Консультация для родителей «Подготовка руки к письму»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Шинкаренко Светлана Геннадьевна

Учить ребенка правильно  сидеть при  письме , правильно  держать  ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к  школе  период. Когда начнется  письмо –  новая   и трудная для ребенка деятельность, - делать это гораздо труднее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Подготовка руки к письму»

        Учить ребенка правильно  сидеть при  письме , правильно  держать  ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к  школе  период. Когда начнется  письмо –  новая   и трудная для ребенка деятельность, - делать это гораздо труднее.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движения пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и левую сторону- это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

         Для    отработки   дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет;

поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой;

после уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, уха, глаза.

Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

          Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:

Определение   пространственного   расположения  предметов по отношению   к ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу  слева  от  себя». Если ребенку трудно выполнить это задание  , следует уточнить, что справа – это ближе к правой руке, слева – ближе к левой.

Определение пространственных  соотношений   между  двумя -   тремя предметами или изображениями.

 

 Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева ; где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.

Берутся три предмета.  Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа - ручку и т. д.

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.  Эти упражнения     полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, используя силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

          Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

         Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Кроме того, можно порекомендовать нанизование бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

          Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагают карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним.

 Например:

Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

Положить кружок, справа от него – крестик, слева от крестика поставить точку.

Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.

Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку.

Определение правой и левой стороны предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

Необходима специальная работа по развитию зрительно-моторной координации.

Задания:

-Соедини все точки одной линией

-Дорисовывание фигур, элементов, деталей

-Дорисовывание зеркального отражения фигур

-Дорисовывание узора, орнамента

-Срисовывание (скопируй) простых геометрических фигур, сочетаний фигур

-Скопируй буквы, цифры, соблюдая при этом размерность, направление всех штрихов и элементов

-Рисование линий (волнистых, ломаных, пружинок по точкам, затем так, но ограничивая пространство в котором рисуется линия)

-Различные графические диктанты, рисование по клеточкам.

-Следующим этапом можно взять рисование двумя руками одновременно. Сначала мы рисуем линии: прямые, волнистые, ломаные, прерывистые, пружинки, затем геометрические фигуры, рисунки, узоры (принцип от простого к сложному).

Можно использовать программу С.В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Подготовка руки к письму"

Материал предназначен для работы со старшими дошкольниками,для развития механизмов необходимых для овладения письмом, и накопления ребёнком двигательного  и практического опыта, развития навыков ...

консультация для родителей "Подготовка руки к письму"

Всего лишь несколько полезных советов, помогут родителям подготовить руку ребенка к письму....

Консультация для родителей «Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях рисования»

Занятия по изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитани...

Консультация для родителей "Подготовка руки ребенка к письму"

В статье даются рекомендации родителям о том, как распознать неправильный навык письма у ребенка, как помочь исправить привычку неправильно держать пишущий предмет, и о том, почему так важно вовремя п...

Консультация для родителей.Подготовка руки к письму

Одним из этапов подготовки ребенка к систематическому обучению является подготовка к письму.Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого...