Конспект открытого занятия "Бусы для Осени"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мильбергер Ольга Яколевна

Конспект затятия на закрепление лексических тем: "Осень", "Овощи", "Фрукты" с элементами логоритмики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл businy_dlya_oseni_otkrytoe.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Бусы для  Осени»

Старшая группа «Семицветик»

Цель:

Закрепление представлений об осени и ее приметах, расширение представлений о фруктах, овощах.  

Образовательные задачи:

-уточнение, расширение и активизация словаря по  лексическим темам.

- совершенствование грамматического строя  речи  (образование существительных единственного и множественного числа во всех падежах ; согласование прилагательных с существительными в род. п. мн.ч. ; образование относительных прилагательных )

-согласование  числительных с существительными

-развитие фонематического восприятия: дифференциация  гласных  звуков  [А]-[У]

Развивающие задачи:

-развитие связной речи.        

-развитие зрительного  и слухового внимания.

-слухового восприятия

-развитие логического мышления

-развитие общей и мелкой  моторики

-развитие диалогической речи

Воспитательные задачи:

-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

-воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

-предметные картинки для игр: «Веселые поварята», «Соберём и поиграем», «Собери грибы в корзинку»

-бумажные  и пластиковые корзинки

-ковралин

- разноцветные бусинки ,  

-прищепки с бумажными  корзиночками

-зонт

-ворона (игрушка)

- магнитофон с СD дисками cо звуками природы, фонограммы с репертуаром детских песен.

Предварительная работа:

-Рассматривание картин, иллюстраций (с комментариями) по темам (овощи, фрукты, лес, деревья,  грибы, ягоды, профессии)

- Чтение сказок и рассказов: Заплатная С, Курникова Т «Мы идем в лес», В Бианки «Кладовая леса», «Синичкин календарь» Скребицкого Г.А,, «Календарь природы», стихи, загадки.

-Прочтение мнемотаблицы  «Осенние приметы» и составление коротких рассказов по схеме «Осень», «Фрукты – Овощи»

-Разучивание речи с движением «Лес», «Паучата»

-Разучивание  песни «Осень раскрасавица», танец «Тучка»  с музыкальным руководителем.

-Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Персонажи-взрослые:

  1. Ведущий Фермер, Лесовик, ворона (игрушка)  
  2. Белка, Тучка

Логопед:

Дети:

Дети под музыку (минусовка Осенние листочки. Слова и музыка М.В.Сидоровой) входят в зал.

Приветствие:

Ребята, посмотрите, как много гостей собралось в нашем зале.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро – солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

Давайте поприветствуем наших гостей!

Доброе утро, здравствуйте!

Логопед:

Дети:

Садитесь и поудобнее устраивайтесь на своих местах.

Отгадайте-ка загадку:

 - Перестали птички петь.

 Солнце плохо греет.

И на улице теперь

Стало холоднее.  

Дождик часто поливает,

А когда это бывает?

Осенью.

Логопед:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Сюрпризный момент.

Раздается фонограмма (звуки природы) и в зал влетает зонтик.

Ребята, посмотрите, ветер принес нам зонтик, а к нему письмо привязано. Давайте прочитаем?

(Читает письмо)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я – Осень

Свои бусы разорвала

Бусины я потеряла,

И теперь меня не стало.

Посмотрите на картинки

И найдете вы тропинки.

По тропкам вы пройдите

Бусинки мои найдите.

Бусинки легко считать,

У меня их ровно пять!

 Ребята, Осень потеряла свои бусы и исчезла. Что произойдет, если не будет осени?

 Осень помогает природе подготовиться к зиме. Если не будет осени -все живое погибнет.

Нам надо срочно вернуть бусы Осени. Согласны?

Да.

Ребята, давайте посмотрим наши подсказки.

Логопед вместе с детьми рассматривает зонтик.

 Что нарисовано на   картинке под цифрой 1?

 Это грузовик.

Посмотрите, что везет этот грузовик?

 Он везет овощи и фрукты.

Правильно. А кто выращивает и собирает урожай овощей и фруктов, как называется эта профессии?

 Это фермер, овощевод, колхозник.

Давайте с вами отправимся в гости к фермеру и поищем бусы Осени у него.

Дети выстраиваются друг за другом и под музыку совершаю круг.

   

Выходит фермер с корзинами овощей и фруктов.

Фермер

Здравствуйте, ребята, зачем ко мне пожаловали?

Дети:

Мы ищем бусинки Осени. Ты их не видел?

Фермер

Может и видел, но не помню где, работы у меня много.  

Логопед:

 Какой работы много?

Фермер

Дети:

Фермер:

Логопед:  

Фермер:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

 

Логопед:

 

Фермер:

Дети:

 Вот, пусть ребята сами скажут какая у меня работа осенью.  

 Нужно собирать урожай, вскопать грядки.

Верно. Смотрите, какой богатый урожай я собрал!

Мне нужно сделать заготовки на зиму.

Наши ребята помогут тебе сделать заготовки., А, ты, поищешь нашу бусинку.

Согласен.

Фермер уходит.

 Ребята поможем фермеру?  

 Поможем.

Эстафета «Веселые поварята» (на ковралин прикреплены 2 банки.)

Что приготовим из овощей?

Овощные салаты.

Что хотите приготовить из фруктов?

Соки.

Начинайте.

(Дети делятся на 2 команды. Одна команда выбирает из корзины овощи и прикрепляет их к миске, а другая команда выбирает фрукты и прикрепляет их к банке.)

Молодцы ребята, вы готовы?

Появляется фермер.

Что вы мне успели приготовить?

Мы приготовили овощные салаты: из огурцов, капусты, моркови, перца и помидоров (ответы 1 команды)

Мы приготовили соки: яблочный, грушевый, апельсиновый, персиковый, сливовый (ответы 2команды).  

Фермер:

Дети:

 Какие вы молодцы. Вот вам ваша бусинка.

Спасибо.

Уходит.

Логопед:

Дети:

Логопед:

Да, это она. Ребята, мы нашли одну из бусинок. (прикрепляет бусинку на ковролин) Нам нужно найти остальные. Давайте посмотрим на зонтик. Что нарисовано на второй картинке?

Лес.

 Друг за другом вы вставай, потихоньку в лес шагайте.

С вами мы пойдем гулять, в лес зверушек навещать.

Этот лес-не просто лес, этот лес-страна чудес.

И если с кем-то нам в пути придется повстречаться,

В того и будем мы, друзья, с вами превращаться.  

Идем, ребята?!

 

Друг за другом мы идём – раз, два, три. Раз, два, три.

(обычная ходьба)

На носочках мы идём – раз, два, три. Раз, два, три.

(ходьба на носочках)

Ноги выше поднимаем – раз, два, три. Раз, два, три

.(ходьба с высоко поднятыми коленями)

Веселей теперь шагаем – раз, два, три. Раз, два, три.

(обычная ходьба)

Мы заходим с вами в лес, сколько здесь вокруг чудес!

(широко развести руки в стороны, повороты вправо – влево)

Головы мы вверх подняли, птичек в гнёздах увидали, сами птичками мы стали.

(дети изображают, как птички проснулись – поднялись на носочки, руки в стороны, вверх, в стороны, машут «крылышками», лёгкий бег друг за другом)

Дальше по лесу шагаем, мышку серую встречаем.

(обычная ходьба)

 

Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несёт.

( мягкий пружинистый шаг, «лапки» перед грудью)

А за мышкой шёл медведь, да как начал реветь: «У-У! У-У! Я вразвалочку иду!»

(руки полусогнуты в локтях, ходьба  по - медвежьи.)

А теперь мы все зайчата – длинноухие ребята.

(прыжки на двух ногах, руки на поясе)

Ну вот мы и в лесу

(остановились)

Воздух свежий мы вдохнули, руки к солнцу протянули,

Выдохнули, опустили и ещё раз повторили.

Все мы медленно подышим, тишину вокруг услышим

(упражнение на восстановление дыхания)

Ведущий

. Только слышу, кто-то к нам сюда идет.

 

Выход Белки (корзинка с орешками)

Белка

Здравствуйте, ребята, зачем ко мне пожаловали?

Дети:

Мы ищем бусы осени. Ты их не видела?

Белка

Может и видела, только работы у меня много.  

Логопед:

Какой работы?

Белка:

Дети:

Белка:

Дети:

 Пусть ребята сами и расскажут. Чем занимаются дикие животные осенью?

. Звери меняют свои шубки, делают запасы на зиму, впадают в спячку.

 Я тоже делаю запасы на зиму. Вот только какие?

Запасаешься орехами, сушишь грибы, ягоды.

Белка:

Правильно. Ой, все орешки просыпала!

Логопед:

Дети поможем белочке собрать орешки.

Белка:

Логопед:

Белка:

Это не обычные орешки.

На орешках в серединке

Нарисованы картинки

Мне скорее помогите

И картинки соберите.

Картинки со звуком [А] вначале слова кладите в корзиночку с буквой «А» (аист, арбуз, абрикос, апельсин и т.д.). а со звуком [У] в начале слова- корзиночку с буквой «У» (усы, ухо, укроп, утюг и т.д.)

(Дети выполняют задание)

-Молодцы. Давайте проверим, правильно ли вы разложили картинки

(проверяет задание)

Спасибо, ребята, помогли мне. Вот вам за это бусинка.

Уходит (забирает с собой зонтик)

Логопед

У нас есть еще одна бусинка! (прикрепляет вторую бусинку)

Давайте посмотрим, куда нас зонтик дальше отправит? Ой, а где же зонтик?

Появляется воспитатель в костюме Лесовика

Лесовик:

Дети:

Логопед:

Лесовик:

Дети:

 Где, где, я его нашел! Он висел на суку, рядом с дуплом. Вы не знаете, кто его туда повесил?

Белка.

Как хорошо, что ты принес нам зонтик. Он нам очень нужен. Без него мы не сможем отыскать бусинки для Осени.  Лесовичок, ты их не находил?

Нашёл одну. Но отдам, если вы расскажите, как надо вести себя в лесу?  

Нельзя шуметь в лесу, ветки ломать, без надобности рвать цветы, громко кричать, разводить костер.

Дети:

Лесовик:

Логопед:

Молодцы! А, грибы собирать умеете!

Да.

Давайте поиграем! Соберите в моем лесу грибочки.

Детям раздаются корзинки с прищепками.

Игра: «Собери грибы в корзинку»

Раз, два, три, все грибочки собери?

Лесовик:

Дети:

Лесовик:

Дети:

Дети собирают грибы в корзинки.

Сколько вы грибов вы насобирали? А почему вы мухоморы не собрали?

Потому что он не съедобный гриб.

Давайте посмотрим какие вы грибы собрали.

Я собрала 1 белый гриб, а я много белых грибов

- Я собрал 2 подберезовика, а я 1 подберезовик

- Я собрала 5 подосиновиков, а я 1 подосиновик

- Я собрал много сыроежек, а я 1 сыроежку

- Я собрала 1 лисичку, а я 3 лисички.

Лесовик

Молодцы! Берите свой зонтик и бусинку.

Уходит

Логопед

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Ну вот, у нас уже три бусинки (Прикрепляет бусинку). Давайте посмотрим на зонтик, какая еще там есть подсказка…Что же это за картинка?

ТУЧКА с дождем. 

Что она может означать? Куда же нам следует отправиться?

К тучке

 Как нам туда попасть?

Можно на самолете, воздушном шаре, вертолете.

 Давайте, мы поднимемся на паутинке, ведь осенью паучки летают именно на паутинках.

Вокруг себя повернитесь, в паучков превратитесь.

Звучит музыка Э. Грига «В пещере горного короля» дети выполняют упражнение «Паутинка» (Логопед выносит паутину)

 Дети натягивают паутину и движутся по кругу со словами: :

Паучата в нашем зале

Дружно спицами стучат:

Чики-чики-чики-чок,

Чики-чики-чики-чок,

Научится делать сетку

Может каждый паучок.

Поскорей берите нити,

Спицы, ножницы, крючки.

Нити крепче натяните,

Завяжите узелки!

Выходит Тучка

Логопед:

Вот мы и взлетели. Смотрите, да это же осенняя Тучка!

Тучка:

Здравствуйте, ребята, зачем ко мне пожаловали?

Дети:

Мы ищем бусинки осени. Ты их не видела?

Тучка:

Видела. Потанцуете со мной и я отдам  вам бусинку.

 

Дети:

С удовольствием потанцуем. Мы любим танцевать.

Дети исполняют танец.

(Музыка Д. Тухманова «Виноватая тучка)

Тучка:

Логопед:

Тучка:

Логопед:

Тучка:

Логопед:

Молодцы. Держите бусинку!

Спасибо, нам пора возвращаться. А где же наша паутинка?

 Вашу паутинку ветер унес.

А как же нам тогда вернуться обратно?

У Вас есть волшебный зонтик, он вам поможет вернуться обратно.

Логопед берет в руки зонтик, дети становятся вокруг него, звучит музыка.

Получилось. Вокруг себя повернитесь, в детей снова превратитесь. (прикрепляет бусинку на ковралин)

Логопед:

Дети:

 У нас уже 4 бусинки! Осталось найти последнюю! Давайте посмотрим на картинку- подсказку. Кто это?

Ворона!

Появляется Ворона (игрушка)

Ворона:

Кар-кар! Здравствуйте, ребята,  зачем ко мне пожаловали?

Дети:

Мы ищем бусинки осени. Ты их не видела?

Ворона:

Видела. Отдам, если скажите, что происходит с птицами осенью. 

Игра «Правда - не правда»

Я вам буду называть, что делают птицы осенью. Если это правда, то вы хлопаете в ладоши, если не правда, топаете ногами:

1.  У птиц длинный нос?

2. У птиц две лапы?

3. Осенью птицы улетают в теплые края?

4. Осенью птицы выводят птенцов?

5. Осенью птицы к отлету собираются в стаи?

 

Молодцы ребята. Вы правильно ответили на все мои вопросы.

 Вот ваша бусинка!

(логопед прикрепляет последнюю бусинку)

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

.

 Ребята, мы собрали с вами все бусинки осени. Значит теперь Осень к нам  вернется?

Да.

Давай те ее позовем?

Осень, осень в гости просим!

Что-то ее не видно. Может быть мы неправильно собрали бусы, давайте проверим .

(подходят к ковралину на котором прикреплены бусинки )

 Вспомните и назовите у кого мы нашли наши бусы (дети отвечают на вопрос логопеда).  

(Логопед выкладывает перед детьми цветные катинки с изображениеми названных персонажей.)

Логопед:  Поместите под каждой бусинкой нужную картинку

(дети выполняют задание)

 

Логопед:  Правильно мы собрали бусы?

Дети: Нет, нужно поменять местами 4и 5 бусинки.

Логопед: Молодцы, что нашли ошибку! Поменяйте бусинки местами.(дети меняют бусинки местами)

:

Раздается музыка. Выходит Осень.                                                 )

Осень

Здравствуйте мои друзья

Всех вас видеть рада я.

Спасибо, что вы помогали

Бусы для меня искали.

Вас теперь я награжу (передает логопеду корзинку с фруктами )

И на песню приглашу!

Песня: « Осень раскрасавица»

Дети:

Осень золотая!
Спасибо, что ты есть.
Будь всегда такая.
Даров твоих не счесть.

(Осень прощается с детьми и покидает зал)

Логопед:

Вот ребята, какое доброе дело мы сегодня сделали! Теперь Осень будет радовать всех своими разноцветными бусами.. Нам понравилось, как вы справились с трудной задачей. Теперь нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Золотая осень"

Проведение открытого урока в средней группе на тему "Золотая  осень"...

Конспект открытого занятия "Ходит осень по дорожкам". "Вот художник, так художник, смело в руки краски взял, осень нам нарисовал!.."

Конспект открытого занятия На тему«Ходит осень по дорожке»  Провела:воспитатель 1-ой мл. группыЗубкова Алла Гаяровна.Задачи:1.     дать элементарные представления о ...

конспект открытого занятия "Щедрая осень"

Проведение открытого занятия в МБДОУ ДС № 28 в подготовительной группе компенсирующей направленности 10.10.2016года...

Конспект открытого занятия "Золотая осень"

 Знакомство детей с признаками времени года осень целью занятия является закреплениепредставления детей о характерных признаках осени  и осенних явлениях...

Конспект открытого занятия "Золотая осень в гости к нам пришла"

Конспект открытого занятия с детьми средней группы "Золотая осень в гости к нам пришла"...

Конспект открытой игровой деятельности "Осеннее царство"

Конспект для воспитанников группы раннего возраста по формированию элементарных математических представлений...