"Использование приёмов мнемотехники в экологическом воспитание детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии

Зубкова Ольга Анатольевна.
Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение или воспроизведение информации. Мнемотехника известна с давних времён и насчитывает как минимум две тысячи лет. Искусство мнемотехники берёт своё начало в 477 г. до н. э. Считается, что термин «мнемоника» введён Пифагором Самоским в Vl веке до н.э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. На Руси тоже использовалась мнемотехника, её яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемнической целью. «А (аз) Б (буки), В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) – письменность есть добро; С (слово) Т (твёрдо) – произноси слово твёрдо и т.д.» Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает и улучшает запоминание информации. Из истории мнемотехники мы можем сделать заключение. Интерес мнемотехники в настоящее время не угас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня я хочу Вас познакомить с использованием приёма мнемотехники в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

2 слайд. Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение или воспроизведение информации. Мнемотехника известна с давних времён и насчитывает как минимум две тысячи лет. Искусство мнемотехники берёт своё начало в 477 г. до н. э. Считается, что термин «мнемоника» введён Пифагором Самоским в Vl веке до н.э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. 

На Руси тоже использовалась мнемотехника, её яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемнической целью. «А (аз) Б (буки), В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) – письменность есть добро; С (слово) Т (твёрдо) – произноси слово твёрдо и т.д.»

Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает и улучшает запоминание информации.

Из истории мнемотехники мы можем сделать заключение. Интерес мнемотехники в настоящее время не угас.

3 слайд. Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников является средством развития познавательной активности, способствует формированию у детей целостной картины мира. Работа в данном направлении помогает ребятам без затруднений ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствовать экспрессивную речь, развивать логическую память, образное мышление и внимание.

Я использую мнемотехнику на своих занятиях, как на индивидуальных, так и на подгрупповых.

4 слайд. Целью использования мнемотехники в экологическом воспитании является обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Одной из главных задач в своей работе я ставлю воспитание у детей у детей бережного отношения к природе и окружающему миру.

5 слайд. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Вне зависимости от возраста ребёнка необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов и лишь после их успешного освоения – последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже- к мнемотаблицам.

6 слайд. Мнемоквадрат- это отдельный схематичный рисунок с определённой информацией (7 и 8 слайды - фото) 

9 слайд. В мнемоквадрате можно изображать любое слово, главное, чтобы оно было доступно детям. Тематика разная, это могут быть предметы, животные, их свойства и действия. Целью является обучить ребёнка соотносить изображение-схему с предметом или его действием и видеть взаимосвязь его с окружающим миром. В мнемоквадрате педагог зашифровывает слово и показывает ребёнку рисунок-схему, заключённую в квадрат «окошко». Детям нравится такое упражнение, и они с удовольствием кодируют разные слова. Посмотрите на этот квадрат… на этой картинке мы можем поговорить с детьми о времени года, о зимующих птицах или о помощи людей птицам зимой.

10 слайд. Второй этап – мнемодорожки. После усвоения мнемоквадрата переходят к мнемодорожкам, т.е. нескольким «окошкам», в которых изображено словосочетания или предложения. Ребёнок сначала под руководством педагога переходит от одного квадрата к следующему и при помощи нарисованных схем припоминает текст, в дальнейшем делает это самостоятельно. Мы видим с вами картинки, на которых изображена буква В, что означает весна, зелёную траву, одуванчики и бабочки. После этого мы можем составить предложения. Весной появляется зеленая трава. В траве растут цветы – одуванчики, на них прилетают бабочки. (11 и 12 -фото)

13 слайд. Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве.

14 слайд. Мнемодорожки своими руками. Так же ребята сами рисовали мнемодоржки. По предложениям, которые им говорил педагог и по своим фантазиям.

И как завершающий этап мнемотехнического приёма- составление мнемотаблиц со схематичным изображением текста.

 15 слайд. Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определённая информация. Это может быть какое-либо произведение, рассказ или стихотворение. В дальнейшем, также, как и в работе с квадратами и дорожками, дети самостоятельно придумывают и шифруют любые тексты. (16, 17 и 18 слайды – фото) 

У лисы в лесу глухом есть нора –

надёжный дом.

Под кустами ёж колючий нагребает

листьев кучу.

Спит в берлоге косолапый,

до весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нём.

Может быть вы заметили, что одни таблицы изображены в цвете, а другие чёрно-белые… Это всё зависит от того, что начинать лучше всего с цветных таблиц, так как образы в сознании малышей строятся на конкретных свойствах предметов: если небо- голубое, снег- белый. Старшим дошкольникам, у которых уже формируется логическое мышление, лучше перейти к чёрно-белой картинке, чтобы цвет не отвлекал ребёнка от схематичного изображения. Так дети обучаются понятию «закодировать слово».

Активную роль в изготовлении пособий сыграли родители.

19 слайд. Совершенствуя мнемотаблицы я даю детям «живую мнемотаблицу» в запоминании стихотворений. Детям очень нравится такой необычный вид заучивания стихотворений.

20 слайд. Учить стихи при помощи живых мнемотаблиц очень просто! Достаточно просмотреть ролик несколько раз, и вы запомните стихотворение! И сейчас вы в этом убедитесь! Прошу Вас не стесняться и попробовать выучить стихотворение со мной.

 21 слайд.- видеоролик. Мы подготовили диск, где живые таблицы разбиты по темам, в соответствии с тематическим планированием.

 Используя приём мнемотехники, мы проводили конкурс чтецов по экологическому воспитанию. Конкурс проходил среди детей логопедических групп, где ребята могли рассказывать не только стихи, но и сказки с применением мнемотехники. 

22 слайд. Победителем этого конкурса стала девочка из подготовительной группы – Сухинина Аня.  Аня в дальнейшем представила наш детский сад на районном конкурсе, в котором стала победителем. Огромную роль сыграли родители девочки, они подготовили замечательное видео, благодаря нашему взаимодействию, Аня выучила 13 четверостиший . А теперь я предлагаю Вам послушать её сказку.

Поскольку мы тесно взаимодействуем с воспитателями, я рекомендую использовать мнемотехнику в работе с детьми в вечернее время и в индивидуальной работе.

23 слайд. Наши успехи

  • У детей появилось желание пересказывать тексты, придумывать истории, так и в повседневной жизни;
  • Расширился круг знаний об окружающем мире;
  • Расширился активный и пассивный словарный запас;
  • Дети преодолели робость и застенчивость.

24 слайд.- Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.   Одной и...

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Материал предназначен для ознакомления педагогов ДОУ с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники. ...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Использование в работе с детьми на логопедических занятиях мнемотаблиц позволяет формировать у детей представление о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответс...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники...

Использование технологии МНЕМОТЕХНИКИ в экологическом воспитании детей дошкольного возраста".

1.Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.2.Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей.3.Способствовать развитию ме...