Логопедия
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Татьяна Александровна Болдырева

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обследование лексической стороны речи (часть 2) Выполнила учитель-логопед В.А.Чередник МОУ Подгорнская СОШ 2011

Слайд 2

ГЛАГОЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

Слайд 7

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обследование лексической стороны речи (часть 3) Выполнила логопед дефектолог Болдырева Т.А.

Слайд 2

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Слайд 4

АНТОНИМЫ

Слайд 7

СИНОНИМЫ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕДМЕТ: ЛОГОПЕДИЯ . ЭТАП: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ . КЛАССЫ: 1-4 КЛАССЫ.

Слайд 2

ТЕМА: «О БСЛЕДОВАНИЕ ОБЪЁМА СЛОВАРНОГ О ЗАПАСА»

Слайд 3

ЗАДАНИЕ: Н АЗВАТЬ ПООЧЕРЁДНО ВСЕ ОДНОРОДНЫЕ ПРЕДМЕТЫ КАЖДОЙ ГРУППЫ И ПОДОБРАТЬ К НИМ ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА .

Слайд 4

Игрушки

Слайд 5

Посуда

Слайд 6

Одежда

Слайд 7

Обувь

Слайд 8

Овощи

Слайд 9

Фрукты

Слайд 10

Мебель

Слайд 11

Домашние животные

Слайд 12

Дикие животные

Слайд 13

Деревья

Слайд 14

Цветы

Слайд 15

Продукты

Слайд 16

Транспорт

Слайд 17

Инструменты

Слайд 18

Школьные принадлежности

Слайд 19

Спортивные принадлежности

Слайд 20

Промышленный транспорт

Слайд 21

Ягоды

Слайд 22

Птицы

Слайд 23

Рыбы

Слайд 24

Профессии

Слайд 25

Музыкальные инструменты

Слайд 26

Насекомые

Слайд 27

Оружие

Слайд 28

Настольные игры

Слайд 29

Виды транспорта

Слайд 30

Головные уборы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обследование слоговой структуры слова Выполнила логопед дефектолог Болдырева Т.А.


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРГИЕВО – ПОСДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19

имени Героя Советского Союза М.К. Нехаева»

141300,г. Сергиев Посад, ул. Л. Булавина, д.6

Тел. 8(496)542-93-09

Рабочая программа

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра вариант 8.3

по логопедии

1 Ресурсный класс

2021-2022 учебный год

        Болдырева Т.А.

                          учитель - логопед

Структура рабочей программы:

1. Титульный лист.        

2. Пояснительная записка:

- нормативные документы;

- вид рабочей программы;

- цели и задачи коррекционного курса;

- структура коррекционного предмета;

- приоритетные виды и формы контроля;

- планируемые результаты изучения предмета.

3. Содержание коррекционного курса.

4. Календарно-тематическое планирование.

Пояснительная записка

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы  составляют:

1. Федеральный  закона  «Об  образовании  в  Российской  Федерации» № 273 – ФЗ от  29.12.2012 года.

2. ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599)

3. ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. №1598).

4. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с РАС.

У обучающихся  с  РАС  отмечаются  разнообразные  нарушения речевого развития. Они характеризуются различной степенью выраженности. Наиболее часто встречающийся симптом - мутизм, как правило обусловлен алалией (еѐ различными формами). У большинства обучающихся  с  РАС  вербальная речь отсутствует или нарушена настолько, что её понимание затруднено окружающими. Отклонения речевого развития сопровождается нарушением звукопроизношения. Стойкость дефектных произносительных навыков обусловлена стереотипом произнесения или трудностями переноса навыков в атипичную ситуацию. У детей наблюдается своеобразие речевых проявлений (эхолалии, слова-штампы и другие). Отдельные компоненты речи у детей развиваются дискоординированно: номинативная функция речи формируется отдельно от коммуникативной, повышенное внимание к акустической стороне речи может сочетаться с глубоким недоразвитием понимания обращѐнной речи. Таким образом, отклонения в развитии речи обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи и коммуникации в целом. Они препятствуют и ограничивают полноценное участие детей с РАС в общении.

У обучающихся  с  РАС  отмечаются трудности при взаимодействии с окружающими:

- в процессе понимания обращенной речи;

- в применении слов, имеющихся в обиходе по назначению;

- в построении связных речевых высказываний

Начальный этап работы предусматривает индивидуальную форму занятия. Переход к групповой форме работы проводится по мере развития потребности в общении и коммуникативных навыков.

Коррекция других речевых нарушений        (традиционная логопедическаяработа) начинается по мере становления коммуникативной функции. Коррекционная логопедическая работа включает в себя развитие сохранных речевых возможностей, и предусматривает обучение использованию альтернативных средств общения. На логопедических занятиях альтернативная коммуникация используется как средство коррекции процесса общения у детей. Для этого применяются предметы, фотографии, карточки, графические изображения, таблицы букв, карточки со словами. Они могут использоваться для дополнения речи, если речь невнятная, смазанная или замены речи в случае её отсутствия.

Логопедическая работа проводится с учётом речевого, интеллектуального развития и степени выраженности аутистических расстройств. Специальные коррекционные методики применяются в зависимости от периода начала говорения обучающегося, от варианта нарушения речевого развития. Логопедическая работа направлена не только на устранение речевых дефектов, но и на сглаживание мешающих работе особенностей, присущих учащемуся с РАС.

Методологические и теоретические основы программы:

Программа специальной коррекционной школы VIII вида  имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:

- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;

- принцип системности – рассмотрение обучающегося как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей обучающегося, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося, целей работы;

- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р.Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Цель: развитие и формирование коммуникативной функции речи.

Коррекционные задачи:

1. Создать условия для развития понимания речевой единицы (от простого к сложному), исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

2. Развивать умения выполнять простые инструкции.

3. Развивать способность элементарного речевого обращения.

4. Способствовать употреблению в повседневной жизни слов, которые обучающийся научился понимать в учебной ситуации.

5. Создать условия для  коррекции  и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

В структуру коррекционного предмета входит:

- определение степени выраженности речевых расстройств и уровня интеллектуального развития. Логопедическое обследование;

- установления контакта с ребенком;

- составление индивидуальной программы речевой коррекции;

-  собственно коррекционная работа

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:

1. Оценка производится с учетом актуального психического и соматического состояния обучающегося.

2. В процессе предъявления заданий используются все доступные обучающемуся средства вербальной и невербальной коммуникации (предметы, жесты, картинки, рисунки, электронные технологии и т.п.).

3. При выполнении заданий обучающимся оказывается необходимая помощь (выполнение по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым).

4. Формы выявления возможной результативности обучения разрабатываются индивидуально с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

5. Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решение жизненных задач, сформулированных в СИОП.

6. В случае затруднений в оценке, в связи с отсутствием видимых изменений, следует оценивать эмоциональное состояние обучающегося, другие возможные личностные результаты.

Возможные результаты коррекционной работы:

  • понимает речевые единицы: названия предметов, действия предметов;
  • произносит звуки а, у, о, м, с, х;
  • понимает и различает неречевые звуки окружающей действительности

(звуки, издаваемые животными, паровоз, музыкальные инструменты);

  • произносит слоги по цепочке типа: (га-га-га), слова ау, уа, ах, ух;
  • произносит доступные слова, фразы (для детей, владеющих экспрессивной речью);
  • устанавливает контакт со взрослым (поддерживает зрительный контакт, привлекает к себе внимание жестами, звуками, словом);
  • выполняет элементы артикуляционной гимнастики;
  • различает одежду, обувь, мебель;
  • последовательно соблюдает действия при выполнении заданий.

Возможные личностные результаты коррекционной работы:

  • умение вступить в контакт и общаться с собеседником;
  • умение корректно привлечь к себе внимание;
  • умение отстраниться от нежелательного контакта;
  • умение быть благодарным за проявление внимание и оказание помощи.

Содержание коррекционного курса:

1. Обследование обучающихся.

2. Развитие понимания речи (импрессивная речь):

  • Формирование предпосылок для взаимодействия с людьми.
  •  Формировать потребность в коммуникации.
  • Использовать сначала конкретные предметы в качестве дидактических материалов, затем соотносить предмет и изображение на фотографии с картинками, табличками.

3. Формирование навыков понимания названий предметов:

  • Нахождение знакомых предметов, о которых спрашивают.
  • Нахождение членов семьи, о которых спрашивают обучающегося.
  • Выбор из нескольких предметов тот, о котором спрашивают, дать предмет в ответ на просьбу.
  • Указывание на отдалённый предмет.
  • Указывание на часть (части) тела, которую называют обучающемуся.
  • Выполнение просьбы, выраженной двумя или тремя словами (Дай ложку! Покажи ложку! Возьми ложку!»).

4. Формирование навыков понимания действий предметов:

  • Обучение выполнению действий с предметами.
  • Обучение пониманию действий по фотографиям и картинкам.
  • Обучение речи через предметную деятельность.

5. Обучение экспрессивной речи:

  • Осуществление вокализаций под временным контролем после команды «Говори».
  • Имитация звуков (подражание звукам м, х, с, к, у, о,).
  • Имитация слогов и слов (как кричит животное му-му, птица ко-ко и др.).
  • Произнесение изолированных звуков по подражанию.
  • Произнесение слогов по подражанию.
  • Осуществление контакта с говорящим взрослым.
  • Выполнение артикуляционных движений языком, губами.
  • Коррекция нарушений звукопроизношения (по возможности).
  • Формирование навыков социального поведения.

Календарно-тематическое планирование 1ресурсный класс (17  ч.)

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

Факт

1

Обследования состояния речи

1

Работа над пониманием слов предметов, простых инструкций

2

Установление контакта.

1

3

Приветствие собеседника. Сюжетно- ролевая игра.

1

4

Понимание бытовых инструкций «Дай», сопровождение словом. Развитие ручной моторики.

1

5

Выражение просьбы на инструкцию логопеда «Попроси». Закреплению правильного произношения звуков м, б, п. Развитие ручной моторики.

1

6

Понимание простых инструкций в игре «Дай игрушку». Закреплению правильного произношения звуков в, ф. Развитие ручной моторики.

1

7

Работа над лексической темой Времена года Закреплению правильного произношения звуков н, д, т. Развитие ручной моторики.

1

8

Работа над лексической темой «Животные» Закреплению правильного произношения звуков к, г, х. Развитие ручной моторики.

1

9

Работа над лексической темой «Игрушки» Закреплению правильного произношения звуков и — з, с. Развитие ручной моторики.

1

10

Работа над лексической темой «Школа» Закреплению правильного произношения звуков о, у — м. Развитие ручной моторики.

1

11

Понимание простых инструкций «Собери» Закреплению правильного произношения звуков о, у — ж, ч, ш. Развитие ручной моторики.

1

12

Понимание названий предметов по теме «Одежда». Закреплению правильного произношения звуков в, ф — о. Развитие ручной моторики.

1

13

Обогащение словарного запаса через рисунок. Закреплению правильного произношения звуков в, ф — з, л. Развитие ручной моторики. Развитие ручной моторики.

1

14

Понимание названий предметов по теме: «Овощи» Закреплению правильного произношения звуков т, д, н . Развитие ручной моторики.

1

15

Обогащение словарного запаса по теме «Фрукты». Закреплению правильного произношения звуков т, д, н — ш, ж. Развитие ручной моторики.

1

16

Расширение пассивного словаря по изученным лексическим темам. Закреплению правильного произношения звуков р. Развитие ручной моторики.

1

17

Обследование

1

                                        

Методическое обеспечение программы:

1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29. 12.2012;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобразования науки России от 19.12.2014 г. № 1598);

3. Примерную адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

4. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.

5. Примерная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых детей

6. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г.

7. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

8.  Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005

9. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001

10. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».

11. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997.

12. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.

13. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Необходимы об&щие усилия // Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение,1989.

14. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей.

15. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997. 29. Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта» Научнопрактический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3. 2004



Предварительный просмотр:

Речевая карта для логопедического обследования ребенка

Ф.И. ребенка_________________________________________________________________________

Дата рождения______________________________________________  

Год обследования 2021 -2022г.

Речевое развитие

Понятия

Оценка

Норма – 1 уровень     Ниже нормы – 2 уровень

Значительно ниже нормы – 3 уровень

Сентябрь

итог

декабрь

итог

Май

итог

Понимание речи

Реагирует на свое имя

Покажи игрушку

Покажи где кукла

Дай мне мяч, а зайку возьми себе

Покатай машинку

Покачай куклу

Умения  у  ребенка выполнять  словесные  инструкции  различной  сложности

Покажи картинку (перед ребенком выкладываются картинки: шапка, варежки, зонт, ножницы)

Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять

Если руки замерзли, что наденешь на ручки?

Чем будешь резать бумагу?

Понимание предлогов. Спрячь игрушку (выполнение инструкции)

Спрячь машинку в коробку

Понимание предлогов. Спрячь игрушку (выполнение инструкции)

Спрячь машинку под коробку

Понимание предлогов. Спрячь игрушку (выполнение инструкции)

Спрячь машинку за коробку

Экспрессивная речь

- произносит отдельные звуки

- не произносит отдельные звуки

-произносит слоги,

- звукокомп-

лексы

- произносит слова

- произносит простые предложения

- произносит фразы из 2-3-х предложений

Состояние активной речи

Скажи кто как говорит.

Корова (му)

Овечка (ме)

Кошка (мяу)

Собака (гав)

Ослик (иа)

Глагольный словарь

(Скажи что делает)

Спит

Играет

Бежит

Ест

Состояние фонематического слуха

Музыкальные инструменты: бубен, колокольчик, барабан  (Угадай какой звук)

Колокольчик

Барабан

Бубен

Состояние речевой моторики

Губы(толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

Зубы( норма, редкие, кривые, отсутвие верхних/нижних зубов, мелкие)

Прикус( норма, прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный)

Язык (норма, массивный, подвижный, малоподвижный)

Уздечка (Норма, толстая, укороченная, подрезалась ранее)

Твердое небо (норма, высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина)

Мягкое небо (норма, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

Подвижность артикуляционного аппарата

Заборчик

Дудочка

Заборчик

Произношение звуков (раннего онтогенеза)

Гласные звуки

А,Я,О,Ё,У,Ю,Ы,И

Произношение

Звуков согласные звуки

М, Н,П,Б,Т,Л,Ф,В,Х,Г

СЬ, ЗЬ,ЛЬ

Состояние мелкой моторики

Состояние общей моторики

        Примечание: Ответы детей логопед записывает в виде 4 бальной оценки

Шкала оценки:

 0 баллов - отсутствие нарушений (сохранность функций и систем);

 1 балл -  удовлетворительное состояние, нарушения носят  не ярко выраженный характер;

 2 балла – имеются нарушения средней степени тяжести;

 3 балла – наблюдаются  грубые нарушения,

4 балла – ярко выраженные нарушения,  вплоть до полной  несформированности навыков, процессов, систем. 

Логопедическое заключение

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Дата заполнения:                                                                                       Логопед:



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРГИЕВО – ПОСДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19

имени Героя Советского Союза М.К. Нехаева»

(структурное подразделение)

             

Программа

дополнительного образования

«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСЬ»

для детей старшего дошкольного возраста

учебный год 2022-2023г

 

Составитель:

Болдырева Татьяна Александровна

Дефектолог

                                                                 

Содержание:

Пояснительная записка.................................................3

Диагностика……………………………………………7

Диагностическая карта………………………………..8

Тематический план занятий…………………………..9

Приложение 1…………………………………………12

Приложение 2…………………………………………14

Приложение 3 ………………………………………...15

Приложение 4…………………………………………18

Приложение 5…………………………………………22

Список литературы…………………………………...24

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще  во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

    Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.            

   Именно в детском саду  закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым  читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

    На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Задача воспитателя – найти интересные формы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению, привлечь к этому родителей дошкольников. Воспитание вдумчивого, интересующегося читателя – процесс длительный, поэтому должен проводиться систематически.

     Основная цель программы - помочь осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, как залог их жизненной судьбы. Приобщить ребёнка к книге и чтению, ведь оттого, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.

Педагогическая целесообразность: процесс всей учебно-воспитательной работы  кружка пронизан постоянным знакомством дошкольников с художественной литературой. Грамотно и интересно организованные, систематические и последовательные занятия дошкольников в кружке позволяют ненавязчиво вводить детей в разнообразный мир книг, будить интерес к книгам, создавать условия для осознания детьми своих личных возможностей при осуществлении читательской деятельности. С книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь.

Новизна – состоит в разработке рабочей программы  по приобщению дошкольников к миру книги с использованием новых организационных форм чтения, игровых технологий, методических приемов, организации творческой деятельности на основе книги. Настоящий успех приходит тогда, когда все основано на инициативе каждого ребенка. Главное наличие желания выплеснуть свои чувства, эстетические впечатления, родившиеся в процессе общения с книгой, поделиться ими с другими людьми. Моя задача – создать максимально благоприятные условия для этого.

Предлагаемая программа является вариативной, то есть, при необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий кружка, времени прохождения материала.

Цель программы:  приобщение дошкольников к  книжной  культуре; формирование нравственных качеств личности.

Задачи:

- формировать активный и устойчивый интерес к литературе как виду искусства;

- расширять знания детей о создании книг, жанрах литературных произведений, творчестве детских поэтов, писателей;

- создать условия для развития и совершенствования познавательных  и коммуникационных  компетенций дошкольников;    

- формировать эмоциональную сферу дошкольников, нравственные качества личности;

- воспитывать грамотного читателя, уважительное отношение  к книге как источнику знаний ;

- активизировать работу родителей с детьми в семейном чтении.

 Срок реализации программы: 2 года ; предполагает проведение одного занятия    в две недели.

 Продолжительность занятия  для детей 5-7 лет – 25-30 мин.

 Формы работы:  занятие, экскурсии в библиотеку, викторины, выставки детских книг, рассматривание портретов детских писателей,  конкурс книжек-малышек, интеллектуальный марафон, фотовыставки, презентации, родительские собрания …

 

Методы работы: словесные, наглядные, практические.

Приёмы: беседа, рассказ, чтение, рассматривание иллюстраций, инсценировка рассказов, сказок, рисование по прочитанным произведениям, просмотр экранизации, рисование иллюстраций к сказкам, акция, заучивание наизусть стихотворений, создание семейных библиотек…

Прогнозируемый результат занятий:

- знаком с произведениями различной тематики, испытывает симпатию к положительным героям и их действиям;

-выражает негативное отношение к отрицательным героям. Называет некоторые качества персонажей (добрый, смелый, злой, трусливый);

- выразительно рассказывает стихи, охотно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации;

- эмоционально воспринимает поэтический и прозаический художественный текст (радуется, огорчается, сопереживает, сочувствует персонажам сказки, рассказа), может импровизировать на основе литературных произведений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Формы подведения итогов по результатам освоения программы предусматривают:

-диагностику освоения детьми предлагаемого материала;

-открытые просмотры занятий для родителей и коллег;

-отчеты педагога на родительских собраниях, педагогических чтениях;

-выставки детских творческих работ, поделок по прочитанным книгам;

-конкурсы стихов;

-праздники, досуги, викторины;

-участие детей в конкурсах различного уровня;

-оформление  фотовыставок: «Книголюб», «Семейная библиотека», «Мы – актеры».

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

- Портреты детских поэтов и писателей.

- Детские книги для  чтения согласно программе.

- Оборудование: для мультимедийных демонстраций (компьютер, проектор), магнитофон и средства фиксации (фото- и видеокамера).

- Оборудованы и оснащены уголки: «Мир книг», «Музыкальная гостиная», «Театр»,

 «Творческая мастерская».

- Оснащена предметно - пространственная среда: приобретены и самостоятельно изготовлены дидактические игры (Пазлы по сюжетам сказок, настольно – печатные игры, изготовлены атрибуты для театрализованной деятельности).

- Аудиозаписи и видеозаписи  детских произведений.

Аннотация.

    Работа кружка «Юные книголюбы» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребенка – читателя;  помогает  решать задачи эмоционального, творческого, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания.

    Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

    Программа может быть использована педагогами ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Диагностика.

Диагностика проводится 2 раза в год. Все полученные данные заносятся в диагностическую карту, в начале учебного года и в конце .

К прогнозируемым результатам программы

 относятся следующие знания и умения:

-знать строение книги - титульный лист, аннотация,  иллюстрация, оглавление и т.д.,

-историю письменности - что такое пиктограмма, иероглиф, узелковое письмо, кириллица, глаголица и т.д.,

-на чём писали в древности - глина, папирус, восковые таблички, береста, пергамент и т.д.,

-что такое «абонемент», читательский формуляр, книжный формуляр, каталог и т.д.,

 - определять название литературного произведения и автора по краткому содержанию, по отрывкам из книг, по иллюстрациям;

-пересказывать литературное произведение, давать свою оценку героям произведений и их поступкам;

-определять жанр литературного произведения;

-выразительно и четко читать стихи.

Диагностическая карта

    Ф.И.ребёнка

История письменности

История            книги

Библиотечное дело

Назвать авторов, поэтов, их произведения

Жанры

Чтение наизусть

Итоги

Н.г

К.г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Условные обозначения:

Н.г.- сентябрь, К.г – май.

В – высокий уровень

С – средний уровень

Н – низкий уровень        

Тематический план занятий

Разделы

Цель

Название темы

Кол-во

1

Вводная часть

Выявить уровень знаний детей о книге.

Викторина: «Что мы знаем о книге?»

1

2

 История  возникновения письменности

Дать детям  общее представление об истории возникновения письменности, расширять кругозор.

История  возникновения письменности.

1

3

Книгопечатание

Познакомить детей с историей возникновения книгопечатания, с его основателем И.Федоровым. Воспитывать активный интерес к познанию; активизировать и обогащать словарь.

Первые книгопечатники.                  Печатный станок.

Как начали печатать книги на Руси?

2

4

Берегите книги!

Формировать навыки и умения обращения с книгой, воспитывать бережное отношение с книгой.

Тематическое занятие с использованием ИКТ «Берегите книги, дети!»

1

5

Книга –лучший друг!

Дать представление о роли книги в жизни людей, воспитывать интерес, уважение к книгам.

Стихи, рассказы, загадки, пословицы и поговорки о книге.

2

6

Из чего состоит книга?

Рассмотреть строение книги, научить детей правилам работы с книгой.

Круглый стол «Из чего состоит книга!»

Мастер – класс «Книжки – малышки»

1

1

7

Библиотечное дело  

Дать общее представление об  истории  возникновения библиотек с древних времён.

Познакомить с современной  библиотекой, должностью библиотекаря; дать понятия  «Абонемент», «Читальный зал», формуляр читателя, книжный формуляр, каталогами и картотеками, как устроены и как ими пользоваться.

«История  возникновения библиотек с древних времён»

Презентация: «Что такое библиотека?»

Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

1

1

       1

8

Мои любимые книги

Выявить у детей, есть ли у них любимые книги, домашняя библиотека, способствовать возрождению традициям семейного чтения .

 Выставка «Моя любимая книга».

Рассказы детей: «Моя домашняя библиотека» .

1

1

9

«Книжкина больница»

Учить детей заботиться о книге, в случае необходимости производить ремонт книг. Формировать трудовые навыки.

Организация мастерской по ремонту книг

«Книжкина больница»

1

10

 День детской книги.

День поэзии.

День библиотеки.

  1. Расширять знания детей о книжной культуре; воспитывать активный и устойчивый интерес к познанию; формировать нравственные качества.

Презентации по данным праздникам.

Конкурс чтецов « Любимый детский сад»

1

1

1

11

Творчество  Л. Н. Толстого

Познакомить с биографией Л. Н. Толстого и его рассказами для детей. Вызвать эмоциональный отклик от прочитанных произведений. Продолжать учить оценивать поступки героев книги.

Чтение произведений писателя.

Игры – драматизации по рассказам.

2

12

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Познакомить с творчеством С. Т Аксакова и  содержанием сказки «Аленький цветочек». Закреплять знания детей о правилах поведения в кинотеатре; совершенствовать умения составлять рассказ по иллюстрациям.

Просмотр мультфильма «Аленький цветочек».

Составление рассказов по иллюстрациям к произведению.

2

13

Творчество В. В. Маяковского

Познакомить с творчеством В.В Маяковского. Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду взрослых.

Чтение стихотворения «Кем быть?». Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин». Фотовыставка  «Профессии моих родителей».

2

14

Книги о войне

Познакомить детей с произведениями о Великой отечественной войне. Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к ветеранам и труженикам тыла.

Выставка книг «Великая Отечественная война», чтение произведений о В. О. войне. Экскурсия в музей Боевой славы (Качканарский краеведческий музей)

2

15

Творчество А. С. Пушкина

Познакомить с биографией и творчеством  А. С. Пушкина. Вызвать эмоциональный отклик; осуществлять нравственное воспитание через произведения автора.

Биография и общий обзор по творчеству А. С. Пушкина. Чтение произведений писателя, инсценировка эпизодов сказок. Викторина по творчеству писателя.

3

16

Журналы для детей

Познакомить с детскими периодическими изданиями. Вызвать желание расширить свой читательский интерес.

Демонстрация и чтение детских журналов.

Изготовление группового журнала «В мире сказок и приключений»

2

17

Устное народное творчество

Родная русская природа глазами поэтов.

Расширять знания детей об устном народном творчестве; приобщать к истории родного края; воспитывать нравственные и патриотические чувства.

Продолжить знакомство со стихотворениями о природе. Воспитывать уважительное и бережное отношение к объектам природы.

Викторина «По страницам русских народных сказок».

Чтение былин.

Чтение стихотворений о природе.

Конкурс чтецов « Как прекрасен этот мир!».

Акция «Стань природе другом!»

3

2

Итого

36

Приложение № 1.

Социально-нравственное воспитание дошкольников через использование художественной литературы.

« Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий, выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.»

В. А. Сухомлинский

 

    Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. 

   Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Остро встает проблема литературного образования детей, приобщение их к чтению. Проблема чтения рассматривается, как общегосударственная проблема развития культуры, науки, благосостояния нации, ибо «страна с не читающим населением – это страна – поставщик сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы».

     В.Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека». Сейчас особенно актуальны вопросы истории страны, межнациональных отношений, войны и мира, внутрисемейного положения, как никогда остро встал вопрос цены человеческой жизни. Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В.Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». С.Я Маршак призывал: «Будьте строги и требовательны к детской литературе, отвергайте холодную, вялую, поверхностную книгу, не проникнутые ни подлинными мыслями, ни настоящими чувствами. Чтобы заставить полюбить книжку, вы должны прежде сами полюбить ее. 

      Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка, сближало его с родными людьми. Талантливое художественное произведение дает бесценный материал для понимания неповторимого мира ребенка и может стать источником неожиданных педагогических открытий. Детская книга поможет найти ответ на «самый большой секрет воспитанию», станет верной помощницей в общении с ребенком. Литература для детей призвана изначально « говорить» с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истины и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развивать его ум и душу.

Приложение № 2.

Критерии отбора книг.

При отборе книг литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Критерии отбора книг:

1.      идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания уважительного отношения к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2.      высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3.      доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4.      сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5.      конкретные педагогические задачи.

Цитаты о книге и чтении.

« Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.»

(В. Сухомлинский)

 « Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.» (А. Дюма-сын)

«Книги – дети разума.» (Джонатан Свифт.)

« Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.»  (Фрэнсис Бэкон.)

« Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник.» (Петр Андреевич Павленко.)

« Действие человека мгновенно и одно; действие книги множественно и повсеместно.»  (Александр Сергеевич Пушкин.)

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать.»    (Дидро Д.)

Приложение № 3.

Методика проведения занятий кружка.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.

В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова.

Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности.

В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Первая часть может включать в себя краткую вводную беседу, подготавливающую детей к восприятию, связывающую их опыт, текущие события с темой произведения.

В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

2 ЧАСТЬ: По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!», или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»

В широкой практике чтение сопровождается аналитической беседой даже в том случае, когда произведение сильно воздействует на эмоции детей. Часто беседы по прочитанному не отвечают методическим требованиям. Характерны такие недостатки, как случайный характер вопросов, стремление педагога к детальному воспроизведению детьми текста; отсутствие оценки взаимоотношений героев, их поступков; анализ содержания в отрыве от формы; недостаточное внимание к особенностям жанра, композиции, языку. Такой анализ не углубляет эмоции и эстетические переживания детей.

Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.

Вопросы можно условно классифицировать так (СНОСКА: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 1992): позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»); направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему. Например, после чтения сказки

А. М. Горького «Воробьишко» можно задать такой вопрос: «Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста?»; направленные на выяснение мотива поступков («Почему Маша не разрешала медведю отдыхать?» – сказка «Маша и медведь»); обращающие внимание на языковые средства выразительности; направленные на воспроизведение содержания; подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю?»).

При чтении научно-популярных книг, например о труде, о природе, беседа сопровождает чтение и даже включается в процесс чтения. Содержание книг познавательного характера указывает на необходимость беседы для успешного решения главной образовательной задачи (по книгам С. Баруздина «Кто построил этот дом?», С. Маршака «Откуда стол пришел», В. Маяковского «Конь-огонь» и др.).

3 ЧАСТЬ: В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.

Е. А. Флерина допускала различные варианты использования картинки для углубления и уточнения образа. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст. Примером могут служить книги В. Маяковского «Что ни страница – то слон, то львица», А. Барто «Игрушки».

Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются организованно после чтения.

Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления. (Более подробно методика ознакомления с книжной иллюстрацией рассматривается в работах Т. А. Репиной, В. А. Езикеевой, И. Котовой.)

Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 – 3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной

литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

Приложение № 4.

Организация  чтения  художественной литературы.

   Реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит как от подбора текстов, так и от правильной организации чтения в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми. В связи с этим представляется целесообразным задать некоторые общие методические требования к организации чтения художественной литературы:

- Чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным; регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.

- Время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определенно в распорядке дня (самое подходящее -  утром, после завтрака). Продолжительность чтения составляет примерно 20 минут (15 – 20 минут в старшей и 20 – 25 минут в подготовительной, 10 – 15 в младших)

- Чтение книги должно проходить в непринуждённой обстановке (дети располагаются вблизи взрослого, как им удобно);

- Читая книгу, воспитатель выступает как партнёр по восприятию её содержания проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста,- удивление, изумление, сострадание и пр. Монотонное механическое чтение может отбить у ребёнка охоту слушать даже самую интересную книгу.

Воспитатель сам подбирает подходящие для его группы художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного (продолжающегося) чтения – малые литературные формы для непродолжительного чтения. Целесообразно также чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам, перечитывать их.

- Художественные произведения для длительного чтении я (сказочные и реалистические повести, циклы рассказов, большие стихотворные повествования) следует читать несколько дней  подряд, без перебивок ( в зависимости от объёма текста это может занять от 2 до 19 – 12 дней и более), так как дети должны иметь возможность удерживать в памяти последовательность сюжетных событий, вжиться в воображаемый мир книги. Всё это становится затруднительным, если тексты накладываются друг на друга или читаются с большими перерывами. Ежемесячно воспитатель прочитывает дошкольникам 1 – 2 больших текста.

- Периоды между чтением больших художественных текстов используются для чтения коротких произведений (укладывающихся в 20 –ти минутный интервал). Это фольклорные и авторские сказки, реалистические рассказы, короткие фольклорные и авторские стихотворные тексты. Здесь возможны сочетания нескольких коротких текстов по жанрам или тематической направленности.

- Воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения, а тем более принуждать их к многократному пересказу прозы. Обсуждениям надо придать непринуждённый характер. Они уместны сразу после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения – реплики относительно прочитанного, если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон, стимул для непосредственно следующей за чтением деятельности или видит необходимость сравнивать коллизии художественного текста с реальными событиями.

- Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить предварительно на 2 – 3 месяца.

- Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения могут подбираться на месяц.

- В распоряжении воспитателей и детей в каждой группе должно быть несколько сборников художественных текстов из рекомендательного списка( сборники стихов, фольклорных и авторских сказок, рассказов детских писателей), чтобы педагог, реагирую на актуальную ситуацию, смог в любой момент выбрать подходящее произведения.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Дети старшей группы способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т.е.  могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь.

Требование читать детям каждый день остаётся в силе. Важно, чтобы прибаутки, считалки, заклички, скороговорки вы знали наизусть и говорили их детям в любой подходящий момент.

После чтения сказки необходимо проводить её анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать её содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились им.

Например после рассказывания сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» нужно спросить: «Что я вам рассказала? Почему вы думаете, что это сказка? О чём в ней рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается. Кто из вас запомнил песенку козлёночка и ответ Алёнушки и может повторить их? Какие слова вам особенно запомнились?»

Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характера героев сказки, средств её художественной выразительности.

При ознакомлении детей с жанром рассказа необходим такой анализ произведения, который раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает детское внимание на слова, какими автор характеризует и самих героев и их поступки. Вопросы, предложенные после чтения рассказа, должны выяснить и  понимание основного содержания, и умение оценивать действия и поступки героев.

Особое внимание на восприятие литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы надо обращать при чтении стихотворений и заучивании их наизусть.

Все стихи воспитатель должен читать не по книге, а наизусть, только тогда его слушатели поймут выразительность интонаций, ритм, размер. Не надо сразу давать установку на запоминание – это отвлекает внимание детей от музыки стиха. Пусть они сначала почувствуют красоту и напевность стиха, глубже осознают его содержание. После чтения нужно провести беседу, выясняющую, правильно ли оно понято.

После беседы воспитатель читает стихотворение ещё раз (если длинное два раза) и даёт установку на запоминание, так дети уже усвоили его содержание, прочувствовали художественную форму, запомнили отдельные слова и выражения. Воспитатель решает, кого из детей лучше вызвать: тех, кто хорошо запоминает текст, или наоборот. Это зависит от содержания стихотворения, его объёма и от конкретных задач данного занятия.

Итак, каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставлять логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в разных местах.

А чтение детей должно показать, что они не только понимают то, что читают, но и умеют донести до слушателей своё отношение к произведению.

Приложение № 5.

Особенности организации бесед с детьми о прочитанном.

Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей.

Эти задачи требуют от воспитателя кропотливости, систематической работы.3десь и встают вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать – помогать.

Планируя  вопросы  для  беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребёнку разобраться в образе,  высказать своё отношение к нему. Эти вопросы должны развивать дискуссию в детском коллективе.

Вопросы адресованные детям, должны с одной стороны, стимулировать эмоциональное отношение  к прочитанному, а с другой, не вызывать обиду и агрессивность у некоторых детей, которые могут чем – то быть похожими на отрицательных персонажей.

Разумеется, педагог должен быть тактичным и находчивым в подобной беседе. Воспитателю следует при любых обстоятельствах управлять мнением коллектива детей.

В работе над произведением эффективными оказываются такие приёмы, как подбор близких по содержанию художественных произведений; ведение беседы сразу по двум произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев; обобщающая беседа по нескольким произведениям, в том числе и сказкам.

Игры – беседы детей с персонажами сказок.

После проведения в группе беседы с детьми, которая даёт возможность воспитателю оценить, насколько понятно содержание художественного произведения, рекомендуется продолжить обсуждение книги, но уже в форме игры беседы с её персонажами. Такая игра – беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи непосредственные детские впечатления.

Как же проводить эту игру – беседу? Желательно, чтобы воспитатель, который прибегает к этому приёму впервые, заранее, ещё до чтения сказки, подготовил персонажей, с которыми будет происходить общение детей. Подобные персонажи могут быть самыми различными: от тщательно декорированных кукол со всеми присущими им атрибутами до очень условных, прямо на глазах у ребёнка вырезанных из картона, бумаги.

Если куклы – персонажи изготовлены воспитателем заранее, то очень важным в методическом плане становиться момент «выхода» персонажей к детям.

Куклы здороваются с ребятами и спрашивают, узнали ли их дети. Затем куклы спрашивают у детей, кто им больше нравиться и почему. Здесь надо ответить как можно большему числу детей  с самыми различными мнениями. Постепенно куклы – персонажи могут затронуть проблемы, являющиеся актуальными для всей группы или для отдельных ребят.

От творческого подхода воспитателя зависит, по какому руслу потечёт беседа. Желательно, начать игру – беседу в рамках сюжета сказки или рассказа, затем незаметно переключит на жизнь группы: взаимоотношения ребят.

 

Список литературы:

  1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 63 с.
  2. Галина М.«Книжный мир ребенка», детский сад от А до Я, № 1, 2005 г.
  3. Глухов А. Судьбы древних библиотек. - М., 1992.
  4. Грищенко З.А. «Ты детям сказку расскажи…» г. Москва. Яинка-Пресс, 2003 г.
  5.  Граник Г.Г. Когда книга учит. - М., Педагогика,1991.
  6.  Корф О. Б. Детям о писателях. ХХ век. – М. : ООО «Издательство Стрелец», 2006.
  7. Ильчук Н.П. Большой воспитательный секрет», Ребенок в детском саду, № 4, 2003 г.
  8. Короткова. Н. «Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе», дошкольное воспитание № 8, 2001 г.
  9. Немировский Е. Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания.-М.,2001.
  10. Тимофеева И.Н. «Сто книг вашему ребенку» Беседы для родителей, Москва, «Книга», 2000 г.
  11.  Интернет – ресурсы.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи логопеда о логопедах

Стихи логопеда о логопедах Кто же это ЛОГОПЕД –То ли МЕД, а то ли ПЕД?Он немного воспитатель,Детских душ он врачевательОн немножечко психолог,Иногда и дефектолог.Логопед детей не мучит,Разг...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Итоговое подгрупповое занятие логопеда в подготовительной группе с участием родителей "Логопед-помощник наш!"

Занятие проводится в форме празника в конце учебного года.На занятие приглашаются гости и родители.С их участием проводятся различные игры и задания.Дети демонстрируют свои достижения в течении коррек...

Работа логопеда с дизартриками (выступление на Школе молодого логопеда)

Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия    Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.  МБДОУ №65 г Белгород Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждо...

Мастер-класс для логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»

       Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколь...