Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речевой системы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект занятия

по развитию лексико-грамматических компонентов речевой системы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Продукты питания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_produkty_pitaniya.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19

Конспект занятия

по развитию лексико-грамматических компонентов речевой системы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Продукты питания»

г. Ангарск 2022

План – конспект

фронтального занятия по развитию лексико–грамматических компонентов речевой системы у детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе.

Тема: «Продукты питания»

Цель:   обобщать и расширять знания детей по теме «Продукты питания».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

- активизировать  и расширять словарь по теме «Продукты питания», совершенствовать умение классифицировать продукты, выделять полезные и вредные продукты для здоровья через д/и «Найди продукт», «Помоги Пете»;

  - совершенствовать грамматический строй речи: образование относительных прилагательных через д/и «Собери картинку», ед. и мн. числа существительных в род. п. через игру «Один-много», уменьшительно-ласкательной формы существительных через игру с мячом «Назови ласково»;

  - способствовать развитию синтаксической стороны речи через составление сложноподчинённых предложений с союзами для того, чтобы, потому что через игру «Что лишнее?»

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать зрительное восприятие через игру «Зашумлённые картинки; 

 - активизировать точки, отвечающие за основные системы организма, координировать речь с движением, формировать длительный плавный выдох  через самомассаж,  логоритмические упражнения;

-устанавливать причинно-следственные зависимости через речевую игру «Продолжи предложение»

Коррекционно-воспитательные:

-  способствовать воспитанию самоконтроля за речью;

- поддерживать самостоятельность и активность в течение всего занятия;

- продолжать развитие партнерских отношений через умение работать в паре;

 - формировать привычку питаться правильно;

-вызывать у детей желание помочь другому человеку.

Оборудование: зашумлённые картинки, картинки продуктов для классификации, д/и «Собери картинку», «Что лишнее?» для работы в парах, мяч, изображение худого мальчика.

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то увидела на доске непонятные рисунки. Вы не могли бы мне помочь, разгадать, что здесь нарисовано.

  1. Игра «Зашумленные картинки». (совершенствование зрительного восприятия). Дети называют изображённые продукты  (сосиски, сыр, рыба, яблоко, молоко, батон)

II. Основная часть

Логопед: Как назвать всё это одним словом? Правильно, сегодня мы будем говорить о продуктах питания. У каждого своё название: 

Масло, мясо, хлеб и каша, ряженка и простокваша,

Йогурт, сыр, кефир, творог и рассыпчатый пирог.

Колбаса, салат, сосиски, чай, печенье и ириски,

Фрукты, овощи, пельмешки.

На здоровье ешь! Без спешки!   (Т. Кулакова) 

Продукты бывают очень разные. Одни сделаны из молока, и мы их называем – молочные, другие  - из мяса, они мясные, третьи из муки, и мы их называем мучные продукты. Представьте, что наша группа превратилась в большой продуктовый магазин. Но все продукты в магазине перепутались. Ваша задача найти эти продукты и определить, какие они.

  1. Игра «Найди продукт» (классификация продуктов).

Дети по группе ищут карточки с нарисованными продуктами и возвращаются на место.

Логопед: Я тоже купила продукт. Послушайте, как я про него скажу.

Я купила печенье. Это мучной продукт. Печенье сделано из муки.

Дети по одному выходят к доске, ставят картинку на нужную полку (мясные, молочные, мучные продукты) и рассказывают про свой продукт:

Я купил сметану. Это молочный продукт. Сметана сделана из молока.

Я купил колбасу. Это мясной продукт. Колбаса сделана из мяса. И т.д.

  1. Игра с мячом «Назови ласково» (образование ум.-ласк. формы сущ.)

Логопед: Продукты любят, когда их называют ласково. Давайте это сделаем:

Молоко – молочко              сыр – сырок                      кефир - кефирчик

 Масло – маслице               хлеб – хлебушек                 мясо - мяско

Колбаса – колбаска          батон – батончик             сосиски – сосисочки

Творог – творожок

  1. Игра «Один – много» (ед. и мн. число существительных в род. п.)

Логопед: Ребята, а ещё продукты любят удивляться, когда их много.

Дети стоят в кругу. Логопед на ушко говорит ребёнку название продукта.

Ребёнок выходит в круг и произносит, например:

Я – котлета.

Дети: – Мы тоже котлеты.

Ребёнок удивляется: Ой, сколько много котлет.

Аналогично: йогурт, батон, печенье, молоко, сосиска, пельмень, вареник, пирог, сухарь, конфета.

  1. Массаж биологически активных зон «Дырки в сыре»

Логопед: Ребята, пока мы с вами удивлялись, кто-то съел весь сыр. Давайте  покажем, как это произошло:

Раз, два, три, четыре,              проводят ладонями по шее к плечам 4 раза

Посчитаем дырки в сыре.        указательным пальцем мягко надавливают на

                                               крылья носа 4 раза

Если в сыре много дыр,          всеми пальцами проводят от середины лба к

        вискам 4 раза

Значит, вкусным будет сыр.    пальцы «вилочкой» растирают точки перед и

        за ушами 4 раза

Если в нем одна дыра -          дёргают за ушки в разные стороны 4 раза

Значит, вкусным был вчера!    трут ладони друг о друга.

  1. Упражнение на увеличение продолжительности выдоха.

Логопед: Ребята, а вам нравится, как пахнут пироги, которые печёт мама или бабушка. Какой запах у пирога? (ароматный, душистый, аппетитный). Представьте, мы почувствовали этот запах и говорим (вдох носом, на выдохе фраза):

 - Ах,

 - Ах, пахнет,

 - Ах, как пахнет,

 - Ах, как вкусно пахнет,

 - Ах, как вкусно пахнет пирогом.

  1. Д/и «Собери картинку»  (образование относительных прилагательных)

На столах  разрезные картинки. Дети по желанию делятся на пары. Каждая пара собирает свою картинку, на которой изображён пирог.

Логопед: Ваша задача собрать картинку и сказать, например:

У нас пирог с капустой. Это капустный пирог.

Ответы детей:

У нас пирог с грибами. Это грибной пирог.

У нас пирог с морковкой. Это морковный пирог.

У нас пирог с ягодой. Это ягодный пирог.

У нас пирог с мясом. Это мясной пирог.

У нас пирог с рыбой. Это рыбный пирог.

Логопед: Ребята, какие ещё блюда можно приготовить из продуктов? (Ответы детей).  Я тоже хотела приготовить, но каждый раз мне мешает какой-то лишний продукт.

 

  1. Д/и «Что лишнее?». (Построение сложноподчинённых предложений с союзами для того, чтобы, потому что).

Дети выбирают карточки с основным блюдом и 5-ю картинками с продуктами, один из которых не используется в приготовлении блюда.

Логопед: Расскажите, что вам нужно для приготовления блюда, и что не подходит. Например:

Для того, чтобы приготовить сырники, мне нужны творог, сахар, мука, яйца, сметана. Грибы мне не нужны, потому что сырников с грибами не бывает.

Ответы детей:

Для того, чтобы приготовить суп, нужны мясо, капуста, морковь, лук, картофель. Сыр мне не нужен, потому что супа с сыром не бывает.

Для того, чтобы приготовить плов, нужны рис, мясо, морковь, лук, подсолнечное масло. Огурцы мне не нужны, потому что плова с огурцами не бывает. И.т.д.

  1. Координация речи с движением (авторский текст)

Логопед: Много разных блюд приготовили мы вместе. Продукты закончились. Отправляемся  за покупками: 

Дружно в магазин шагаем          маршируют на месте

И продукты покупаем:               4 хлопка в ладоши

Творожок отличный                    на каждое название продукта загибать   

И батон пшеничный,                 пальцы кулак одновременно на обеих руках

Котлеты мясные,

Баранки расписные.

Покупаем молоко

И бежим скорей домой.          бег на месте

     Будем резать,                         левая рука перед грудью ладонью вверх

                                                    ребром правой ладони совершать движения  

                                                   вперёд-назад по ладони

 Чисто мыть,                          имитировать мытьё

И обед скорей варить.          левая рука согнута перед грудью, правой

          имитировать помешивание поварёшкой

      И скажем всем открыто:     4 хлопка в ладони

«Приятного аппетита!»        потереть ладони друг о друга

  1. Сюрпризный момент.

Логопед: Ребята, пока мы с вами ходили за продуктами, посмотрите, кто к нам пожаловал. На доске изображение очень худого мальчика.

 - С этим мальчиком всё хорошо? (ответы детей)

 - Как вы думаете, почему Петя такой худой? (ответы детей)

Очень Петя похудел,

На обед он суп не ел,

Не поел салат, котлеты,

Отказался от омлета

И от кружки молока.

Грызёт  чипсы,

Пьёт он колу

И конфеты ест с утра. (авторский текст)

  1. Д/и «Полезные и вредные продукты»

Логопед: Ребята,  может быть Петя ничего о продуктах не знает. Давайте поможем ему разобраться в том, какие продукты  вредные, а какие полезные и расскажем, в чём их польза.

Дети делят картинки на два столбика и объясняют, для чего нужны полезные продукты.

 

  1.  Упражнение «Продолжи предложение» (установление причинно-следственной зависимости)

Логопед: Хочу предложить вам ещё одну игру. Я начну предложение, а вы продолжите. И Петя ещё раз послушает, как надо обращаться с продуктами.

 Если есть одни сладости, то…(заболят зубы).

Если есть много овощей и фруктов, то…(будешь здоровым).

Если картофель не доварить,  то он.. .(будет сырым, недоваренным, невкусным).

Если не мыть руки перед едой, то…(можно заболеть).

Если молочные продукты не хранить в холодильнике, то…(они могут прокиснуть).

Если есть очень мало, …(то будешь слабым, больным).

Если есть только мучные продукты,  то... (будешь толстым, заболит желудок).

Если во время еды разговаривать, то…(можно поперхнуться).

Если в кашу не положить масло, то…(каша будет сухая, невкусная).

Если хлеб не убрать в хлебницу, то… (он засохнет).

III. Заключительная часть.

Логопед: Ребята, наше с вами путешествие в мир продуктов заканчивается. Что мы можем подарить Пете, чтобы он стал таким же крепким, сильным и здоровым, как вы, и  не забывал о нашей встрече? (предположения детей).

Логопед показывает детям альбом, на котором написано «книга для Пети» и предлагает в свободное время нарисовать полезные и вредные продукты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".

Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об...

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей старшей группы «Зимующие птицы».

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей сиаршей группы «Зимующие птицы».ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.ЗАДАЧИ:Расширение словаря существительн...

Конспект по развитию лексико- грамматических речи детей подготовительной группы «Культура и традиции русского народа»

Цель: развитие лексико- грамматических речи детей и связной речи.Задачи:-активизировать знания о культуре и традициях русого народа;-словообразование сложных слов-закрепить умения в образовании родств...

Конспект по развитию лексико-грамматических категорий на тему "Семья" для подготовительной группы

Конспект по развитию лексико-грамматических категорий на тему "Семья" для подготовительной группы...

Конспект на развитие лексико-грамматических представлений "Игрушки" средняя группа

Цель: Систематизировать и пополнять словарный запас по данной лексической теме.Задачи:образовательные: совершенствование грамматического строя речи (согласование имен существительных с числительн...

Конспект по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР (Подготовительная группа): "Увлекательное путешествие"

Конспект по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР (Подготовительная группа): "Увлекательное путешествие"...

Конспект по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР (Старшая группа): «Домашние животные»

Конспект по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР(Старшая группа)«Домашние животные»...