Консультация для родителей "Специфика проведения логопедического массажа при дизартрии"
консультация
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, в результате недостаточной иннервации мышц речевого аппарата вследствие очагового органического поражения ц.н.с.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых – наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным (либо совсем отсутствует).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_konsultatsii_pozvolit_opredelit_spetsifiku_logopedicheskogo_massazha.docx | 263.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика проведения логопедического массажа при дизартрии
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, в результате недостаточной иннервации мышц речевого аппарата вследствие очагового органического поражения ц.н.с.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых – наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным (либо совсем отсутствует).
Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже - нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.
Для установления истинной причины дизартрии необходима обязательная консультация специалиста (невропатолога, логопеда).
Улучшить речь и облегчить общение с окружающими людьми можно, если больному будет обеспечена адекватная логопедическая помощь.
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков начинается с логопедического массажа.
Цель массажа – нормализация мышечного тонуса, улучшения питания мышц за счет нормализации кровоснабжении и увеличении поступления нервных импульсов, что способствует повышению подвижности паретичных мышц.
Массаж осуществляется дифференцированно в зависимости от мышечного тонуса. При спастичности – расслабляющий массаж. При гипотонии – укрепляющий, стимулирующий массаж.
Использование логопедического массажа в коррекционной работе дает поразительно высокие результаты. Рассмотрим различные способы массажа при некоторых формах дизартрии.
Массаж при спастической форме дизартрии. Его цель улучшить сократительную функцию отделов мышечных групп; улучшить кровообращение, вызвать капиллярную гиперемию, повысить рецептурную активность. Массаж следует начинать плоскостными поверхностными поглаживаниями по линии верхних шейных позвонков на задней поверхности. Поглаживающие движения производить сверху вниз по ходу лимфатических сосудов. Закончить легким плоскостным поглаживанием от подбородка к височным впадинам.
Приемы разминания и вибрации при спастической форме дизартрии используются, так как они провоцируют нарастание мышечного тонус. Цель - расслабить мышцы артикулярного аппарата. При спастическом синдроме полезны растирания одним пальцем в местах выхода нерве (точечный массаж К. Семеновой). Проводить массаж нужно осторожно, хорошо зная анатомию мышц. Не зная точного, адресата, нельзя достигну желаемого эффекта. Массаж проводится теплыми руками, с коротко остриженными ногтями Украшения необходимо снять. Массаж должен вызывать у ребенка только положительные эмоции.
Массаж при гиперкинетической форме дизартрии. Все приемы массажа проводятся на фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения, назначаемого врачом.
Характер и деятельность массажа обязательно должны продумывать строго индивидуально. Наибольший эффект достигается при включении элементов коррекционной дыхательной гимнастики до массажа и меж отдельными приемами.
Кожа массируемой поверхности должна быть сухой и чистой. Массаж ограничивают легким поверхностным поглаживанием мышц затылка, плечевого пояса, груди, боковых мышц туловища по ходу лимфатических сосудов.
Приемы расслабляющего массажа, как одного из методов работы
с дизартриками
Расслабляющий массаж. Выполняется при высоком мышечном тонусе (корковая, псевдобульбарная, подкорковая дизартрия). Массаж начинается с общего расслабления ребенка, затем осуществляется расслабление плечевого пояса и шеи. Далее массаж лицевой мускулатуры, затем языка.
Расслабление лицевой и губной мускулатуры.
Расслабление проводится методом разглаживания:
- в направлении от висков к середине лба (рис.1);
- от бровей к волосистой части головы;
- вниз от линии лба через все лицо к шее;
- от мочек уха по щекам к крыльям носа (рис.2);
- по верхней губе от угла рта к середине (рис.3);
- по нижней губе от угла рта к середине (рис.4).
Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение должно выполняться 4-7 раз. Массаж по времени не должен превышать 3 минут.
Рис.1 рис.2 рис.3,4
Расслабление губ.
- поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ (рис.5);
- поглаживание верхней и нижней губы к центру;
- постукивание губ;
- точечный массаж губ.
Каждое массажное движение выполняется 6-8 раз несколько раз в день.
Расслабление мышц шеи.
После легких расслабляющих движений по лицевой и губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Правая рука логопеда подводится под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает голову ребенка в одну и другую сторону, покачивает. Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня.
Расслабление языка и коррекция его патологической формы.
Массаж языка следует проводить после общего расслабления:
• точечный массаж в области подчелюстной ямки в течение 5 секунд с
вибрирующими движениями указательным пальцем под нижней челюстью (рис.6);
• вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами нижней челюсти (5 секунд);
• легкое похлопывание, поглаживание языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка от кончика языка к его корню. Это массажное упражнение выполняется по 15 секунд 3-5 раза в день (рис.7).
Рис.5 рис.6 рис.7
При выраженной вялости – гипотонусе оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепления мышц этой зоны.
Укрепление лицевой мускулатуры:
- поглаживание лба от середины к вискам;
- поглаживание щек от носа к вискам;
- поглаживание от подбородка к ушам;
- разминание скуловой и щечной мышцы осуществляется указательными
и средними пальцами обеих рук, в направлении от виска по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4-5 движений интенсивность движений усиливается. Движения становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывающими отрицательных реакций у ребенка.
Укрепление губной мускулатуры.
Проводят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию губ:
- от середины нижней губы к углам;
- поглаживание носогубных складок от углов рта к крыльям носа;
- пощипывание губ.
Все движения выполняются 8-1О раз, ежедневно по 2-3 раза. Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация, которую производят ручным методом или при помощи вибратора. Вибрация - передача тканям мелких, быстрых, чередующихся колебаний движений, проводимых ритмично, оказывая глубокое воздействие на мышцы, вызывая их сильное сокращение, что придает мышцам большую упругость.
Укрепление языковой мускулатуры.
При вялости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя:
- массируют продольные мышцы языка, при этом шпателем поглаживают язык от его средней части- спинки - к концу языка;
- при поглаживании языка из стороны в сторону воздействуют поперечные мышцы;
- легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5-10 секунд, способствуют активизации мышц языка.
Все эти движения выполняются 4-6 раз.
При гиперкинезах языка проводится точечный массаж.
- Легкое поглаживание языка из стороны в сторону (рис.8);
- Проводится массаж в трех точках. (рис.9);
- перекрестный точечный массаж в области губ. Указательный палец левой руки помещается в середине носогубной складки слева, а указательный палец правой руки под углом губ справа. Производят одновременно вращательные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательные пальцы перемещаются. Указательный палец правой руки помещается на носогубную складку справа, а указательный палец левой руки опускается под угол губ слева, и производят вновь те же движения (рис.10, 11);
- Указательный палец левой руки располагается в области середины
носогубной складки слева, а указательный палец правой руки помещается под угол нижней челюсти справа. Производятся вращательные движения в этих точках. Затем движения проводятся на противоположной стороне;
• указательный палец левой руки располагается в той же точке, что и
при перекрестном массаже, или же в точке под углом губ слева, а указательный палец правой руки фиксируется в точке под сосцевидным отростком за ухом. Установив пальцы в данных точках, проводят глубокий точечный массаж, затем это же упражнение проводят на противоположной стороне;
• при резко выраженных гиперкинезах используются следующие точки.
Если палец левой руки фиксируется в зоне носогубной складки или под углом губ слева, то палец правой руки занимает точку под внутренним углом правой лопатки, и тоже осуществляются вращательные движения в данных точках. Затем это упражнение повторяется с противоположной стороны;
• при стойких гиперкинезах используют точки, находящиеся под коленкой, и точку в области одной из носогубных складок и тоже делают точечный перекрестный массаж. Эти упражнения не должны вызывать у ребенка чувства болезненности, неудобства, дискомфорта.
Особенностью использования этих приемов является то, что движение повторяется 3-4 раза, подбираются они строго индивидуально и осторожно, так как неправильное выполнение может усилить гиперкинезы. Точечный массаж производится ежедневно.
Рис.8 рис.9 рис.10 рис.11
Упражнения подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не превышает 5 минут. Логопедический массаж, кроме нормализации тонуса мышц языка, губ и ослабления гиперкинезов, направлен на развитие афферентации оральной мускулатуры (речевых кинестезий). При асимметриях, неравномерном распределении тонуса в артикуляционных мышцах массаж проводится с гиперкоррекцией соответствующей стороны - на пораженной стороне большее количество движений (10-12). Кроме приемов ручного массажа используется специальный аппарат – вибромассажор.
Таким образом, массаж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширения возможностей движения речевых мышц и включения их в процесс произношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический массаж при дизартрии. Презентация.
В данной презентации показаны виды логопедического массажа и основные задачи логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии....
Логопедический массаж при дизартрии
В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. М.Е. Хватцев говорил: "Массаж артикуляционного аппарата и ар...
Некоторые методические рекомендации к проведению логопедического массажа при стёртой дизартрии.
Целью дифференцированного логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положит...
Специфика проведения логопедического массажа при дизартрии.
Консультация для родителей. Содержание консультации позволит определить специфику логопедического массажа....
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.
При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....
Актуальность проведения логопедического массажа при дизартрии в детском саду
Актуальность проведения логопедического массажа при дизартрии в детском саду...