Музыка как средстве развития фонематических процессов у детей с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Воронцова Елена Павловна

Развитие фонематических процессов является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные речевые нарушения. Для того, чтобы работа по формированию фонематических процессов была детям интересна и занимательна, в своей работе применяем различные игры и упражнения с использованием музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи г. Чебоксары

Мастер-класс для педагогов

Музыка как средстве развития фонематических процессов у детей с ОВЗ

Подготовила

Учитель-логопед Е.П. Воронцова

Чебоксары, 2023

Музыка как средстве развития фонематических процессов у детей с ОВЗ

Развитие фонематических процессов является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные речевые нарушения. Для того, чтобы работа по формированию фонематических процессов была детям интересна и занимательна, в своей работе применяем различные игры и упражнения с использованием музыки.

Основными задачами развития фонематических процессов являются:

  • обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи
  • формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза
  • развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков

Одним из вариантов применения музыки является использование музыкальных инструментов на логопедических занятиях.

В ходе занятий ребенок получает слуховую «наглядность» в дополнение к зрительной и двигательной. Таким образом, в работу включаются все компоненты речи, что позволяет сделать коррекционную работу наиболее эффективной.

Предлагаю вашему вниманию игру «На чем я играю»?

На первом и очень важном этапе формирования фонематического восприятия идет работа над неречевыми звучаниями. Если ребенок все это знает и умеет, следовательно, мы можем переходить к более сложным играм.

 Предлагаю вашему вниманию игру «Где спрятался звук»? с использованием металлофона.

Сначала дети знакомятся с расположением первой и последней пластинок металлофона, а также с нахождением середины полотна (можно поставить метки на пластинке).

Цель: определять местоположение звука в слове.

Инструкция.

Тропинка из пластинок металлофона похожа на слово, в котором живут звуки. Звук в слове может быть в начале слова, тогда надо ударить по первой пластинке. А если звук оказался в конце слова, то нужно ударить по последней пластинке молоточком. Услышав звук в середине слова, найдите середину тропинки.

Примеры игр, которые мы можем использовать с этим музыкальным инструментом.

«Слог или слово».

Первоначально дети на занятиях знакомятся сначала с терминами и понятиями слог и слово. И учатся их различать.

Цель: различать понятия слог, слово.

Инструкция.

При назывании слова проведите молоточком по всему полотну металлофона. Услышав слог, ударьте по одной пластинке. Слово будет звучать долго, а слог коротко. Слово подскажет, о чём или о ком говориться, а слог не подскажет.

«Дели слово по слогам».

После ознакомления детей с понятием слог и слово, дети учатся делить слова на слоги при помощи металлофона.

Цели: закреплять понятие слог, развивать умение делить слово на слоги.

Инструкция.

Разделите слово на слоги, на каждый слог ударяя молоточком.

Длинное или короткое слово.

Цели: уточнять и закреплять понятие слово: развивать слуховое внимание.

Инструкция.

Услышите длинное слово – проведите по всему полотну металлофона, если короткое слово – ударьте по одной пластинке.

Сколько слов в предложении?

На занятиях сначала детей знакомят с понятием предложение. Упражнение направлено на обучение элементарному синтаксическому анализу.

Цель: обучить элементарному синтаксическому анализу, количеству слов в предложении.

Инструкция.

На каждое слово в предложении ударяйте палочкой по металлофону и посчитайте слова.

В своей работе можно применять и другие музыкальные инструменты, например, колокольчик, барабан, треугольник, дудочку, ложки и маракасы.

Следующий видеофрагмент игры «Гласный-согласный» с использованием детского музыкального инструмента -колокольчика .

Гласный – согласный.

Сначала детей знакомят с понятиями гласный и согласный звук.

Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки в начале слова.

Инструкция.

Услышите в начале слова гласный – позвоните в красный звоночек, согласный – поиграйте синим колокольчиком.

Напрмер для  игры «Глухой – звонкий» можно использовать разнозвучащие  инструменты по высоте -ложки, колокольчики,  маракасы, барабаны, дудочки.

Сначала детей на занятиях знакомят с признаками звонких и глухих согласных и способами их определения в начале, середине и конце слова.

Цель: различать звонкие и глухие согласные.

Инструкция.

Если услышите в начале слова звонкий согласный – поиграй колькольчиком, услышите глухой – пошумите маракасами (ложками).

В своей работе также используем игры и музыкальные упражнения, предложенные Ю. Дерябкиной, автором многочисленных песен и логоритмических упражнений, применяемых для развития всех компонентов речи, в том числе фонематических процессов.

Посмотрите, пожалуйста, видеофрагмент игры «Если ты услышишь звук..»

Положительным моментом является то, что инструкция для выполнения упражнения пропевается. Одновременно с этим выполняются различные необходимые движения. Дети усваивают материал в непринужденной обстановке, и поэтому предложенный материал усваивается качественно.

Таким образом, систематическое использование на логопедических занятиях музыкальных инструментов, авторских методик развивает слуховое внимание, формирует фонематический слух, что способствует в дальнейшем формированию правильного звукопроизношения дощкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа

Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....

Дидактическая игра как средство развития фонематических процессов у детей средней группы

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Игра, как ведущий вид деятельности детей – дошкольников, является основным и очень действенным инструменто...

Логопланшет - эффективное средство формирования фонематических процессов у детей с ТНР.

Логопланшет - эффективное средство формирования фонематических процессов  у детей  с  ТНР....

Мастер-класс : "Игра как средство развития фонематических процессов"

В результате своевременной, планомерной, работы над формированием фонематического слуха и анализа у детей формируется особое, лингвистическое отношение к слову. Сознательное отношение к родному языку ...

Формирование и развитие фонематических процессов у детей с ТНР через игровые технологии и приемы в образовательной области «Физическое развитие»

Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством...

Презентация "Логофоноритмика как средство развития фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями"

От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с н...

Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста ОВЗ.

Главная задача в обучении, развитии и образовании детей дошкольного возраста с нарушением речи – это формирование путём различных методик, грамотной, лексически богатой, чистой и внятной речи....