Пособие для родителей "Домашний логопед"
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Комаровская Светлана Анатольевна

Данное пособие знакомит родителей с причинами речевых нарушений докольников, их видами, а так же способами коррекции в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_dlya_roditeley_domashniy_logoped.pptx2.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучающее пособие «Домашний логопед» МКДОУ ЦРР – детский сад № 17 г. Россоши учителя логопеды: Андреева Н. С., Комаровская С. А.

Слайд 2

Цель: ознакомить родителей с основными направлениями и приёмами работы по профилактике нарушений речи у детей дошкольного возраста Задачи: заинтересовать родителей, сделать их активными участниками коррекционно – образовательного процесса; повысить компетентность родителей по вопросам профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников; обучить родителей различным методам и приёмам коррекционной работы с детьми в домашних условиях; с низить уровень речевых нарушений у детей дошкольного возраста 3 – 7 лет.

Слайд 3

Описание пособия Данное пособие предназначено для родителей. Оно знакомит родителей с причинами возникновения речевых нарушений начиная с пренатального периода, с основными речевыми дефектами, а так же с приёмами и методами профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников. Пособие предназначено для использования на родительских собраниях, мастер – классах и т. п. Пособие включает в себя теоретическую часть и практический материал.

Слайд 4

Профилактика речевых нарушений у детей Забота о физическом и нервно – психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов. Забота о правильном речевом развитии ребёнка.

Слайд 5

Речевое развитие - это умение понимать и пользоваться родным языком. Для этого необходимо: знать причины речевых нарушений и их виды; развивать фонематический слух и восприятие; развивать речевое дыхание; сформировать моторную сферу (артикуляционную, мелкую и общую); обогащать словарный запас; формировать правильные грамматические категории; развивать коммуникативные умения и связную речь.

Слайд 6

Причины возникновения речевых нарушений Различные социальные причины Особенности здоровья детей и рост детской заболеваемости Увеличение количества родовых травм Увеличение числа патологий беременности Особенности региона по йодо - и фторо - дефецитности Ухудшение экологической обстановки

Слайд 7

Можно выделить наиболее часто встречающиеся виды дефектов речи : О бщее недоразвитие речи (ОНР); Ф онетические и фонематические нарушения ( ФиФН ); Д ислалия ; Д изартрия (стертая форма дизартрии и дизартрический компонент); З аикание Алалия Афазия Ринолалия и др.

Слайд 8

Фонематический слух и восприятие Фонематический слух – это способность выделять , воспроизводить , различать звуки речи; другими словами , это речевой слух. Это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах - виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» К 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие.

Слайд 9

«Слушай и выбирай» Взрослый называет предмет, а ребенок должен показывать соответствующую картинку.

Слайд 10

Игра «Посели картинки в домики»

Слайд 11

С С С Ш Ш Ш Игра «Найди место звука в слове»

Слайд 12

Этапы овладения фонематическим анализом Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков. На втором этапе учимся определять место звука в слове: начало , середина , конец слова. На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа: - обозначает гласный звук; - твёрдый согласный; - мягкий согласный.

Слайд 13

Звукослоговой анализ слов

Слайд 14

Зима Улитка - обозначает гласный звук; - твёрдый согласный; - мягкий согласный.

Слайд 15

Развитие речевого дыхания Правильное дыхание – основа жизни, здоровья и долголетия. Для речи физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходование его. Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе.

Слайд 16

Правила выполнения ДЫХАТЕЛЬной гимнастики Дыхательная гимнастика проводиться до еды в хорошо проветриваемом помещении. Нельзя переутомлять ребенка, выполняя дыхательную гимнастику (первый признак- зевота) Необходимо следить за позой ребенка (прямо, плечи расправлены, руки спокойны) При выдохе ребенок не должен натягивать плечи, шею, надувать щеки Привлечь внимание ребенка к ощущению движения диафрагмы Первоначально полезно выполнять перед зеркалом, контролируя правильность дыхания Выполнять плавно, под счет Дидактический материал должен быть легким и располагаться на уровне рта.

Слайд 17

Правила выполнения ДЫХАТЕЛЬной гимнастики

Слайд 18

Примерные упражнения Тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, подуть на ладони, движение рукой по спирали, горке, дорожке. «Подуй на снежинку » – подуть на бумажную снежинку с ладони, так, чтобы она далеко улетела. «Перышко» - Перышко или пушинку подбрасывать в воздух и дуть на нее, не давая упасть. «Ветерок» - подуть на различные предметы, подвешенные на ниточке. Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку; шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые, стараясь сдвинуть их с места, дуть на предметы, плавающие в миске с водой. «Буря в стакане». Бурление воды в стакане с помощью трубочки для коктейлей. Надувать бумажные и целлофановые мешки, воздушные шарики. Ветряные игрушки – вертушки, мыльные пузыри. Дуть в горлышко бутылок разной плотности.

Слайд 19

Упражнение «Сдуй снежинку с ладошки»

Слайд 20

это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцировки движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика –

Слайд 21

Артикуляционная гимнастика

Слайд 22

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Слайд 23

Пальчиковые игры развивают: Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Слайд 24

Влияние пальчиковых игр на умственное развитие детей Простые движения рук способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. С самого раннего детства помогайте ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок овладел простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться. В ходе пальчиковых игр дети вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Необходимо добавлять действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, выкладывание предметов из карандашей, пуговиц, спичек, счетных палочек.

Слайд 25

Требования к проведению пальчиковой гимнастики

Слайд 26

Виды пальчиковых игр по содержанию

Слайд 27

«Человечки в лес пошли»

Слайд 29

Развитие мелкой моторики

Слайд 30

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно , благодаря подражанию речи окружающих. При этом важны благоприятные условия воспитания , достаточный уровень развития словаря , фонематического слуха , наличие активной речевой практики , состояние нервной системы ребёнка.

Слайд 32

«Чей дом?»

Слайд 36

«Назови ласково»

Слайд 38

«Из чего сделана игрушка?»

Слайд 39

«Что приготовим?» Варенье Пирог Сок Компот Кисель

Слайд 40

«Что приготовим?» Варенье Пирог Сок Компот Кисель

Слайд 41

«Сосчитай»

Слайд 42

на большой расти одуванчик поляна красивый села галка забор на «Исправь деформированное предложение»

Слайд 43

Галка села на На большой поляне красивый растёт забор. одуванчик.

Слайд 44

Дидактическая игра «Один – много»

Слайд 45

Под связной речью принято понимать состоящие из нескольких или многих высказываний , которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Связная речь предполагает: овладение богатым словарным запасом ; овладение грамматическим строем речи; умение полно , связно , последовательно и понятно окружающим передавать содержание готового текста или самостоятельно составить свой текст. Связная речь

Слайд 46

Профилактика нарушений развития связной речи Чтение с детьми русских народных сказок. С южетно – ролевое обыгрывание сказок. Разыгрывание мини – театров в домашних условиях. Заучивание стихов с интонационной выразительностью. Составление связного текста по картинке. Пересказ небольшого текста. Связный рассказ истории из своей жизни. Умение рассуждать на заданную тему.

Слайд 47

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение дидактических игровых пособий при подготовке детей с ОВЗ к обучению грамоте» Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных групп.

Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных рупп при подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Игровые пособия в работе логопеда

Игры и игровые пособия для развития навыка фонематического анализа и синтеза...

Методическое пособие для учителей - логопедов

Представлен опыт работы по формированию фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии....

Методическое пособие для учителей - логопедов на тему: " Формирование фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии"

Представлен опыт работы по формированию фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии....

Логопедическая лягушка "Жаба Клава". Дидактическое пособие для работы логопеда с детьми от 3 до 7 лет.

Эту лягушку изготовила мастерица на все руки, мама одного из воспитанников нашего детского сада. Это не просто красивая, яркая игрушка, это очень полезное, нужное пособие для логопеда в работе с детьм...