Опыт применения методики Д.Е. Огороднова в работе учителя-логопеда детского сада
консультация по логопедии

Мухаметшина Эльвира Адиповна

Один из способов развития речи детей дошкольного возраста – использование средств музыкального воспитания, а именно обучение пению (вокалу).

Связь музыки и речи очевидна: музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка, как и речь, имеет интонационную природу. Исходя из этого, сочетание работы над речью дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_ogorodnova_dlya_logopeda.docx48.62 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ Д.Е. ОГОРОДНОВА

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЕТСКОГО САДА

        В последние годы логопедические проблемы, к сожалению, прибрели массовый характер. Невыразительность, быстрота и неразборчивость речи детей дошкольного возраста, сиплость, быстрая утомляемость голоса.

Один из способов развития речи детей дошкольного возраста – использование средств музыкального воспитания, а именно обучение пению (вокалу).

Связь музыки и речи очевидна: музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка, как и речь, имеет интонационную природу. Исходя из этого, сочетание работы над речью дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.

Для решения данной проблемы я применяю методику комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека Д. Е. Огороднова.

Методика Д. Е. Огороднова имеет научное обоснование в области физиологии высшей нервной деятельности человека и создавалась с учетом знаний особенностей функционирования центральной нервной системы, на основании новейших трудов физиологов XX века. Созданная в      50-60 годы XX века, она сегодня приобрела «новую жизнь», так как созвучна актуальным направлениям современной педагогики, психологии, музыкотерапии. Занятия строятся с учетом целостного функционирования организма – дыхательного, голосового, речевого аппарата и носят ярко выраженный оздоровительный характер.

Воспитание чувства лада, чувства метроритма*, чувства музыкальной формы являются ее центральными понятиями. Особенностью обучения является синхронизация работы голосового аппарата с движениями рук.

_____________________________________________________________________________* ощущение равномерности движения в разных темпах (чувство метра), ощущение размера (сочетание ударных и безударных долей), осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности (ритм, ритмический рисунок)

Руки – это наглядная модель голоса, которые помогают проявлять его лучшие качества. Именно движение, как было отмечено - фундамент любого творческого процесса и, по мнению А. А. Ухтомского, является «моторным стержнем эмоций». Кроме того известно, что движения рук, в особенности пальцев, коррелируют с речью и мышлением человека. Такая «вокально-пластическая деятельность» позволяет задействовать и активизировать 2/3 нервных окончаний коры головного мозга, обладая целительным и гармонизирующим потенциалом.

Точно координированные движения рук с голосом, соответствующие музыкальному развитию, совершенствуют нервно-мышечный аппарат ребенка, координацию движений, управление, и как следствие, дают возможность ощутить активное и свободное музыкальное действование, неразрывно связанное с творчеством.

Занятие всегда начинается с разминки и релаксации рук. Важно почувствовать каждый палец, свободу кисти, ладонь, локоть, плечо, предплечье, так как от их чуткости и выразительности зависит качество звукоизвлечения. Первые упражнения   направлены на умения управлять своим звуком при помощи рук, вести плавные нисходящие и восходящие линии, соотнося их с повышением и углублением голоса. При этом само звучание, тембр гласных, особенно У, О, А, в зависимости от высоты приобретает различное образное значение, краски и эмоции. Дети знакомятся с правилом «вокальной пирамиды». Так как рука является макетом голосового аппарата, то соответственно пальцы аналогичны работе связок (включаются на верхних звуках), ладонь и предплечье - аналогичны работе голосовых мышц (включаются на средних и низких звуках). С учетом этих особенностей происходит показ руками определенных звуков и в песне.

Художественное тактирование (рис. 1) – одна из форм работы, направленная на воспитание чувства метроритма с помощью слов- антонимов. Свободные движения рук с голосом, эмоционально и точно, выражающие соотношение сильной и слабой долей разучиваются с детьми в рамках музыкальной формы четырехтакта. Создаваемые на уроках игровые ситуации помогают детям почувствовать развитие художественной формы, выразив через голос два контрастных эмоциональных состояния и прожить их «здесь и сейчас» в режиме реального времени. В этом упражнении дети выражают свои чувства, эмоции, переживания от лица, выбранных ими героев.

Рисунок 1

Дыхательные тренинги являются основополагающими в вокалотерапии. С одной стороны, они направлены на организацию певческого дыхания, необходимого для правильного звукообразования, с другой - снабжают весь организм достаточным количеством кислорода, стимулируют   работу   внутренних   органов   за   счет   активной   работы диафрагмы и мышц брюшного пресса, снимают усталость и переутомление.

Схема-алгоритм (рис. 2) - это нововведение Д. Е. Огороднова в музыкальной педагогике. Ее преимущество, как для детей, так и для взрослых – наглядность в воспитании вокальных навыков на академической основе. Здесь организуется дыхание, артикуляция, глубина певческого тона, соответствующая смешанному типу голосообразования. Согласование движений рук и голоса при работе по алгоритму создает в рамках одного звука по музыкальным законам метра и формы, а в дальнейшем и лада.

Рисунок 2

Ладо-вокальные жесты направлены на воспитание ладового чувства. Телесно-ориентированная шкала звукоряда, а также слоговое обозначение ступеней, созданные Д.Е. Огородновым, значительно облегчают их воспроизведение голосом. Важно почувствовать связь тактильного прикосновения (всей ладонью, либо кончиками пальцев) с настроением, образом каждой ступени и «передать» его голосу. В нашем опыте сложились следующая система ступеней, («эмоционально-ладовые настройки») отражающая их образное восприятие в ладу: I – спокойствие, уверенность, II –   пробуждение, III – задумчивость,   IV – уныние, V – чистота, здоровье, VI – затаенность, VII – свет, острота, VIII – раскрытие, освобождение. Таким образом, каждая интонируемая голосом ступень становится самоценной, а исполнение песни подлинно художественным.

Не так давно Д. Е. Огородновым было предложено новое название методики – «КОВЧЕГ» (Комплексное Воспитание Человека Гуманного).

И, в заключении, добавим, что в современном мире человек, умеющий владеть собой, своими движениями, эмоциями, глубоким, красивым тембром голоса, вне сомнения будет более востребован и успешен в любой деятельности, не зависимо от его профессии.

Список используемой литературы

  1. Д. Огороднов.        Музыкально-певческое        воспитание        детей        в общеобразовательной школе: Методическое пособие.- Киев, 1981.
  2. В. Ражников. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы учителя-логопеда в детском саду,не имеющем в своей структуре специализированных групп

      Цель:   исправление дефектов речи детейЗадачи:Осуществление диагностики речевого развитияОказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дош...

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Выступление на родительском собрании в старшей группе на тему: Речевые заключения, особенности коррекционной работы учителя-логопеда в детском саду"

Характеристика речевых нарушений таких как: ФН, ФФН, ФФН д.к.. Советы и рекомендации родителям тех воспитанников, которые зачислены на занятия с учителем-логопедом....

Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"

Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"...

Статья. Особенности работы учителя-логопеда в детском саду.

Особенности  работы учителя-логопеда в детском саду....

Статья. Работа учителя - логопеда в детском саду.

Работа учителя - логопеда в детском саду....