Конспект игровой ситуации На тему: «Встреча с историей» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Хочу представить вашему вниманию конспект образовательного события в рамках недели по основам православной культуры в старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «Встреча с историей»
Цель мероприятия: познакомить детей с возникновением славянской письменности, создания славянской азбуки и ее создателях братьях Кирилле и Мефодии. Привить любовь к родному языку и воспитывать у детей уважение к народным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 4 станицы Должанской
муниципального образования Ейский район
Конспект игровой ситуации
На тему: «Встреча с историей»
для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Учитель – логопед: Карлова Л. А.
2022г.
Цель: воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к народным традициям.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: дать понятия о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.
Коррекционно - развивающие: познакомить со старославянским алфавитом;
- формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;
Коррекционно - воспитательные: формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.
Методы и приемы: словесные (загадки, художественное слово, беседа, вопрос-ответ) игровые (подвижные, сюрпризный момент)
практические (занимательные упражнения, динамическая пауза)
Оборудование: Демонстрационный: Азбука, компьютерная презентация, ватман с изображением скалы, мелки восковые, листы бумаги с изображением буквы, карандаши, выставка книг, 2 доски магнитные, буквы алфавитов (русский и кириллица), фишки и ячейки для фишек.
Ход игровой ситуации:
Логопед: Здравствуйте ребята, я пришла к вам в группу и хочу с вами немного поиграть. Приготовила для вас загадки, а за правильные ответы я буду давать вам фишки кто больше фишек заработает, тот получит от меня «приз-сюрприз» а чтобы ваши фишки не потерялись я приготовила для вас ячейки с первой буквой вашего имени, в эти ячейки мы и будем складывать ваши фишки. Готовы?
Дети: Да! (хором) Загадки.
Логопед: Загадки 1.Чёрные, кривые, от рожденья все немые, Станут в ряд — сразу и заговорят заговорят.(Буквы)
2.Всё я знаю, всех учу, но сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться – Надо грамоте учиться.(Книга)
3. Деревянный Ивашка всю жизнь в одной рубашке, По белому полю пройдёт – Каждый след его поймёт. (Карандаш).
4.Стальной конёк по белому полю бегает, за собой чёрные следы оставляет. (Ручка).
5. Стоит дом. Кто в него войдёт - тот ум приобретёт. (Школа).
6.Чёрные птички на каждой страничке. Молчат, ожидают, Кто их прочитает. Буквы.
7.То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать. Что такое я?….(Тетрадь)
Логопед: Отлично справились, получите фишки.
Ребята а скажите мне пожалуйста, зачем нам нужны буквы?
Дети: мы можем общаться друг с другом на расстоянии написать письмо, узнать новое из книг и журналов.
Логопед: А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.
Основная часть:
Логопед: Давным-давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцены охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. (Слайд)
Позже люди стали заменять рисунки символами, первобытные люди выбивали силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд)
Вот и у нас есть скала из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание. Дети берут восковые мелки и пытаются на ватмане нарисовать послание.
Логопед: Отлично справились, получите фишки.
Логопед: Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению?
Дети: нет, он тяжелый, рисовать рисунок трудно и долго.
Логопед: Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд)
Вот такая история появления письменности.
- А я хочу рассказать вам как появилась азбука. Вам интересно?
Дети: Да! (хором)
Логопед: Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. (слайд) Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (слайд)
Логопед: Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайд).
Логопед: Дети вам интересно узнать еще о том какие были раньше буквы?
Дети: Интересно! (хором)
Логопед: А теперь давайте с вами немного подвигаемся, и превратимся в буквы.
Динамическая пауза: «Буквы» (дети имитируют движения).
К – одною лапкой машет, а другою лапкой пляшет.
И при этом буква Ка, будто усики жука.
Ы – какая ты толстушка, твой животик как подушка,
Чтобы легче ей ходить, палочку пришлось добыть.
Буква Б – с огромным брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Логопед: Отлично справились, получите фишки.
Логопед: А теперь давайте, ребята, на листках мы напечатаем первую букву своего имени. (По пунктирным линиям) дети индивидуально за столом печатают буквы
Логопед: Отлично справились, получите фишки.
- Первая буква древнего алфавита называлась «Аз» вторая - «Буки» Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. (дети складывают написанные на бумаге слоги)
Получилось слово «АЗБУКА».
Первая азбука была написана и напечатана очень давно в 1574 году. Она был без картинок и совсем не был похож на ту, по которому учим алфавит сейчас. (слайд)
Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских.
Игра «Разбери буквы»
Логопед: Задание разобрать буквы Кириллицы и современного алфавита по своим азбукам. Раскладывают на столе изображения букв в две стопки.
Логопед: Отлично справились, получите фишки.
Логопед: Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд)
А буквы мы учим теперь вот по таким букварям (слайд)
Итог занятия:
Логопед: Вам интересно было узнать о том, как появился алфавит и азбука?
Дети: Да!
Логопед: А что больше всего вам понравилось?
Дети: писать на скале, как мы превращались в буквы, играть с буквами.
Логопед: Я очень рада что новые знания вам были полезны, пришло время посчитать сколько же фишек вы заработали.
(Дети считаю фишки, получается примерно одинаковое количество у всех)
Логопед: Победила дружба, и за что что вы так много нового сегодня узнали, я хочу подарить вам книгу. Это Алфавит – по нему вы теперь сможете разучивать буквы вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО Познание на тему: «В гостях у Водяного» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
В этой работе содержатся опыты и исследования по ознакомлению детей со свойствами воды....
Конспект НОД по ФЭМП у детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема «Перелетные птицы»
Задачи:- образовательные: закреплять знание структурных компонентов задачи; продолжать учить обозначать числа цифрами, упражнять детей в составлении и решении арифметических задач, “записывать” арифме...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/02/picture-823911-1475405236.jpg)
Конспект открытого занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Дифференциация звуков «К–Г»
Тема: «Дифференциация звуков «К – Г».Цели: коррекционно – образовательные: учить различать звуки « К » и « Г » в слогах, словах и фразах; различать звонкие и глухие согласные; опреде...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/06/picture-1090213-1544079074.jpg)
Самообразование по теме "Развитие и коррекция речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности средствами игровых технологий"
Тема самообразования: «Развитие и коррекция речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности средствами игровых технологий». Цель самообразования по теме: Изуч...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/09/picture-700748-1660036997.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР Форма проведения: « Гость группы» Тема: «Знакомство с профессией логист».
Обоснования выбранной педагогической технологии:Социоигровая технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопон...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/30/picture-1439933-1669784804.jpg)
Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие кленового листочка»
Исследование природного явления листопад. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Форми...
Конспект образовательной деятельности/ занятие по развитию речи с использованием игровой технологии. На тему «Наш приморский район» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
этот конспект поможет вам познакомить детей, в игровой форме, с приморским районом....