Конспект индивидуального занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию артикуляции у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием  (старший дошкольный возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 11-09-2018_22-46-58.zip1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                  Детский сад №9 «Снежинка»

Конспект

индивидуального логопедического занятия по развитию артикуляции у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием              

(старший дошкольный возраст)

Подготовила учитель-логопед:

Поздеева Е.Т.

2018 г.

Цель: развитие полноценных движений органов артикуляционного аппарата ребенка, необходимых для правильного произношения звуков [л] и [л']

Задачи:

  • учить ребенка удерживать органы артикуляции в определенной позе (статические упражнения);
  • учить  многократному повторению одного и того же движения (динамические упражнения);
  • способствовать обогащению словаря ребенка новыми словами: атлет, гири, штанга, тренировка;
  • закреплять знания об органах артикуляционного аппарата;
  • способствовать укреплению мышцы языка;
  • развивать подвижность языка, губ и нижней челюсти;
  • развивать координацию движений и умение переключаться;
  • развивать пространственную ориентацию (на примере собственного тела);
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самооценки;
  • воспитывать доброжелательность, самостоятельность.

Словарь: спортсмен, атлет, гири, тренировка, сильный, крепкий, тренироваться

Предварительная работа:

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Методы и приемы: словесные: беседа, рассказ педагога и детей; наглядные: картинки, слайдовая презентация, показ способа действия; практические: игровые упражнения; дидактическая игра.

Оборудование: картинка атлета, карточки с артикуляционными упражнениями, ноутбук, кубик, зеркало, фонарик

Предполагаемый результат: ребенок четко и правильно выполнит артикуляционные упражнения.

Ход занятия.

Организационный момент

Логопед: Павел, я знаю новую загадку. Хочешь, я тебе ее загадаю?

Ребенок: Да

Логопед: На грифе с каждой стороны
                Висят тяжёлые «блины».
                Задача для атлета –
                Поднять вверх тяжесть эту… (штанга)

Ответ ребенка.

Логопед: Давай проверим твой ответ. Я тебе покажу разных людей. Как можно их назвать?

Ребенок: Спортсмен, силач, штангист

Логопед: Как ты думаешь, чем они похожи?

Ребенок: Они сильные, крепкие

Логопед: Эти люди тренировали свои мышцы. Ты хочешь, чтобы у тебя тоже были сильные мышцы? Что для этого нужно делать?

Ребенок: Тренироваться.

Логопед: У нас с тобой тоже есть возможность накачать свои мышцы. Сегодня мы будем качать мышцы языка. Для этого давай пройдем к столу.

Логопед с ребенком проходят за стол

Логопед: Павел, смотри, на картинке атлет. Какие у него накаченные мышцы!!!  Спортсмены поднимают на тренировках тяжелые гири. Мы с тобой гири поднимать не будем, но выполним артикуляционную гимнастику, которая поможет укрепить мышцы языка, чтобы чисто произносить звуки. Ты же хочешь правильно произносить все звуки?

Логопед обращает внимание ребенка на посадку за столом, проверяет наличие платка.

Основная часть.

1. Упражнения «Заборчик» и «Слоник»

Логопед: Мы с тобой будем выполнять два упражнения под счет. Сначала выполним упражнение «Заборчик» 3 раза, потом хлопаю и выполняем упражнение «Слоник» 3 раза.

Ребенок выполняет упражнения

Логопед: Предлагаю поменять гири.

2. Упражнения «Лопатка» и «Иголочка»

Логопед: Мы с тобой будем выполнять два упражнения под счет. Сначала выполним упражнение «Лопатка» 3 раза, потом хлопаю и выполняем упражнение «Иголочка» 3 раза.

Ребенок выполняет упражнения

Логопед: Как ты думаешь атлету легко было? Давай мы дадим ему коробку. Мне очень интересно, что в коробке. Заглянем?

Ребенок: Да

Логопед: Нам понадобится фонарь. Что же внутри коробки?

Ребенок: Кисточка

Логопед: Какое упражнение мы будем выполнять?

Ребенок: «Маляр»

Логопед: Давай вспомним, как выполняется это упражнение. Покажи, где находится язык.

Ребенок: За верхними зубами

Логопед: Какие движения выполняет язык?

Ребенок: Язык двигается вперед-назад

Логопед: Сейчас мы выполним упражнение «Маляр». Чтобы узнать сколько раз нам его выполнить брось кубик, и он подскажет

Ребенок бросает кубик

3. Упражнение «Маляр»

Логопед: Приготовься. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Води языком по нёбу вперед-назад. Начали: назад-вперед. Закончи.

Во время выполнения темп увеличивается

Ребенок выполняет упражнение

Логопед: Поменяем коробку? Загляни, что в ней

Ребенок: Гриб

Логопед: Из чего состоит гриб?

Ребенок: Из шляпки и ножки.

Логопед: Совершено верно.

Логопед: Сам язык — это шляпка, а уздечка, это ножка. Посмотри, как я его выполняю. У меня весь язык приклеился к твердому нёбу. Посмотри еще раз. Где у меня был язык? Какой он был: широкий или узкий?

Ребенок: Язык приклеился наверху, был широкий.

Логопед: Верно. Чтобы узнать сколько раз нам его выполнить брось кубик, и он подскажет

Ребенок бросает кубик

Логопед: Мы выполним … под счет до трех

4. Упражнение «Гриб»

Логопед: Приготовься. Начинай. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Присоси язык к небу. С силой оттягивай вниз нижнюю челюсть. Удержи под счет. Закончи.

Логопед: У нас еще есть мешки. Посмотри, что в мешке.

Ребенок: Гармошка

Логопед: Как растягиваются меха гармошки, так и мы будем растягивать твою уздечку. Давай дадим атлету мешок в правую руку. Где у него правая рука? Правильно. Бросаем кубик?

5. Упражнение «Гармошка»

Логопед: Приготовься. Начинай. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приклей язык к нёбу и, не опуская языка, закрывай и открывай рот. Закрой. Открой. Закончи.

Логопед: А этот мешок мы дадим в левую руку, только сначала посмотрим, что внутри.

Ребенок: Дятел

Логопед: Что делает дятел?

Ребенок: Стучит по дереву, долбит

Логопед: Мы будем стучать по альвеолам. Как ты думаешь, стучать будем вверху или внизу? Конечно, наш язык сегодня работает только вверху.

Логопед: Бросаем кубик. Упражнение будем выполнять на выдохе

6. Упражнение «Дятел»

Логопед: Приготовься. Начинай. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Постучи кончиком языка по альвеолам, повторяя «д-д-д»

Логопед: У нас остался еще мешок. Заглянем? Кто там?

Ребенок: Лошадь

Логопед: Упражнение называется также. Лошадь умеет цокать. Посмотри, как я выполняю это упражнение. Обрати внимание, моя челюсть не двигается. Попробуй выполнить

7. Упражнение «Лошадка»

Логопед: Приготовься. Начинай. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Присоси язык к небу. Резко оторви его, чтобы получился щелчок

Заключительная часть

Логопед: Сегодня мы с тобой тренировались, как атлеты. Тренировали мышцы языка. Какие новые упражнения ты запомнил? (Ответ ребенка) Какие упражнения тебе было трудно выполнить? Как ты думаешь почему?  Сегодня ты убедился, что мышцы языка тоже необходимо тренировать? Ты сегодня очень постарался, и я уверена: у тебя все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению. Тема занятия: Автоматизация звука [ Р] в словах .Прогулка с Карлсоном.

На данном занятии Карлсон приглашает ребёнка на прогулку. А что бы прогулка была увлекательной,Карлсон предлагает выполнить интересные задания!...

Конспект индивидуального занятия логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Р"

Автоматизация звука Р в прямых слогах и позиции в начале слова в виде таблицы....

Конспект индивидуального занятия № 2 (ОНР II уровень). Тема занятия: «Посуда».

Цели:  Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Посуда», «продукты».Задачи:Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образов...

Конспект индивидуального занятия № 3(ОНР II уровень). Тема занятия: «Мебель».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Мебель».Задачи:Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образовывать формы уменьшительно-ласк...

Конспект индивидуального занятия № 4(ОНР II уровень). Тема занятия: «Овощи».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Овощи».Задачи:Формировать умение образовывать формы уменьшительно-ласкательных имен существительных, имен существительны...

Конспект индивидуального занятия с ребенком 3-4-х лет с ОНР-1 уровня речевого развития по сказке "Три Медведя". План-конспект занятия по логопедии (младшая группа).

Конспект занятия с презентацией. Может быть использованно специалистами в индивидуальной и подгрупповой работе....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речевого восприятия в старшей группе. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ТЕЛО»

ЦЕЛЬ: закрепить с ребенком названия частей тела, их функции и роль для человека.ЗАДАЧИ: Образовательные: закрепить умение  ребенка свободно ориентироваться в своем теле; учить составлять предложе...