"Развитие фонематического слуха дошкольника"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Потихонова Ирина Олеговна

Фонематический слух-это способность ребенка выделять и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематический слух формируется с 6 месячного возраста и проверяется на уровне слова. Фонематическое восприятие проходит определенные стадии своего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha_doshkolnika.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

"Развитие фонематического слуха дошкольника"

Фонематический слух-это способность ребенка выделять и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематический слух формируется с 6 месячного возраста и проверяется на уровне слова. Уже к году ребенок должен понимать, где игрушка «мишка», а где «мышка». Фонематическое восприятие проходит определенные стадии своего развития.

1 стадия -у ребенка нет понимания речи, эта стадия определяется как дофонематическая.

 2 стадия-ребенок слышит звуки иными, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует не правильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются.

3 стадия–ребенок-узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением .

4 стадия -активная речь достигает почти полной правильности, но фонематическая дифференциация еще не стойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.

 5 стадия- происходит завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие и экспрессивная речь ребенка правильны. Самым существенным признаком перехода на эту ступень является то, что ребенок различает правильное и неправильное произношение. Первые 3 этапа ребенок проходит в раннем детстве до 3 лет, в дошкольном возрасте он проходит 2 последних этапа. Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там где надо менять громкость и скорость речи) напрягать слух, улавливать и различать звуки. Основную работу по этой теме проводят логопеды и воспитатели групп, следуя указаниям специалистов. Также работа над этой темой продолжается на музыкальных занятиях, в индивидуальной деятельности и в свободной деятельности в группе, на прогулках. Используются игры развивающие слуховое восприятие, внимание-« кто что слышит», « узнай по звуку», « где позвонили», « большие и маленькие ноги», « угадай, на чем играю» и т. д. Упражнениями и играми тренируют малышей в познании уже известных ему звуков и готовят к освоению новых. Основываясь на опыте детей, используются звукоподражания –мяу-мяу-зовет кошечка котят, га-га-га-кричит гусь, гав-гав-сердится собачка, тик-так –идут часы и т.д. Увлекательная веселая игра побуждает детей к многократным повторениям одного и того же звукоподражания. На таких занятиях дети меньше утомляются, потому что заинтересованы игрой-берут на себя роль кошечки, курочки, собачки, изображают летящий самолет, едущую машину, поезд...чем живее игра, тем ярче образ, тем больше увлечен ребенок, активнее воспроизводит нужные звуки, а значит, обучение идет успешнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха дошкольников.

описание игр на развитие фонематического слуха дошкольников...

Дидактические и речевые игры как средство развития фонематического слуха дошкольников.

Уважаемые родители и педагоги, предлагаю вашему вниманию игры, направленные на развитие фонематического слуха у дошкольников....

Развитие фонематического слуха дошкольников

В статье представленны игры для развития фонематического слуха...

Игры для развития фонематического слуха дошкольников

Игры для развития фонематического слуха детей дошкольного возраста...

Значение развития фонематического слуха дошкольников

Развитие фонематического слуха - предпосылка для успешного обучения грамоте....