Музыка как средстве развития фонематических процессов у детей с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Развитие фонематических процессов является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные речевые нарушения. Для того, чтобы работа по формированию фонематических процессов была детям интересна и занимательна, в своей работе применяем различные игры и упражнения с использованием музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_kak_sredstvo_razvitiya_fonematicheskih_protsessov_detey_s_ovz.docx | 20.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи г. Чебоксары
Мастер-класс для педагогов
Музыка как средстве развития фонематических процессов у детей с ОВЗ
Подготовила
Учитель-логопед Е.П. Воронцова
Чебоксары, 2023
Музыка как средстве развития фонематических процессов у детей с ОВЗ
Развитие фонематических процессов является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные речевые нарушения. Для того, чтобы работа по формированию фонематических процессов была детям интересна и занимательна, в своей работе применяем различные игры и упражнения с использованием музыки.
Основными задачами развития фонематических процессов являются:
- обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи
- формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза
- развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков
Одним из вариантов применения музыки является использование музыкальных инструментов на логопедических занятиях.
В ходе занятий ребенок получает слуховую «наглядность» в дополнение к зрительной и двигательной. Таким образом, в работу включаются все компоненты речи, что позволяет сделать коррекционную работу наиболее эффективной.
Предлагаю вашему вниманию игру «На чем я играю»?
На первом и очень важном этапе формирования фонематического восприятия идет работа над неречевыми звучаниями. Если ребенок все это знает и умеет, следовательно, мы можем переходить к более сложным играм.
Предлагаю вашему вниманию игру «Где спрятался звук»? с использованием металлофона.
Сначала дети знакомятся с расположением первой и последней пластинок металлофона, а также с нахождением середины полотна (можно поставить метки на пластинке).
Цель: определять местоположение звука в слове.
Инструкция.
Тропинка из пластинок металлофона похожа на слово, в котором живут звуки. Звук в слове может быть в начале слова, тогда надо ударить по первой пластинке. А если звук оказался в конце слова, то нужно ударить по последней пластинке молоточком. Услышав звук в середине слова, найдите середину тропинки.
Примеры игр, которые мы можем использовать с этим музыкальным инструментом.
«Слог или слово».
Первоначально дети на занятиях знакомятся сначала с терминами и понятиями слог и слово. И учатся их различать.
Цель: различать понятия слог, слово.
Инструкция.
При назывании слова проведите молоточком по всему полотну металлофона. Услышав слог, ударьте по одной пластинке. Слово будет звучать долго, а слог коротко. Слово подскажет, о чём или о ком говориться, а слог не подскажет.
«Дели слово по слогам».
После ознакомления детей с понятием слог и слово, дети учатся делить слова на слоги при помощи металлофона.
Цели: закреплять понятие слог, развивать умение делить слово на слоги.
Инструкция.
Разделите слово на слоги, на каждый слог ударяя молоточком.
Длинное или короткое слово.
Цели: уточнять и закреплять понятие слово: развивать слуховое внимание.
Инструкция.
Услышите длинное слово – проведите по всему полотну металлофона, если короткое слово – ударьте по одной пластинке.
Сколько слов в предложении?
На занятиях сначала детей знакомят с понятием предложение. Упражнение направлено на обучение элементарному синтаксическому анализу.
Цель: обучить элементарному синтаксическому анализу, количеству слов в предложении.
Инструкция.
На каждое слово в предложении ударяйте палочкой по металлофону и посчитайте слова.
В своей работе можно применять и другие музыкальные инструменты, например, колокольчик, барабан, треугольник, дудочку, ложки и маракасы.
Следующий видеофрагмент игры «Гласный-согласный» с использованием детского музыкального инструмента -колокольчика .
Гласный – согласный.
Сначала детей знакомят с понятиями гласный и согласный звук.
Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки в начале слова.
Инструкция.
Услышите в начале слова гласный – позвоните в красный звоночек, согласный – поиграйте синим колокольчиком.
Напрмер для игры «Глухой – звонкий» можно использовать разнозвучащие инструменты по высоте -ложки, колокольчики, маракасы, барабаны, дудочки.
Сначала детей на занятиях знакомят с признаками звонких и глухих согласных и способами их определения в начале, середине и конце слова.
Цель: различать звонкие и глухие согласные.
Инструкция.
Если услышите в начале слова звонкий согласный – поиграй колькольчиком, услышите глухой – пошумите маракасами (ложками).
В своей работе также используем игры и музыкальные упражнения, предложенные Ю. Дерябкиной, автором многочисленных песен и логоритмических упражнений, применяемых для развития всех компонентов речи, в том числе фонематических процессов.
Посмотрите, пожалуйста, видеофрагмент игры «Если ты услышишь звук..»
Положительным моментом является то, что инструкция для выполнения упражнения пропевается. Одновременно с этим выполняются различные необходимые движения. Дети усваивают материал в непринужденной обстановке, и поэтому предложенный материал усваивается качественно.
Таким образом, систематическое использование на логопедических занятиях музыкальных инструментов, авторских методик развивает слуховое внимание, формирует фонематический слух, что способствует в дальнейшем формированию правильного звукопроизношения дощкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа
Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....
Дидактическая игра как средство развития фонематических процессов у детей средней группы
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Игра, как ведущий вид деятельности детей – дошкольников, является основным и очень действенным инструменто...
Логопланшет - эффективное средство формирования фонематических процессов у детей с ТНР.
Логопланшет - эффективное средство формирования фонематических процессов у детей с ТНР....
Мастер-класс : "Игра как средство развития фонематических процессов"
В результате своевременной, планомерной, работы над формированием фонематического слуха и анализа у детей формируется особое, лингвистическое отношение к слову. Сознательное отношение к родному языку ...
Формирование и развитие фонематических процессов у детей с ТНР через игровые технологии и приемы в образовательной области «Физическое развитие»
Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством...
Презентация "Логофоноритмика как средство развития фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями"
От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с н...
Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста ОВЗ.
Главная задача в обучении, развитии и образовании детей дошкольного возраста с нарушением речи – это формирование путём различных методик, грамотной, лексически богатой, чистой и внятной речи....