Индивидуальные планы коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР.
методическая разработка по логопедии

Шейко Наталья Александровна

         Учитывая результаты логопедического обследования, оформленные в логопедических представлениях, разрабатываю  индивидуальные планы коррекционно-образовательной деятельности на каждого ребенка. Отслеживаю динамику речевого развития на протяжении учебного года.  Что позволяет анализировать и по мере необходимости вносить изменения в организацию и содержание коррекционного процесса.  детей среднего, старшего докольного возраста и подготовительной группы с ТНР. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности  

на 2022 - 2023 учебный год

Образовательная область  «Речевое развитие»

Таисия  В.

ОБЩЕЕ  ДЛЯ  ВСЕХ  ПЕРИОДОВ

 -Нормализация тонуса в мышцах артикуляционного аппарата (логопедический массаж, самомассаж артикуляционного   аппарата);

- Активизация движений речевого аппарата  (артикуляционная гимнастика)

-Формирование правильного речевого дыхания, длительного ротового выдоха, целенаправленной воздушной струи.

- Развитие  фонематического восприятия.

 - Развитие мелкой моторики.

1 ПЕРИОД (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 Коррекция произносительной стороны речи

-Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции свистящих звуков (коррекция межзубного сигматизма).

- Постановка «С», «З» и изолированное произношение – «Песенка водички: С-С-С», «Песенка  комарика: З-З-З».

-Автоматизация «С», «З»  -  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.

Развитие словаря

- Расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам  на основе ознакомления с окружающим. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь слов-названий предметов ближайшего окружения, их частей, названий природных явлений,  названий действий,  признаков предметов.

- Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий.

-Обучение правильному употреблению личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений,  наречий,  количественных числительных, порядковых числительных.

-  Формирование понятия слово.

Формирование грамматического строя речи

- Обучение различению и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

- Обучение пониманию вопросов косвенных падежей  и употреблению существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлога.

- Обучение пониманию, а затем и употреблению в речи простых предлогов.

- Обучение образованию, а затем и употреблению в речи глаголов в повелительном наклонении, инфинитиве, настоящем времени.

- Формирование навыка согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в именительном падеже.

- Обучение согласованию притяжательных местоимений с существительными мужского и женского рода.

- Обучение формированию простого двусловного предложения и умению согласовывать подлежащее со сказуемым.

Формирование фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

Развитие просодической стороны речи

-  Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

-  Формирование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных и их слияний.

- Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

- Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями при рассказывании маленьких потешек, выполнении подвижных упражнений с текстом.

Работа над слоговой структурой слова

- Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова.

- Формирование умения передавать ритмический рисунок слова (прохлопывать, простукивать, протопывать слово вместе с логопедом и вслед за ним) со зрительной опорой и без нее.

- Обучение правильному произношению и делению на слоги сначала двусложных, а потом трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.

-  Формирование понятия слог — часть слова.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового

анализа и синтеза

- Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у].

- Формирование навыков анализа и синтеза слияний гласных звуков [ау], [уа].

- Формирование умения выделять начальные ударные гласные [а], [у] из слов, различать слова с начальными ударными [а], [у].

- Формирование понятий звук, гласный звук.

Развитие связной речи и навыков речевого общения

- Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции.

- Стимуляция проявления речевой активности.

- Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию.

- Формирование умения задавать вопросы по картинке, по демонстрации действия и отвечать на них.

- Формирование умения договаривать за логопедом словосочетания в стихотворениях, знакомых сказках и рассказах.

- Формирование умения повторять за взрослым рассказы-описания, состоящие из двух-трех простых нераспространенных предложений

2 ПЕРИОД (декабрь, январь, февраль)

  Коррекция произносительной стороны речи

- Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции сонорного  звука «Л».

- Постановка и изолированное произношение «Л» - «Самолет летит: Л-Л-Л».

- Автоматизация  «Л»-  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.

- Автоматизация «С», «З»  -  в стихах, связной и свободной речи.

Развитие словаря

-  Дальнейшее расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам  на основе ознакомления е окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь названий предметов ближайшего окружения, слов — названий растений и живых объектов, слов — названий природных явлений, названий действий, признаков предметов.

- Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий .

- Закрепление правильного употребления личных местоименных форм, притяжательных местоимений и прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных, введенных в активный словарь.

- Обучение пониманию и употреблению названий действий, обозначающих похожие ситуации,  противоположных по значению.

- Закрепление понятия слово и формирование умения оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

- Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

- Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлога.

- Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов и обучение пониманию, а затем и употреблению других простых предлогов.

- Формирование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Обучение образованию и употреблению в речи глаголов настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа.

- Обучение пониманию и употреблению возвратной формы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени.

- Формирование предложений из нескольких слов, обучение выражению связи между словами с помощью главенствующих окончаний.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

- Продолжение формирования правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

- Совершенствование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных, их слияний, слов, начинающихся с гласных звуков (ударная позиция).

- Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

- Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, стишков, при выполнении подвижных упражнений с текстом.

- Стимулирование употребления выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

   Работа над слоговой структурой слова

-  Закрепление понятия слог и формирование умения оперировать им.

-  Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двух и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.

- Обучение правильному сочетанию односложных слов с одним хлопком, одним ударом, одной фишкой.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

- Закрепление умения различать на слух слова с начальными ударными звуками [а], [у].

- Формирование умения выделять из ряда звуков гласные [о], [и], начальные ударные звуки [о], [и] в словах и различать слова с начальными ударными звуками [а], [у], [и], [о] в ряду слов.

- Совершенствование умения производить на слух анализ и синтез слияний гласных звуков ([ои], [ио], [ао], [оа], [уо], [оу], [иу], [уи]).

- Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими.


Обучение элементам грамоты

- Формирование представления о букве, о том, чем буква отличается от звука.

- Ознакомление с гласными буквами «А», «У», «О», «И».

-  Формирование навыков составления букв из палочек, выкладывания из шнура, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

- Формирование навыка составления и чтения слияний гласных букв («АУ», «УА», «ОИ», «ИО», «ИА», «АИ», «УО», «ОУ», «ИУ», «УИ»).

Развитие связной речи и навыков речевого общения

- Совершенствование диалогической речи. Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов. Формирование и развитие активной позиции ребенка в диалоге.

- Дальнейшая работа над использованием выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

- Совершенствование умения повторять за взрослым описательный рассказ, состоящий из 2—3-х простых предложений по изучаемым лексическим темам.

- Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки с помощью взрослого и со зрительной опорой.

3 ПЕРИОД (март, апрель, май)

  Коррекция произносительной стороны речи

-Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции шипящего  звука «Ш».

-Постановка и изолированное произношение «Ш» - «Змейка шипит: Ш-Ш-Ш».

-Автоматизация «Ш» - в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.

- Автоматизация  «Л»-  в стихах, связной  и свободных речи.

Развитие словаря

-  Дальнейшее накопление пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на базе восприятия и осмысления объектов окружающей действительности. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь слов — названий предметов и объектов ближайшего окружения,  слов — названий растений и живых объектов, слов — названий природных явлений, названий действий, признаков предметов.

- Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий.

- Закрепление правильного употребления всех частей речи, введенных в активный словарь.

- Закрепление понятия слово и умения оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

- Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

- Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в косвенных падежах.

- Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, у, под, по).

- Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Формирование умения различать и правильно употреблять в речи глаголы мужского и женского рода в единственном числе в прошедшем времени изъявительного наклонения .

- Совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными .

- Формирование умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

- Обучение различению и выделению в словосочетаниях названий признаков предметов по вопросам  Какой? Какая? Какое?

- Обучение распространению простых предложений однородными подлежащими, определениями, сказуемыми.

- Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.

Развитие фонетико-фонематической системы языка

и навыков языкового анализа

Развитие просодической стороны речи

- Развитие речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

- Совершенствование навыка мягкого голосоведения.

- Воспитание правильного умеренного темпа речи.

- Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

- Закрепление правильного произношения свистящих согласных в игровой и свободной речевой деятельности.

- Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.

- Формирование правильных укладов шипящих звуков и их автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, потешках, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

- Совершенствование умения передавать ритмический рисунок односложных слов и двух-, трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.

- Формирование умения делить на слоги двусложные слова с закрытым слогом  и двусложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце.

Совершенствование фонематического восприятия

и навыков звукового анализа и синтеза

- Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими. Формирование понятия согласный звук и умения оперировать им.

- Формирование умения выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, из конца и начала слов.

- Формирование навыков анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов с пройденными звуками (ам, ит, ну, по).

- Формировать умение подбирать слова с заданным звуком.


Обучение элементам грамоты

-  Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы.

- Закрепление знания пройденных гласных букв и умение читать слияния гласных.

-  Ознакомление с согласными буквами «Т», «П», «Н», «М», «К».

- Упражнения в выкладывании новых букв из палочек, кубиков, мозаики, в лепке из пластилина, «рисовании» в воздухе и по тонкому слою манки.

- Формирование навыка составления и чтения закрытых и открытых слогов с пройденными буквами.

- Формирование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами .

- Упражнения в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающими элементами.

- Упражнения в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

Развитие связной речи и речевого общения

- Совершенствование умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

- Совершенствование умения повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3-х простых предложений по изучаемым лексическим темам.

- Формирование умения составлять рассказы из 2—3-х простых предложений о предмете и по сюжетной картинке.

- Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки  или небольшого текста с помощью взрослого и со зрительной опорой.



Предварительный просмотр:

План индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности  

на 2022 - 2023 учебный год

Образовательная область  «Речевое развитие»

Кирилл З.

ОБЩЕЕ  ДЛЯ  ВСЕХ  ПЕРИОДОВ

- Нормализация тонуса в мышцах артикуляционного аппарата (логопедический массаж)

- Активизация  движений речевого аппарата (артикуляционная, мимическая  гимнастика).

-Формирование правильного речевого дыхания, длительного ротового выдоха (дыхательная гимнастика, работа с дыхательными тренажерами).

- Совершенствование слоговой структуры слов сложного слогового состава.  

-   Развитие и совершенствование фонематического восприятия.

 - Развитие  мелкой моторики и графо-моторных навыков.

1 ПЕРИОД (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Коррекция звукопроизношения

- Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции шипящих звуков.

- Постановка «Ж» - изолированное произношение – «Песенка Жука: Ж-Ж-Ж».

- Автоматизация «Ж»  - в слогах,   словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.

- Дифференциация «Ц-С».

Развитие словаря

1. Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

2. Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.

3. Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.

4. Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов.

5. Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами.

6. Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов .

7. Расширение понимания значения простых предлогов и активизация их в речи.

8. Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями, указательными наречиями, количественными и порядковыми числительными .

9. Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им.

Совершенствование грамматического строя речи.

1.Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных, глаголов настоящего времени , глаголов прошедшего времени.

2. Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.

3. Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами .

4. Совершенствование навыков образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками.

5. Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных .

6. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными .

7. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже .

8.  Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении.
Совершенствование навыка распространения простого нераспространенного
предложения однородными членами.

Развитие фонетико-фонематической системы языка

и навыков языкового анализа и синтеза.

1. Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.

2. Закрепление навыка мягкого голосоведения.

3. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

4. Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

5. Коррекция произносительной стороны речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков

звукового анализа и синтеза

1. Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

2. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [а], [у], [о], [и], выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук; различать гласные и согласные звуки.

3. Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам «глухость — звонкость», «твердость — мягкость»: [б]—[п], [п]—[п'], [б]—[б'], [б']-[п'], [д]-[т], [т]-[т'], [д]-[д'], [д']-[т'], [г]—[к], [к]-[к'], [г]-[г'], [г']—[к'], М—[ф], [ф]—[ф'], W—[в'], [в']—[ф'] в ряду звуков, слогов, слов.

4. Закрепление навыка выделения согласных звуков из конца и начала слова.

5. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов (ам, бу, ни), слов из трех звуков (мак, кит).

Обучение элементам грамоты

1. Закрепление представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.

2. Ознакомление с буквами  согласно рабочей программы учителя-логопеда.

3. Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

4. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

Развитие связной речи и речевого общения

1. Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

2. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

3. Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок.

4. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Три медведя») и коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога.

5. Совершенствование умения «оречевлять» игровую ситуацию.

Развитие связной речи и речевого общения.

1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах по заданному плану.

4. Совершенствование  навыка пересказа сказок («Теремок») и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.

2 ПЕРИОД (декабрь, январь, февраль)

Коррекция звукопроизношения

-Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции сонорного звука «Л».

- Постановка «Л» - изолированное произношение – «Взлетает самолет: Л-Л-Л».

- Автоматизация «Л»  - в слогах,   словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.

- Автоматизация «Ж» - в стихах, связной речи, свободных самостоятельных речевых высказываниях.

- Дифференциация «Ш-С», «Ж-З».

Развитие словаря

1. Формирование внимания к слову, более точному пониманию его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.

2. Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

3.Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.

4. Развитие умения группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе совершенствование понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.

5.Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов, возвратных и невозвратных глаголов.

6.Обогащение активного словаря притяжательными прилагательными и прилагательными с ласкательными суффиксами.

7.Обеспечение понимания и свободного использования в речи слов-антонимов.

8.Расширение понимания значения простых предлогов и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов в речи.

9.Закрепление в экспрессивной речи введенных в нее ранее притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.

10.        Совершенствование умения оперировать понятием слово.

Совершенствование грамматического строя речи

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

1.Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных, глаголов настоящего времени, глаголов прошедшего времени.

2.Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных

падежах без предлогов и с некоторыми простыми предлогами.

3.Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, суффиксами -онок, -енок, -am-, -ят-), прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками.

4.Совершенствование навыка образования и использования в речи относительных  и притяжательных прилагательных.

5. Совершенствование умения пользоваться несклоняемыми существительными.

6. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

7. Совершенствование навыка составления и распространения простых предложений с помощью определений.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков

языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

1.Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.

2.Закрепление навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.

3.Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности.

4.Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи в инсценировках, играх-драматизациях.

5.Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.

6.Совершенствование четкости дикции на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.

Работа над слоговой структурой слова

1.Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов с одним закрытым слогом (котенок, снегопад).

2.Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков

звукового анализа и синтеза

1.Дальнейшее закрепление понятий: звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

2.Дальнейшее совершенствование умения различать гласные и согласные звуки. Ознакомление с гласным звуком [ы] и формирование умения выделять его в ряду звуков, слогов, слов.

3.Формирование представления о слогообразующей роли гласных звуков.

4.Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам «глухость — звонкость», «твердость — мягкость»: [в]—[ф], [ф]—[ф'], [в]— [в'], [в']-[ф'], [х]-[к]-[г], [х']-[к']-[г'], [х]-[х'], [х]—[к'], [с]-[С], [з]-[з'], [с]—[з], [с']—[з'] в ряду звуков, слогов, слов.

5.Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов (ах, хо, фи), слов из трех звуков (усы, сом).

Обучение элементам грамоты

1.Закрепление представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.

2.Ознакомление с буквами «В», «X», «Ы», «С», «3».

3.Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

4.Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

5. Совершенствование навыка осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами.

6. Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения, написание жи—ши с буквой «И»).

Развитие связной речи и речевого общения

1. Совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

2.Дальнейшее совершенствование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге.

3.Совершенствование умения составлять рассказы-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.

4. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Заюшкина избушка») и коротких текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога.

3 ПЕРИОД  (март, апрель, май, июнь)

Коррекция звукопроизношения

- Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции сонорного звука «Р».

 -Постановка «Р» - изолированное произношение – «Тигр рычит: Р-Р-Р».

- Автоматизация «Р»  - в слогах,   словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.

- Автоматизация «Л» - в стихах, связной речи, посредством  составления рассказов и пересказов и свободных самостоятельных речевых высказываниях.

- Дифференциация «Р-Л».

Развитие словаря

 1.Расширение понимания значения слова, его смысла применительно к определенной ситуации и формирование на этой основе более прочных связей между образами.

2.Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.

3. Совершенствование понимания обобщающего значения слов, продолжение работы по формированию родовых и видовых обобщающих понятий

4. Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках изучаемых лексических тем.

5. Закрепление навыка употребления относительных прилагательных (ржаной, пшеничный), притяжательных прилагательных (грачиный) и прилагательными с ласкательными суффиксами (новенький, сухонький).

6. Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами и словами-синонимами.

7. Формирование представления о многозначности слов на основе усвоения устойчивых словосочетаний и речевых конструкций.

8. Продолжение работы по уточнению понимания и расширения значений простых предлогов.

9. Активизация освоенных ранее других частей речи.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-па-дежные формы с существительными единственного и множественного числа.

2. Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена .

3. Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм.

4. Закрепление навыков образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами -ое-, -ев-, -ан-, -ян- (луговой, полевой, серебряный, ржаной), притяжательных прилагательных (пчелиный), прилагательных с ласкательными суффиксами (голубенький, сухонький).

5. Совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

6. Совершенствование навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними.

7. Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений из 6—7 слов.

8. Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной опорой.

9. Обучение составлению сложносочиненных предложений.

10. Обучение составлению предложений с противительным союзом а.

11. Обучение составлению сложноподчиненных предложений.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

Развитие просодической стороны речи

1. Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха на материале стихотворных текстов с отработанными звуками.

2. Развитие навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.

3. Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности.

4. Совершенствование интонационной выразительности речи и качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх, в другой игровой и свободной речевой деятельности.

5. Совершенствование четкости дикции на материале небольших стихотворных текстов с отработанными звуками.

Коррекция произносительной стороны речи

1. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, шипящих, йотированных звуков, аффрикат, звуков [р] и [р'] в игровой и свободной речевой деятельности.

2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции

3. Формирование правильных укладов звуков [л] и [л'], автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

1. Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов со стечением согласных (сосулька, кактусы, трактора) и формирование навыка их практического использования в предложениях и коротких рассказах.

2. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков

 звукового анализа и синтеза

1. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

2. Закрепление представления о слогообразующей роли гласных звуков.

3. Формирование умения отличать звук [э] от других гласных звуков в ряду звуков, слогов, слов.

4. Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту образования, по глухости-звонкости, твердости-мягкости: [с]—[ш], [з]—[ж], [с]—[ш]—[з]—[ж], [р]—[р'], [л]—[л'], [р]-[л], [р']—[л'], [р]— [л]—[р']—[л']—[j] в ряду звуков, слогов, слов.

5. Совершенствование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец).

6. Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова).

7. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов (ах, хо, фи), слов из трех звуков (уха, мак, кит, лось).

Обучение элементам грамоты

1. Ознакомление с буквами «Ш», «Ж», «Ы», «Э».

2. Совершенствование навыка составления этих букв из палочек, выкладывания из шнурочка, кубиков, мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

3. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

4. Совершенствование навыка осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов с пройденными буквами.

Развитие связной речи и речевого общения

1. Дальнейшее развитие диалогической и монологической форм речи. Стимуляция собственных высказываний детей: вопросов, ответов, реплик, являющихся основой познавательного общения.

2. Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы-описания, загадки-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине. Формирование умения отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь его отдельных частей.

3. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Три медведя») и коротких рассказов.

4. Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.



Предварительный просмотр:

План индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности  

на 2022 - 2023 учебный год

Образовательная область  «Речевое развитие»

Степан А.

ОБЩЕЕ  ДЛЯ  ВСЕХ  ПЕРИОДОВ

-Активизация движений артикуляционного (самомассаж артикуляционного аппарата, артикуляционная гимнастика).

-Развитие и совершенствование просодической стороны речи (речевое дыхание, темпо- ритмическая организация речи, интонационная выразительность)

- Развитие и совершенствование фонематического восприятия, элементарных навыков звукового     анализа и синтеза.

 - Развитие и совершенствование мелкой моторики и графо-моторных навыков.

1 ПЕРИОД (сентябрь, октябрь, ноябрь) 

Коррекция звукопроизношения

- Подготовительные упражнения к постановке, постановка  «Л» - изолированное произношение «Самолет взлетает: Л-Л-Л».

- Автоматизация «Л», «Л’»  - в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах.  

- Дифференциация «Ш-С», «Ж-З».

Развитие словаря

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2.Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными, увеличительными суффиксами, суффиксами единичности (огурчик, морковочка, лисичка, лапища, клюковка, травинка).

3. Обогащение экспрессивной речи сложными словами (картофелекопалка, садовод, овощевод), неизменяемыми словами (пальто), словами – антонимами (высокий - низкий, толстый тонкий, крупный – мелкий) и словами – синонимами (покрывать – устилать, красный – алый –багряный, желтый –золотой).

4. Расширение представления о переносном значении (золотые руки, хитрая лиса, косой заяц) и активизация в речи слов с переносном значением.

5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (красненький,, мягонький), относительными (яблочный, дубовый, картофельный, шерстяной, кожаный),  и притяжательными (кошачий, медвежий, лисий) прилагательными.

6.Дальнейшее овладение приставочными глаголами (полететь, улетать, прилетать, перелетать).

7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под.

8. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи.

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок – заморозки, гриб – грибы, береза – березы, яблоко – яблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; жуков, жукам, жуками, о жуках).

3.Совершенствование умения образовывать и использовать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, кругленький).

4. Формирование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным  (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).

6. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).

7. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине: распространения простых предложений однородными членами.

8.Совершенствоание навыков составления и использования сложносочиненных предложения и сложноподчиненных предложений с придаточными времени. (Мы хотели пойти гулять, но на улице шел сильный дождь. Мы сидели дома и рисовали, на улице шел дождь. Мы пошли на прогулку, когда закончился дождь).

9. Закрепление навыков анализа простых распространённых предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без неё).

Развитие фонетико-фонематической системы языка

и навыков языкового анализа и синтеза.

Развитие просодической стороны речи

1. Продолжение работы по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса.

2. Формирование умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.

3. Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности.

4. Формирование умения говорить в спокойном темпе.

5. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Работа над слоговой структурой слова

1. Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытым слогами (листопад, апельсин).

2.Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечением согласных (сноп, лист).

3. Формирование умения правильно произносить и использовать в активной речи двусложные слова с двумя стечениями согласных (грядка, брюшко).

4. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух. Трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

1. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.

2. Закрепление представлений о твердости – мягкости, глухости-звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а также по акустическим  признакам и месту образования.

3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лес.

4. Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык, бобер, липа, лист, клен.

Обучение грамоте.

1. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

2. Ознакомление с буквами/ Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами.

3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

4. Закрепление знания известных детям правил правописания.

5. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы. Читать изографы.

Развитие связной речи и речевого общения.

1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах по заданному плану.

4. Совершенствование  навыка пересказа сказок («Теремок») и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.

2 ПЕРИОД (декабрь, январь, февраль)

Коррекция звукопроизношения

- Подготовительные упражнения к постановке, постановка  «Р» - изолированное произношение «Тигр рычит: Р-Р-Р».

- Автоматизация «Р», «Р’»  - в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах.  

- Автоматизация «Л», «Л’»  - в связной речи, посредством составления рассказов, пересказов и свободной речевой деятельности.  

Развитие словаря

  1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
  2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами (снегопад, круговерть, снегоуборочный, трудолюбивый, многоэтажный), многозначными словами (метелица метет, дворник метет; корка хлеба, снежная корка), словами в переносном значении (золотые руки, железный характер), однокоренными словами (снег, снежинка, снежок, снеговик, подснежник, снежный, заснеженный).
  3. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (беленький, тепленький), относительными (дубовый, серебряный, хрустальный, пластмассовый) и притяжательными прилагательными (львиный, леопардовый, обезьяний); прилагательными, обозначающими моральные качества людей (умный, глупый, добрый, злой, ленивый, упорный); прилагательными с противоположным значением (холодный горячий, гладкий шершавый, мягкий твердый).
  4. Пополнение словаря однородными определениями (снег белый, легкий, пушистый).
  5. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами({насыпать, посыпать, засыпать, понасыпатъ).
  6. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

Совершенствование грамматического строя речи

  1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами (кружечка, тарелочка, ножичек, кастрюлька, кувшинчик; гладенький).
  2. Совершенствование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами (снежище, горища) и суффиксами единичности (снежинка, льдинка).
  1. Формирование умения образовывать и использовать прилагательные в сравнительной степени (выше, мягче, длиннее; самый холодный).
  2. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже (гладкий лед, гладкого льда, по гладкому льду; белые снежинки, белых снежинок, белыми снежинками; три снеговика, семь снегирей), подбирать однородные определения к существительным (гладкий, блестящий, холодный лед).
  1. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (покатаюсь, буду кататься, расчищу, буду чистить).
  2. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
  3. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины. (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика?)
  4. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

  1. Дальнейшее совершенствование и развитие речевого дыхания.
  1. Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
  2. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.
  3. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности.

Коррекция произносительной стороны речи

1. Дальнейшая активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата.

 Дальнейшее продолжение работы по автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков.

  1. Уточнение произношения звуков нарушенных в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровой и речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

  1. Формирование умения правильно произносить четырехсложные слова из открытых слогов {снеговики) и использовать их в активной речи.
  2. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза

  1. Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук.
  1. Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, по акустическим признакам и месту образования.
  2. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырех звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением): лужа, кран, болт, лиса, винт, крик.
  3. Ознакомление с новыми звуками. Формирование умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

Обучение грамоте

  1. Дальнейшее совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
  2. Ознакомление с буквами. Формирование умения осознанно читать слова, предложения, тексты с этими буквами.
  3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно напечатанные буквы.
  4. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.
  5. Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита.
  6. Ознакомление с правилами правописания, написание чаща с буквой «А», чущу — с буквой «У».

Развитие связной речи и речевого общения

1. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

 Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

  1. Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4.        Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рассказов и зна
комых сказок («Царевна-лягушка») по коллективно составленному плану.
Совершенствование навыка пересказа с изменением времени действия и лица
рассказчика.

3 ПЕРИОД  (март, апрель, май, июнь)

Коррекция звукопроизношения

  - Автоматизация звуков «Р», «Р’» - в связной речи, посредством составления рассказов, пересказов и свободной речевой деятельности.  

- Дифференциация звуков   «Р-Л»,  «Р’-Л’».  

Развитие словаря

  1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
  2. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами (ледоход, первоцвет, половодье, белокаменная), многозначными словами (солнце печет, мама печет блины; ручеек звенит, звонок звенит), словами в переносном значении (горячее сердце, золотые руки), однокоренными словами (солнце, солнечный, подсолнух, подсолнечное).

3.        Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами-синонимами
(бежать нестись, большой огромный) и словами-антонимами (восход закат, сажать собирать, горячий обжигающий).

4.        Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (голубенький, веселенький), относительными (московский, петербургский); прилагательными с противоположным значением (чистый грязный, маленький огромный, широкий узкий).

  1. Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми. (На проталинках расцветают подснежники. На проталинках расцветают прозрачные хрупкие, нежные подснежники. На проталинках, на пригорках, на полянках расцветают подснежники. На проталинках проклевываются, подрастают, расцветают первые подснежники?)
  2. Пополнение словаря отглагольными существительными (покупать покупатель, продавать продавец, учить учитель, ученик).
  3. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).
  4. Закрепление понятия слово и умения оперировать им.

Совершенствование грамматического строя речи

  1. Дальнейшее совершенствование употребления сформированных ранее грамматических категорий.
  2. Совершенствование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами (гнездище, льдинища) и суффиксами единичности (проталинка, травинка).
  3. Совершенствование умения образовывать и использовать прилагательные в сравнительной степени (ярче, шире, красивее, самый красивый).
  4. Закрепление умения подбирать определения к существительным (рыхлый темный, грязный снег; чистое голубое высокое небо).
  1. Совершенствование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (научусь, буду учиться).
  2. Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными (прекрасный цветок, прекрасная незабудка, прекрасное утро, прекрасные дни) и числительных с существительными (три бабочки, семь бабочек; трех бабочек, семи бабочек).
  3. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

8.        Совершенствование навыков анализа простых распространенных
предложений без предлогов и с простыми предлогами и навыка составления
графических схем предложений.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового             анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

  1. Дальнейшее развитие и совершенствование речевого дыхания.
  2. Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).
  3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.
  4. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в свободной речевой деятельности.

Коррекция произносительной стороны речи

  1. Продолжение работы по совершенствованию и активизации движений речевого аппарата.
  2. Завершение работы по автоматизации правильного произношения звуков всех групп.

Работа над слоговой структурой слова

  1. Формирование умения правильно произносить четырехсложные и пятисложные слова сложной звукослоговой структуры {погремушка, колокольчик, велосипедист, регулировщик).
  2. Дальнейшее совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза

  1. Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук.
  2. Развитие навыков дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, по акустическим признакам и месту образования.
  3. Дальнейшее совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из пяти звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением): трава, слива, маска, миска, калина.
  4. Ознакомление с новыми звуками. Формирование умения выделять эти звуки из слов, подбирать слова с этими звуками.
  5. Формирование представления о том, что буквы «Ь» и «Ъ» не обозначают звуков.

Обучение грамоте

  1. Закрепление навыков осознанного чтения и «печатания» слов, предложений, небольших текстов.
  1. Ознакомление с новыми буквами.
  2. Совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.
  1. Совершенствование умения узнавать буквы, написанные разными шрифтами, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, а также буквы, наложенные друг на друга.
  2. Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита.

Развитие связной речи и речевого общения

  1. Повышение речевой коммуникативной культуры и речевых коммуникативных навыков. Закрепление умения соблюдать нормы вежливого речевого общения.
  2. Дальнейшее совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.
  3. Совершенствование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.
  4. Развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности. Формирование умения составлять рассказы по картине с описанием предыдущих и последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.
  5. Дальнейшее совершенствование умений отвечать на вопросы по тексту литературного произведения и задавать их.
  1. Совершенствование навыка пересказа небольших рассказов и сказки «Кот, петух и лиса» по коллективно составленному плану. Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ

Планирование коррекционно-образовательной работы логопеда с воспитанниками, педагогами и родителями....

Комплексно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности во второй младшей группе

Комплексно-тематический план во второй младшей группе с учетом современных требований. Тема "Овощи". Продолжительность 1 неделя....

Комплексно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности в средней группе

Комплексно-тематический план в средней группе с учетом современных требований. Тема "Домашние животные". Продолжительность 2 недели....

Перспективный годовой план коррекционно-образовательной работы учителя-дефектолога

Годовой план составлен на учебный год. Учтены основные направления работы учителя-дефектолога (тифлопедагога): диагностико-аналитическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское, вза...

Перспективный план коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе.

Перспективное планирование организации коррекционно - образвоательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.  Данное планирование разработанно с учетом прогр...

Учебно-тематическое планирование индивидуальной организационной коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.

Этот материал подробно раскрываеи всё этапы логопедической работы, напрвления работы и расчет времени на каждого ребенка отдельно и всех (25) детей в целом, что помогает детально планировать свою лого...

Тематический план коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе для детей с ТНР

 Данный план представлен в программе предназначенной для обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи (далее по тексту - ТНР) от 5 до 6 лет. К группе детей с ТНР относятся дети ...