Применение загадок в работе с детьми, имеющими нарушения речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

«Загадка, несмотря на миниатюрность жанра,

обладает многими ценными качествами,

так необходимыми в образовательной

и воспитательной работе с детьми.

Нужно только, обращаясь к загадке, уметь

видеть ее мудрую глубину».

Ю.Г. Илларионова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение загадок в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Учитель – логопед Капорина Ольга Сергеевна

ГБДОУ детский сад №32 Пушкинского района  г. Санкт-Петербург

«Загадка оставляет уму ребенка полезные упражнения»-

русский педагог К.Д.Ушинский

Почему нам всем очень нравится загадывать и отгадывать загадки?

Потому, что загадки - это особый мир, веселый, интересный и загадочный. В древне -

русском языке слово гадать означало думать, размышлять. Загадки создавались народом и

возникновение их уходит в далекое прошлое.

Так как, загадки входили в обряды, включались в праздники, использовались для

проверки знаний и смекалки, то в них - отражена народная мудрость.

В древне - русском языке слово гадать означало думать, размышлять. Загадки в народной

педагогике всегда служили развитию сообразительности, а говоря современным языком –

формированию ассоциативного и образного мышления.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы,

загадки развивают и обогащают речь, стимулируют процессы анализа и синтеза, сравнения, сопоставления. У детей развивается достаточно быстрая актуализация лексического материала из долговременной памяти.

.

Загадки достались нам как культурное наследие, они служат классическими

образцами для сочинения новых загадок.

Загадки помогают ребенку четко и правильно произносить поставленные звуки, контролировать свое звукопроизношение, а затем определять место заданного звука в словах-отгадках.


Основным признаком загадки является описание, которое нужно отгадать и доказать.

Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им.

1.Длинный, желтый, сладкий, мягкий

Очень мой любимый фрукт

Ну, давай-ка угадай-ка

Как его зовут? (Банан).

2 Что за лента, чудо лента?

Все приклеит и прилепит. (Скотч).

Очень нравится детям отгадывать загадки по типу «Доскажи словечко»:

1 Я и в банке, я и в бочке,

Я в салате Оливье.

Я в теплице, в огороде

Нужный овощ (…..) (Огурец).

2.Я кручу, верчу, стучу

И белье я полощу.

Помощница Марины (…..) (Стиральная машина).

3.Я пыхтел и поднимался,

Затем в печке запекался.

Ну-ка, съешь меня дружок.

Я румяный (…..) (Пирожок).

Тематика загадок разнообразна, их содержанием является окружающая действительность:

социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир.

Специфика нашей работы дает возможность классифицировать загадки, объединять их по

изучаемым темам: овощи, фрукты, животные, продукты, бытовая техника и т.д.

1.Я крута и высока

И видна издалека.

Голова покрыта снегом

У меня зимой и летом. (Гора).

2. От воды я убываю

И микробы все смываю.

Нужно всем со мной дружить

И здоровьем дорожить. (Мыло).

3. В нашем доме появилась прозрачная лента.

Даст она напиться,

Даст нам и помыться. (Вода).

4. Он на веточке висел, а потом попал в кисель.

Желтый, кислый, сочный

И полезный очень. (Лимон).

5. Зеленый, сладкий мячик

На зубках похрустел.

Зеленый, сладкий мячик

Я незаметно съел. (Яблоко).

6. Когда режу я его,

Слезы проливаю.

Но, что очень он полезен,

Это тоже знаю. (Лук).

7. Я в пюре и в пирожках,

в чипсах, драниках, супах.

Вторым хлебом я зовусь,

К вам на стол я попрошусь. (Картофель).

8. Круглый год я надеваю

Платьице зеленое,

А блестит оно, сверкает

В праздник новогодний. (Ель).

9. Плещет, пенится, бурлит,

Ребятишек веселит.

Покатает на волнах,

Засверкает при лучах. (Море).

10. Вижу сладкий, вкусный снег

В вафельном стаканчике.

Его очень любят кушать

Девочки и мальчики. (Мороженое).

11. Зимой я одеваюсь в шубку белую,

Весной в цветочный сарафан.

Все лето на мне платьице зеленое,

А осенью оранжевый кафтан. (Дерево).

12. Круглое стекло,

В нем мое личико видно. (Зеркало).

13. Я цветок прекрасный,

Иногда опасный.

Уколоть могу шипами,

Могу быть подарком маме. (Роза).

14. По нему я похожу,

Я на нем посижу,

Из него красивый замок

Я сооружу. (Песок).

15. Полосатая лошадка

Травку медленно жует.

В зоопарке проживает

И гостей все время ждет. (Зебра).

16. Я на солнце появился,

Я за солнцем повернулся.

А, когда пришла пора,

В масло превратился. (Подсолнух).

17. С помощью мела

На ней появляются птицы.

Птицы расскажут вам

Сказки и небылицы. (Классная доска).

18. Очень тонкая девица

Грязи вовсе не боится.

Там, где пробежит

Пол сияет и блестит. (Швабра).

19. Пыль глотает,

Мусор собирает.

Ходит он и тут и там

И порядок дарит нам. (Пылесос).

20. Белые мошки садятся на дорожки.

Чем мошек больше, тем сугробы выше. (Снежинки).

21. В доску и в каблук вхожу

С молоточком я дружу. (Гвоздь).

22. Мною можно дверь закрыть,

Дам я вам воды попить.

Есть я там, где нотный стан

И дорожный чемодан. (Ключ).


С большим удовольствием дети выполняют следующие задания:

1. Отгадай загадку и нарисуй отгадку.

2. Отгадай загадку и обведи изображение отгадки.

3. Ответь, какие слова со звуком (. ) ты услышал в тексте загадки?

4. Выучи текст загадки, правильно проговаривая звук (.)

5. Нарисуй отгадку, разрежь ее на части и собери целиком.

6. Определи, почему картина-отгадка является четвертой лишней?

7. Назови слова-признаки в твоей загадке.

8. Определи место звука в словах – отгадках.

С большим интересом обучающиеся собирают из частей разрезанные картинки слов-

отгадок, а затем составляют описание этих картинок, составляют рассказы, загадывают

выученные наизусть загадки.

Яркость, красочность зрительных образов поддерживают неподдельный интерес ребенка к

занятиям и формируют навык связного высказывания.

Актуальной проблемой в работе с учащимися, имеющими речевые нарушения, является

развитие связной речи. Наличие этой коммуникативной функции способствует

формированию полноценной личности, повышению школьной мотивации, усвоению

учебной программы, психологической комфортности в коллективе. В классической

логопедической литературе процесс развития связной речи основывается на репродуктивной деятельности учащихся. Многократное воспроизведение информации способствует запоминанию речевого высказывания и формирует навык связного словесного общения, но не стимулирует познавательную активность и не развивает целенаправленную речевую деятельность. Поэтому остро встает проблема применения приемов, стимулирующих речевую активность. При отгадывании загадки перед обучающимися ставится цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Способом доказательства должно быть не отдельное суждение, а ряд логически связанных между собой суждений. Обучение детей отгадыванию загадок нужно начинать не с их отгадывания, а с ознакомления детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадках через наблюдение, беседу.

На занятиях я применяю разнообразные формы включения загадок в учебный материал

занятия. Очень нравится обучающимся самим составлять загадки.

При организации работы по составлению загадок необходимо соблюдать следующие

требования:

- дети должны уметь кратко описывать предметы;

- выделять в них наиболее существенные качества и признаки, отбрасывая

второстепенное и малозначащее.

Чтобы научиться придумывать загадки, надо знать, какими способами при этом можно

пользоваться. При решении этой задачи мы применяем классические загадки.

Рассмотрим некоторые из них:

загадки в виде вопроса

Кто на себе свой дом носит? (Улитка)

загадки в виде логического задания, или загадка – смекалка

У семи братьев по одной сестрице, много ли сестер? (Одна)

юмористические загадки или загадки шутки

Каких камней нет ни в одном море? (Сухих)

загадки, в которых указаны лишь части предмета и их количество

Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.)

перечислены действия предметов без его названия

Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Речка.)

загадка, составленная по методу отрицания

Жидко, да не вода, бело, да не снег. (Молоко).

загадка, составленная по методу противоречий

Я кислое и сладкое, я твердое и мягкое, я бледное и румяное. (Яблоко).

При составлении загадок редко используется какой – то один способ, чаще всего они

совмещаются. Я при составлении загадок использую именно такую форму.

Без тесного сотрудничества с родителями, без их заинтересованности в результатах

логопедической работы сложнее добиться положительной мотивации к обучению у детей.

Поэтому отдельной темой на групповой консультации для родителей стала «Как

правильно выполнять домашние задания с использованием загадок».

Опыт работы показал, что использование загадок на логопедических занятиях повышает

учебную мотивацию, позволяет учащимся легче усваивать изучаемый материал, вносит

элемент занимательности, дает возможность удерживать внимание детей на протяжении

всего занятия, разгадывание загадок вызывает у детей радость, поднимает эмоциональный

настрой.


Список литературы:

1

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., «Просвещение», 1976

2

Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество. М., 2005

3

Попова Е. П. «Сборник загадок о животных». Спб, 2014

4

Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество. М. 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...

Применение коллажа в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Для успешного освоения про­граммы обучения в школе вы­пускник детского сада должен обладать умением связно вы­сказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определ...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)

laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...

Применение су-джок терапии в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Су-Джок терапия – это использование специального металлического массажного кольца, предназначенного для пальцев рук. Данная терапия оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие, а также спос...

Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

laquo;Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно» Академик  Н.М. Амосов....