Индивидуальное логопедическое занятие для детей 4 - 5 лет с ТНР "Поможем зайке"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Кузнецова Марина Владимировна

Представлен конспект индивидуального логопедического занятия для детей 4 - 5 лет с тяжелыми нарушениями речи - автоматизация звука З в прямых слогах и словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_zayke.docx541.42 КБ

Предварительный просмотр:

 

Индивидуальное логопедическое занятие

 Тема   «Поможем зайке»

Автор: Кузнецова Марина Владимировна

МБОУ «СОШ № 41»

учитель - логопед

Бийск, 2022

Пояснительная записка.

Актуальность темы: Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР – процесс сложный и продолжительный.

      В связи с этим, наибольшее значение имеет правильная организация индивидуальных занятий, в процессе которых ребенок не только осваивает правильную артикуляцию звука, улучшает кинестетические и кинетические ощущения, но и совершенствует неречевые процессы, которые качественно влияют на успех коррекционно-логопедической работы.

Автоматизация звуков пройдет более успешно, если ребенок сам захочет заниматься. А это бывает, когда занятия интересны ребенку, отвечают его интересам, когда он с радостью идет в кабинет логопеда, в предвкушении того, что же ждет его сегодня. Логопедические занятия дают нам возможность проявить творчество и фантазию. Использование новых для ребенка игр и упражнений, яркий наглядный материал способствуют более быстрому устранению дефектов произношения.  

Целевая аудитория: дети с тяжелыми нарушениями речи   4 – 5 лет.

Цель:  автоматизация звука [З] в прямых слогах и в  словах.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

      1. Актуализация знаний о звуке З.

 2.   Формирование правильного произношения звука З изолированно (повторение); в прямых слогах и  начале слов.

 3. Формирование длительной, направленной воздушной струи.

 Коррекционно – развивающие:

  1. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
  2. Развитие фонематического слуха.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развитие   внимания, памяти, мышления.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитание интереса к звуковой стороне речи.
  2.  Формирование положительного отношения к занятиям.

Планируемые результаты: у ребенка положительный эмоциональный настрой, он чувствует себя уверенным в своих возможностях; дошкольник достиг поставленной цели.

Форма проведения:  индивидуальная форма образовательной деятельности

Используемые педагогические технологии, методы, приемы:  загадывание загадки; положительная мотивация (пришедший гость не умеет произносить звук и просит научить его), игры и упражнения; использование дидактической игры с фонариком (по авторской разработке  Н.А. Коняхиной), вопросы к детям, рефлексия. Использование яркого наглядного материала.

 Оборудование: картинка с изображением зайчика, картонные чашки с «паром» для дыхательной гимнастики, картинка с изображением комара, летящего по дорожке к домику, 3  больших голубых круга («лужицы»), маленький синий кружок;  игра «Лабиринт»; фонарик, картинки для игры «У зайки за зонтом»; карточки для игры «Что лишнее?», зеленый и желтый зонтики для рефлексии, наклейка с изображением зайчика.

Предварительная работа: разгадывание загадок о животных, игры «Назови одним словом», «Что лишнее» по пройденным темам; разучивание артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, пальчиковой гимнастики «Зайка», уточнение артикуляции звука З, автоматизация изолированного звука З.

 Конспект  индивидуального логопедического занятия.

Этапы, методы и приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

I часть НОД - Вступительная

Организационный

момент.

Загадка.

 

Сообщение темы.

    - Сегодня к нам в гости пришел гость. Попробуй отгадать, кто это:

У леса, на опушке мы видели зверушку. Скачет, словно мячик. Кто же это?  

 Логопед достает картинку с изображением зайчика.

- Зайчик очень любит звук [З], но не может его правильно произносить и просит тебя научить  его. Поможем ему?    

   

 

Зайчик.

 

 

Поможем?

II часть НОД - Основная

  1.Дыхательная гимнастика «Горячий чай»

 

 

2.Артикуляционная гимнастика.

 

3.Развитие фонематического слуха.

Упражнение «Поймай звук».

 4.Актуализация знаний о звуке З

5.Изолированное произношение

звука.

 Упражнение

«Комарик»

5.Автоматизация звука З в слогах. Упражнение «Пробеги по лужам»

 

6.Автоматизация звука З в словах.

 Игра «Лабиринт»

Игра с фонариком

«У зайки за зонтом»

 

7.Пальчиковая гимнастика «Зайка».

8. Игра «Что лишнее?»

     Прежде, чем научить зайку, давай  попьем чаю. Бери чашечку с чаем. Чай горячий, сначала нужно его остудить. Набери воздух носом, плечи не поднимай,    подуй на чай, не надувая щек.

(Следит, чтобы ребенок правильно вдыхал и выдыхал воздух. «Пар» должен отклоняться от чашки).

-Час остыл, можешь его выпить.

 -Давай подготовим язычок!

«Улыбочка» - удерживать сильно растянутые губы под счет до 5.  Зубы сомкнуты, не видны.

«Трубочка» - губы сложить трубочкой, как при звуке «у». Зубы разомкнуты (держать под счет до 5).

«Заборчик» - улыбнуться (зубы сомкнуты и видны). Удерживать губы в таком положении под счет до 5.

«Накажи непослушный язычок» - приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя – пя – пя…».

«Чистим за нижними зубами» - «почистить» кончиком языка зубы с внутренней стороны слева – направо. Нижняя челюсть неподвижна.

«Кошка сердится» - открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы. Спинку языка поднять вверх, как спину кошки, когда она сердится.

- Покажи зайке, как нужно внимательно слушать. Хлопни в ладоши,  если услышишь звук [З]:

- З, Р, Б, З, К, З;

- ЗА, НО, ЗО, КУ, ПА, ЗА;

- зайка, кот, замок, бак, зубы.

Молодец!

-Давай покажем зайке, как звенит комарик, когда летит домой. Расскажи зайке, как нужно правильно произносить [З].

-Проведи пальчиком по дорожке и спой песню комара: з-з-з.  

- На улице уже холодно, лужицы покрываются первым ледком, зайка любит прыгать по таким лужицам. Давай попрыгаем вместе с ним. Будем «прыгать» и произносить «ЗА». На лужице, где лежит синий круг, будем произносить «ЗО».

(Повторить 2-3 раза, каждый раз перекладывая синий круг на другую лужицу).

- Помоги зайке пройти лабиринт по стрелочкам, называй картинки правильно (зал, заяц, замок, завод, замок, закат, забор, завиток, забияка).

Зайка  приготовил тебе сюрприз, он спрятал за зонтик разные предметы. Давай возьмем фонарик и посмотрим, что у зайки за зонтом.

 

-У зайки за зонтом….

 -Давай еще поиграем с зайчиком, вспомним пальчиковую гимнастику «Зайка».

Зайка по лесу скакал

 

Зайка корм себе искал

 

Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки, ушки.

Шорох тихий раздается, кто – то по лесу крадется.

Заяц путает следы, убегая от беды.

 

 Логопед кладет перед ребенком карточку с изображением 3 предметов одежды и зонтом.

- Помоги зайчику разобраться. Посмотри на картинку, подумай и скажи, что здесь лишнее?

 

 

Берет бумажную чашку с чаем. Набирает носом воздух, длительно дует   ртом на «пар».

 

 Имитирует.

Выполняет упражнения.

 

 

 

 

   

 

Губы в улыбке, зубы сближены, между ними щель. Кончик языка упирается в нижние зубы. Воздушная струя идет посередине языка. Голосок поет.

Ведет пальцем по дорожке от комара к домику и произносит звук З.

 

Ребенок держит зайчика, переставляет его с «лужицы» на «лужицу», произнося ЗА (там, где лежит синий круг – ЗО).    

 

 

 

 

 Ребенок называет слово, по стрелочке переходит к следующему слову и так до конца лабиринта.

Ребенок берет фонарик, светит снизу, сзади на карточку и  смотрит, что спрятано за зонтиком,   заканчивает начатую логопедом фразу.

-Замок (завод , забор, закат,  и т. д.)

 

Пальчики «скачут» по столу.

 Пальчики обеих рук поочередно перебирает по столу.

Руками изображает ушки.

Пальчики медленно «идут» по столу.

Пальчики быстро - быстро «бегают» по кругу на столе.

   

 

Лишний зонт, т.к. зонт это не одежда, а все остальное – одежда.

III часть НОД - Заключительная

 Вопросы к детям.

 

   Какой звук учился произносить зайчик?

Тебе понравилось играть с зайчиком?

Он очень рад, что научился произносить звук З и ты помог ему в этом. Ты очень старался.

У меня есть зеленый  и желтый зонтики. Если тебе понравилось занятие, и ты справился со всеми заданиями – возьми зеленый зонтик. Если тебе не понравилось занятие или ты не справился – возьми  желтый зонтик.

На память зайка дарит тебе наклейку (зайчик).

Звук З.

Да.

Ребенок выбирает зонтик.

 

Литература:

  1. Нищева, Н. В.   Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». - Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016. – 240 с..

 Интернет –  источники:

https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-zajca-dlya-detej-50-luchshix.html

 https://vk.com/club152635295

Приложение

            

 

         

       

                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ОНР. Тема: "Автоматизация звука Л в слогах"

   В процессе работы над коррекцией ОНР у дошкольников, разработала серию индивидуальных занятий, где сюжет и тема всего занятия соответствует лексической теме недели. В игровой форме...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология  логопедического (лицевого) массажа. В конспе...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР , 2 уровень речевого развития

Конспект  индивидуального логопедического занятия  для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР , 2 уровень речевого развития.Тема: Постановка звука [З].Лексическая тема...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением – ОНР, 3 уровень речевого развития

Тема: Автоматизация звука [Л] в словахЛогопедическая тема: «ВЕСЕЛАЯ ПРОГУЛКА КОЛОБКА»Цель: Автоматизация звука  «Л» в словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:Обучение в...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей 4 - 5 лет с ТНР "Поиграй с зайкой"

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей 4 - 5 лет - автоматизация звука З в словах....