализа очень полезно упражнять ребенка в нахождении различий в сходных предметах, что в дальнейшем способствует к устранению предпосылок оптической дисграфии.

  1. Для предупреждения появления предпосылок аграмматической дисграфии прежде всего необходима грамотно оформленная (грамматически правильная) речь окружающих ребенка людей. Очень важно и достаточно отчетливое произнесение ими всех слов. Это связано с тем, что правила согласования слов, а значит и правила построения предложений ребенок усваивает в основном по подражанию. Поскольку большинство окончаний слов в русском языке являются безударными, то окружающим ребенка людям следует достаточно отчетливо их проговаривать. Очень важно и специально упражнять ребенка в правильном употреблении отдельных грамматических форм и в правильном построении фраз.

Крайне отрицательно сказывается на формировании грамматического строя речи ребенка так называемое «двуязычие» в семье.

Необходимо также обогащать словарный запас ребенка – читать книжки, рассматривать с ним картинки, называя изображенные на них предметы,  знакомить его с названиями деревьев, птиц, насекомых и т.д.

  1. С пяти лет для профилактики возникновения дисграфии на почве несформированного фонематического анализа и синтеза слов необходимо упражнять детей в выделении звуков из слов, определении их количества и места в слове (начало, конец, середина), делении слов на слоги, в составлении слов из звуков и слогов.

Из сказанного следует, что весь процесс дошкольного воспитания ребенка, начиная с раннего возраста, должен быть направлен на то, чтобы полноценно подготовить его к школе, а значит и к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников

Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников...

Предупреждение дисграфии у дошкольников с нарушениями речи

Дисграфия — это частичное на­рушение процесса письма, проявляющееся в стой­ких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функ­ций, участвующих в процессе письм...

Коррекционная работа по предупреждению дисграфии у дошкольников.

Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в пропусках или смешениях букв, в искажениях звукослогового состава слов...

Предупреждение дисграфии у дошкольников и учащихся первых классов.

Консультация логопеда.Предупреждение дисграфии у дошкольников и учащихся первых классов....

Конспект открытого логопедического занятия по предупреждению дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Открытое логопедическое занятие.Тема занятия: Предупреждение дисграфии у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Задачи:Коррекционно-образовательные:Профилактика  дисграфии...

Предупреждение дисграфии у дошкольников как одно из условий успешного обучения в школе.

В анамнезе детей с дисграфией отмечается наличие ряда патологических факторов,  воздействующих в преднатальный, натальный и постнатальный период. Определенное место в этиолигии дисграфии  от...

Предупреждение дисграфии у дошкольников.

Рекомендации по работе  с дошкольниками, имеющими речевые нарушения....