Методическая разработка «Экологическое воспитание детей с ТНР на речедвигательных занятиях» по теме: «ВЕСНА» с использованием фольклора для детей 4 - 6 лет".
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение в  развитии ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются основы  физического, речевого, эстетического, психологического и экологического развития дошкольника, что является частью духовной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna-krasna.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  «Экологическое воспитание детей с ТНР на  речедвигательных занятиях по теме: «ВЕСНА» с использованием фольклора для детей 4 - 6 лет».

Пояснительная записка.

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

                                                                       В. Сухомлинский                                                                  

   Дошкольный возраст – важный период формирования детской личности. Именно в детском возрасте формируются  все основы развития личности ребёнка.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение в  развитии ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются основы  физического, речевого, эстетического, психологического и экологического развития дошкольника, что является частью духовной культуры.

Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, и в разнообразной деятельности.  Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного разностороннего воспитания. Наряду с поиском новых моделей воспитания необходимо искать новые методы, приёмы, а также современные технологии.

Одним из них является целесообразность использования фольклора, как средство формирования экологических знаний, чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, экологической, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить процесс физического, экологического и речевого воспитания.

  Процесс освоения двигательными и речевыми действиями совместно с физическими упражнениями очень сложно осваивается  дошкольниками, а особенно дошкольниками с ОНР, т. к. помимо речевых нарушений, эти дети имеют двигательные расстройства, и ещё целый ряд сопутствующих заболеваний.

  В общей системе образования и воспитания - речевое, физическое, экологическое и психическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Важной задачей, определяющей значимость физического, экологического и речевого воспитания, как основы всестороннего развития, является формирование здорового ребёнка, хорошо владеющего своей речью и движением, любящего окружающий его мир. В этот период закладывается формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, своему здоровью.

  Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются: речевые навыки, ЗОЖ, общая выносливость,  работоспособность, а также экологическая культура ребёнка. Всё это необходимо  для всестороннего гармоничного развития личности. Формирование физических качеств, двигательных умений и речевых навыков тесно связано с психическим развитием ребёнка, с воспитанием эстетических чувств и нравственно волевых черт личности.

Физиологи считают движение врождённой потребностью человека. Полное удовлетворение движения особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают, что без движения ребёнок не может вырасти здоровым, ибо движение – это преграда любой болезни. Движение – это и хороший воспитатель. Благодаря движению окружающий мир открывается малышу во всём многообразии.

Также учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом для совершенствования речи. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Поэтому уровень речевого развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук человека и общей моторики в целом.

Кроме всего выше сказанного особую эффективность в развитие речи и движения играет детский фольклор, который мы используем в своей инновационно – коррекционной работе с детьми с ОНР. Фольклор является одним из средств воспитания всесторонне развитой личности ребёнка. К.Д. Ушинский указывал на большое значение произведений устного народного творчества в воспитании и обучении детей и рекомендовал широко использовать в работе с детьми дошкольного возраста народные игры. Особенно это актуально для детей с ОНР.

Ценность фольклорных произведений обусловлена, прежде всего их высокой интонационной выразительностью, а также другими жанровыми особенностями: речевыми, смысловыми, звуковыми. Звучность и чёткий ритм фольклорных произведений способствуют созданию речедвигательного образа, служащего опорой для запоминания. Существенную роль в обучении играет сочетание речевых ритмов с ритмом движения всего тела. Также дошкольников привлекает стихотворная речь: ещё не понимая смысла, ребёнок реагирует на ритм потешки. Вслушиваясь в текст потешки, в её ритм и музыкальность, ребёнок притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Простые, короткие потеши используются в работе по физическому воспитанию. Ритмичный бег, ходьба, прыжки, движения галопа в сочетании с потешками содействуют общему физическому и психическому развитию детей.

Пословицы и поговорки – элементы устной речи наряду с другими устоявшимися разговорными формами (поговорками, заклички, приговорками, побасенками, пожеланиями, приветствиями, шутливыми советами, небылицами) украшают речь, делают её образной, формируют  знания об окружающем мире: разнообразием растений, птиц, насекомых, животных и сезонных явлений.  

Очень хорошо помогают в нашей работе русские народные подвижные игры, которые тоже относятся к одному из разделов фольклора. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, а с другой стороны – развивают свои речевые и познавательные навыки при произнесении текстов игры. Немаловажная особенность для детей с ОНР, что большинство таких игр просты  и интересны. Народные подвижные игры, созданные на основе художественного поэтического текста, являются ценным средством физического воспитания. В играх дети легко улавливают музыкальность, напевность родной речи, познают меткость и лаконичность русского слова. Большое влияние оказывают народные игры на воспитание ума, характера, воли, на развитие нравственных и эстетических чувств. Подвижные игры физически укрепляют детей, положительно влияют на развитие эмоций, поскольку радость  движений усиливается наличием весёлых ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения. Участвуя в играх, дети также знакомятся с обычаями и своеобразием быта русского народа.

Игры часто сопровождаются любимыми детьми потешками, считалками, скороговорками и жеребьёвками. Они сохраняют свою художественную прелесть и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Игровой фольклор уникален тем, что позволяет раскрываться личности ребёнка.

Таким образом, наши интегрированные занятия для детей с ОНР помогают нам добиваться активного, качественного и выразительного выполнения движений, сопровождающихся речью.

Вид занятия:  итоговое.

Автор конспекта: Учитель-логопед Ермилова Екатерина Александровна.

Группа детей со структурой речевого нарушения:

Возраст детей:  4 – 6 лет.

Тема: «Весна – красна!».

Приоритетная образовательная область:  речевое, физическое и экологическое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,  художественно-эстетическое развитие.

Цель занятия: развитие речедвигательных навыков, интерес к фольклору и к окружающему миру.  

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить выполнять все движения естественно, без напряжения,

 - учить детей выполнять упражнения по словесной инструкции,

- расширять представления детей о характерных признаках весны,

- упражнять в ходьбе и беге по кругу, врассыпную,

- в прыжках на двух ногах,

- в ходьбе и ползание на четвереньках по гимнастической скамейке,

- выполнять правила безопасного поведения в природе.

Коррекционно-развивающие:

- развивать координацию речи с движением,

- ориентировку в пространстве,

- координацию,

- скоростно – силовые качества.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение действовать в коллективе,

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе,  

Оборудование:

 Музыкальный центр, звукозапись (кассета и диск), гимнастическая скамейка, атрибуты («лужи», «цветы»), зонт, искусственный цветок. Картинный материал к загадкам (проталины, капель, ледоход). Оформление зала (шары, птицы, солнце).

Планируемые результаты:

- выполнять упражнения по словесной инструкции;

- формирование опорно-двигательного аппарата;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать речедвигательные навыки;

- уточнить и расширить знания о характерных признаках весны;

- развивать чувство ответственности к окружающему нас миру.

Предшествующая работа:

- Активизация и обогащение словаря по теме «Весна».

- Чтение художественной литературы по теме.

- Уточнение значения новых слов: проталина, капель, ледоход.

- Заучивание стихов, пальчиковых игр, речедвигательных упражнений, самомассаж  по теме: «Весна».

- Учить детей прыгать на двух ногах через предмет с продвижением вперёд

Ход занятия:

Создание мотивационного поля (организационный момент).

Логопед:  - Доброе утро, ребята!

 Что за славный денёк, собирайся народ в хоровод!

  У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – цветок. Приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу тёплые весенние пожелания, передавая их из рук в руки «волшебный цветок».

Желаю счастья и добра всем детям с самого утра!

Звучит музыка и стихи про весну (запись на кассете).

Ребёнок 1: Настя

Отшумела вьюга.

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга.

Капли падают звеня.

Ребёнок 2: Вадим

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей речки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт.

Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации. 

Логопед: Ребята, о каком времени года говорилось в стихотворение?

Дети: О весне.

Логопед: Ребята, а какие признаки нам подсказали, что это весна.

Дети: Ночь стала короче, а день длиннее; тёплый ветер дует с юга; тает снег и снежная баба, появились сосульки и др.

Логопед: Ребята, а вы хотите погулять?

А где бы вы хотели погулять?

Дети:  Слушаем варианты детей. (По парку, по лесу, по городу и т. д.).

Логопед: Мы по городу гуляем, и разминку начинаем.

Подвижная игра с речевым сопровождением.

«Мы по городу гуляем».

Дети встают по кругу друг за другом на некотором расстоянии друг от друга вместе с инструктором, слова проговаривает логопед с детьми.

Мы по городу гуляем,

За природой наблюдаем.

Вверх, на солнце, поглядели –

Лучи солнца нас согрели.

На полянку в парк пришли,

Там цветочки мы нашли.

Мы мать - мачеху срываем

И в букеты собираем.

На полянке пляшут птички –

Желтогрудые синички

Над цветами, вот так вот,

Пчелы водят хоровод.

Бегут по тропке муравьи.

Их сосчитаем: раз, два, три…

А потом мы к  речке быстрой,

Чистой-чистой, серебристой

Вниз по берегу спустились,

Наклонились и умылись.

Ну а путь наш недалек.

Он лежит через мосток.

Через мостик перешли,

К воротам парка подошли.

Стало очень жарко,

Мы ушли из парка.

Хорошо мы погуляли

И букет цветов нарвали.

Идут по кругу друг за другом, энергично взмахивая руками.

Идут на носочках, руки подняты вверх.

Выполняют приседания, руки вниз.

Выполняют «пружинку», руки на поясе.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут по кругу друг за другом.

Останавливаются, наклоняются вниз, покачивая руками вправо – влево.

Ходьба на месте.

Наклон вперед, «обтирают» лицо руками (движения руками выполняют около лица).

Идут на носках, руки в стороны.

Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга.

Обмахивают лицо руками.

Ходьба на месте.

Хлопают в ладоши.

Поднимают руки вверх – вдох, опускают вниз – выдох. 3 раза.

Логопед: Хорошо как погуляли, ручки, ножки все размяли, а теперь мы отдохнём, и загадки вам прочтём.

Дети садятся в круг на ковре.

Самостоятельное применение знаний на практике.

Логопед: Ставим ушки на макушку, слушаем внимательно.

Игра «Подскажи словечко».

Ой, беда! Ой, беда! 

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу …  (проталинки).

      Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

 Звонко капает … (капель).

На реке и треск, и гром.

Это значит ледолом.

На реке лёд идёт,

Это значит … (ледоход).

Логопед:  Хороши мои ребятки, отгадали все загадки. Весной деревья просыпаются от сна. Давайте ребята представим, что мы превратились в деревья и поиграем в игру «Очнулись деревья».

«Очнулись деревья»  (речедвигательное упражнение).

Очнулись деревья

От зимнего сна.

В апреле по лесу гуляет весна.

В овраге ручьи игриво звенят,

И с юга на родину птицы летят.

Дети поднимают руки вверх,

покачиваются из стороны в    сторону.

Кружатся на месте.

Ритмично хлопают в ладоши.

Разводят руки в стороны, бегут по кругу.

Инструктор:  Ребята, а теперь давайте погуляем по нашему весеннему лесу.  Вы готовы к прогулке?

Дети: Готовы.

Инструктор: Тогда в путь. Снег в лесу растаял, и образовались большие и маленькие лужи. Как нам пройти это препятствие?

Варианты детей: пройти «змейкой», перепрыгнуть.

Еще  на пути встретился ручей, через него переброшен мостик, как по нему пойдем?

Варианты детей: просто пройти, проползти на животе, на четвереньках.

ОВД

  1. «Через лужи» - прыжки на двух ногах. 1 р.
  2. «По мостику» - ходьба по гимнастической скамейке, руки на поясе. 1 раз
  3. «Через лужи» - прыжки на правой и левой ноге «змейкой» 1-2 раза
  4. «По мостику» - ползание на четвереньках. 1 раз. (или ползание на животе, одновременно подтягиваясь двумя руками. 1 раз)

Инструктор: Тучи по небу гуляют, видно дождик собирают, на полянку мы пришли, поиграем от души.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

По команде «солнышко» звучит музыка (запись на диски «Полька») - дети в рассыпную бегают, прыгают по залу; по команде «дождь» - прячутся под зонтом.  

Логопед:  Ребята пока шёл дождь, на поляне вырос красивый цветок, давайте с ним поиграем и разбудим его.

Пальчиковая гимнастика.

«Будит солнышко цветок».

Будит солнышко цветочек:

«Просыпайся-ка, дружочек.

Раз, два, три, четыре, пять –

Новый день пришёл опять».

А как вечер опустился –

Спать цветок заторопился.

Раз, два, три, четыре, пять –

Завтра с солнышком вставать.

Дети медленно поднимают руки вверх, пальцы соединены в виде чаши запястьями друг к другу.

Поочерёдно под счёт отводить пальцы начиная с большого.

Пошевелить пальцами обеих рук.

Руки опустить вниз

Поочерёдно соединить пальцы обеих рук начиная с мизинца, показывая, как закрывается цветок.

Руки опустить вниз.

           

Рефлексия.

Инструктор: Наша прогулка по весеннему лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад.

- Что больше всего вам понравилось в весеннем лесу?

- В чём испытывали трудности?

- Какая игра понравилась больше всего?

 А, в память о нашей прогулке  дарим вам первый весенний цветок.

Ребята, как называется этот цветок?

Ответы детей.

- А вы знаете, что этот цветок занесён в красную книгу?

Ответы детей.

- А как вы думаете почему?

Ответы детей.

Каждому ребёнку вручается цветок.

Литература:

1. Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева, Н. Ю. Жидкова. Интегрированные физкультурно–речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 – 7 лет. – СПб.: «Детство – Пресс», 2000.

2. В. И. Ковалько. Азбука физкультминуток для дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группа). – М., 2008.

3. Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М.: 2005.

4. Е. А. Пожиленко. Артикуляционная  гимнастика. Развитие речевого дыхания и голоса. – 2004.

5. Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова. Занятия физической культурой в ДОУ.

6. Н. В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: 2004.

7.  Т. А. Воробьёва, о. И. Крупеньчук. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

8. Л. И. Смирнова. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособия для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: 2006.

9.  Ю. Соколова. Речь и моторика. – М., 2002.

10. Ю. А. Кириллова. «Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 5 до 7 лет». Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений.- СПб.: «Детство - пресс», 2008.

11. М. П. Асташина. «Фольклорно – физкультурные занятия и досуги с детьми 3 – 7 лет». Волгоград 2012.

12. Е.А. Смирнова. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста». – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.

13. Е. А. Савельева. «Тематические загадки и весёлые игры для дошкольников».  М.: «издательство НЦ ЭНАС», 2007.

14. Н. Ю. Костылёва. Покажи и расскажи. (Игровые упражнения на основе фонетической ритмики).

15.  М. Ю. Картушина. Театрализованные представления для детей и взрослых. – М., 2005.

16. И. Лопухина. Логопедия. Речь, ритм, движение. СПб.: «Дельта», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка " Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в условиях мегаполиса"

Основной целью моей педагогической деятельности является экологическое воспитание дошкольников.Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:-формирование у дошкольнико...

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей с нарушением слуха дошкольного возраста»

  Экологическое образование не является изолированным направлением д/сада, оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного проце...

Методическая разработка "Экологическое воспитание детей по сезонам года"

Перспективный план1.Экологического воспитания детей на зимний период. Технология педагогического процесса: Экологическая деятельность совместная с детьми...

Методическая разработка Экологическое воспитание детей четвертого года в процессе ознакомление с природой родного края воспитатель

Экологическое воспитание значимо и для личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях, оно оказывает интенсивное влияние на его ум...

Методическая разработка: «Экологическое воспитание детей с ТНР на логопедических занятиях».

Данная методическая разраотка будет полезна для учитилей-логопедов и воспитателей uhgg детей с ТНР....

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожени...