Конспект игровой ситуации На тему: «Встреча с историей» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Карлова (Лукьянова) Людмила Андреевна

Хочу представить вашему вниманию конспект  образовательного события в рамках недели по основам православной культуры в старшей  подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «Встреча с историей»

 

Цель мероприятия: познакомить детей с возникновением славянской письменности, создания славянской азбуки и ее создателях братьях Кирилле и Мефодии. Привить любовь к родному языку и воспитывать у детей уважение к народным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vstrecha_s_istoriey.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 4 станицы Должанской

муниципального образования Ейский район

Конспект   игровой ситуации

На тему: «Встреча с историей»

для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Учитель – логопед: Карлова Л. А.

2022г.

Цель: воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к народным традициям.

Задачи:

Коррекционно – образовательные: дать понятия о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.

Коррекционно - развивающие: познакомить со старославянским алфавитом;

- формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;

Коррекционно - воспитательные: формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Методы и приемы: словесные (загадки, художественное слово, беседа, вопрос-ответ) игровые (подвижные, сюрпризный момент)

практические (занимательные упражнения, динамическая пауза)

Оборудование: Демонстрационный: Азбука, компьютерная презентация, ватман с изображением скалы, мелки восковые, листы бумаги с изображением буквы, карандаши, выставка книг, 2 доски магнитные, буквы алфавитов (русский и кириллица), фишки и ячейки для фишек.

Ход игровой ситуации:

Логопед: Здравствуйте ребята, я пришла к вам в группу и хочу с вами немного поиграть. Приготовила для вас загадки, а за правильные ответы я буду давать вам фишки кто больше фишек заработает, тот получит от меня «приз-сюрприз» а чтобы ваши фишки не потерялись я приготовила для вас ячейки с первой буквой вашего имени, в эти ячейки мы и будем складывать ваши фишки. Готовы?

Дети: Да! (хором)  Загадки.

Логопед: Загадки 1.Чёрные, кривые, от рожденья все немые, Станут в ряд — сразу и заговорят заговорят.(Буквы)

 2.Всё я знаю, всех учу, но сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться – Надо грамоте учиться.(Книга)

 3. Деревянный Ивашка всю жизнь в одной рубашке, По белому полю пройдёт – Каждый след его поймёт. (Карандаш).

 4.Стальной конёк по белому полю бегает, за собой чёрные следы оставляет. (Ручка).  

5. Стоит дом. Кто в него войдёт - тот ум приобретёт. (Школа).

 6.Чёрные птички на каждой страничке. Молчат, ожидают, Кто их прочитает. Буквы.

7.То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! Можешь и  нарисовать. Что такое я?….(Тетрадь)

Логопед: Отлично справились, получите фишки.

Ребята а скажите мне пожалуйста, зачем нам нужны буквы?

Дети: мы можем общаться друг с другом на расстоянии написать письмо, узнать новое из книг и журналов.

Логопед: А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.

Основная часть:

Логопед: Давным-давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцены охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. (Слайд)

Позже люди стали заменять рисунки символами, первобытные люди выбивали силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд)

Вот и у нас есть скала из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание. Дети берут восковые мелки и пытаются на ватмане нарисовать послание.

Логопед: Отлично справились, получите фишки.

Логопед: Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению?

Дети: нет, он тяжелый, рисовать рисунок трудно и долго.

Логопед: Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд)

Вот такая история появления письменности.

- А я хочу рассказать вам как появилась азбука. Вам интересно?

Дети: Да! (хором)

Логопед: Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. (слайд) Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья.  В их азбуке было 44 буквы. (слайд)

Логопед: Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайд).

Логопед: Дети вам интересно узнать еще о том какие были раньше буквы?

Дети: Интересно! (хором)

Логопед: А теперь давайте с вами немного подвигаемся, и превратимся в буквы.

Динамическая пауза: «Буквы» (дети имитируют движения).

 К – одною лапкой машет, а другою лапкой пляшет.

И при этом буква Ка, будто усики жука.

Ы – какая ты толстушка, твой животик как подушка,

Чтобы легче ей ходить, палочку пришлось добыть.

Буква Б – с огромным брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Логопед: Отлично справились, получите фишки.

Логопед: А теперь давайте, ребята, на листках мы напечатаем первую букву своего имени. (По пунктирным линиям) дети индивидуально за столом печатают буквы

Логопед: Отлично справились, получите фишки.

   - Первая буква древнего алфавита называлась «Аз»  вторая - «Буки» Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. (дети складывают написанные на бумаге слоги)

Получилось слово «АЗБУКА».

Первая азбука была написана и напечатана очень давно в 1574 году. Она был без картинок и совсем не был похож на ту, по которому учим алфавит сейчас. (слайд)

 Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских.  

Игра «Разбери буквы» 

Логопед: Задание разобрать буквы Кириллицы и современного алфавита по своим азбукам.  Раскладывают на столе изображения букв в две стопки.

Логопед: Отлично справились, получите фишки.

Логопед: Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд) 

А буквы мы учим теперь вот по таким букварям (слайд)

Итог занятия:

Логопед: Вам интересно было узнать о том, как появился алфавит и азбука? 

Дети: Да!

Логопед: А что больше всего вам понравилось?

Дети: писать на скале, как мы превращались в буквы, играть с буквами.

Логопед: Я очень рада что новые знания вам были полезны, пришло время посчитать сколько же фишек вы заработали.

(Дети считаю фишки, получается примерно одинаковое количество у всех)

Логопед: Победила дружба, и за что что вы так много нового сегодня узнали, я хочу подарить вам книгу. Это Алфавит – по нему вы теперь сможете разучивать буквы вместе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП у детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема «Перелетные птицы»

Задачи:- образовательные: закреплять знание структурных компонентов задачи; продолжать учить обозначать числа цифрами, упражнять детей в составлении и решении арифметических задач, “записывать” арифме...

Конспект открытого занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Дифференциация звуков «К–Г»

Тема:   «Дифференциация звуков «К – Г».Цели: коррекционно – образовательные: учить различать звуки « К » и « Г » в слогах, словах и фразах;  различать звонкие и глухие согласные; опреде...

Самообразование по теме "Развитие и коррекция речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности средствами игровых технологий"

Тема самообразования: «Развитие и коррекция речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности средствами игровых технологий». Цель самообразования по теме: Изуч...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР Форма проведения: « Гость группы» Тема: «Знакомство с профессией логист».

Обоснования выбранной педагогической  технологии:Социоигровая технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопон...

Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие кленового листочка»

           Исследование природного явления листопад. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Форми...