Методическое пособие для учителей-логопедов "Логопедический конструктор"
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме

 

 

 

 

 


 

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_konstruktor.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Логопедический конструктор»

Цель (назначение): Развитие мелкой моторики дошкольников.

Актуальность:

Вся история человечества доказывает, что движение руки тесно связаны с речью. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечает все специалисты, изучающие деятельность мозга.

  • И.П. Павлов внёс большую ясность в этот вопрос: тактильные ощущения несут в двигательную часть речевого центра дополнительную энергию, которая способствует его же активному формированию и развитию.
  • Канадский нейрохирург Пенфилд (составитель карты речевых зон мозга) наглядно изобразил близость моторной и речевой зон в виде гомункулуса («человечек Пенфилда»), где видно, что около трети всей площади двигательной проекции, частью которой является речевая область, занимает проекция кисти руки.

?

  • Данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. В связи с вышеперечисленными концепциями, теориями, данными учеными был сделан вывод, что тренировка тонкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речи ребёнка. А как известно речь тесно взаимосвязана с мышлением.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребёнка.

В этом связи многие педагоги, практикующие логопеды стали разрабатывать методики по развитию мелкой моторики, описывать используемые ими в работе игры и упражнения.

В общем, схему работы можно представить в виде следующих приёмов: массаж кистей рук с использованием ворсовых щёток: самомассаж, где основным приёмом является поглаживание, а также игра с применением шестигранного карандаша, грецкого ореха; игры с водой; упражнения на нанизывание; игра с пластилином, с бумагой, мозаики.

Учитывая богатый опыт по развитию мелкой моторики отечественных педагогов, предлагаю объединить перечисленные выше игры и упражнения и использовать в работе так называемый «логопедический конструктор». Он представляет собой коробку высотой не более 3 см, на которую приклеен разнообразный материал: горох, фасоль, бисер, камни, орехи, кусочки обоев, наждачной бумаги, линолеума, деревянные дощечки, щётка, пластилин..., зеркало для самоконтроля детей.


Рекомендации по работе с пособием:

Занятия с использованием логопедического конструктора рекомендуется проводить по возможности ежедневно: длительность занятий - 5-7 минут. Занятия советую проводить как для правой, так и для левой руки,  равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук. Включая в работу левую руку, мы обеспечиваем дополнительную мозговую активность правому полушарию, которое отвечает за творческое развитие, образное мышление.

Предлагаемое пособие составлено таким образом, чтобы в ходе игры с конструктором, закреплялись пространственные ориентировки, которые являются

наиглавнейшим методом предупреждения нарушений письменной речи.

        '

Игра - упражнение с логопедическим конструктором направлена на развитие

не только тактильной, но и других видов памяти: вербальной, образной, двигательной.

эмоциональной, на сохранение воспринятого.

У детей в возрасте 5-6 лет внимание непроизвольное. Это значит, что ребёнок

направляет его туда, где есть что-то яркое, новое, необычное. Поэтому рекомендую в логопедическом кабинете иметь несколько подобных конструкторов с различным друг от друга материалом и его расположением. Яркость, новизна, необычность позволяют

поддерживать неослаблевающий интерес у детей и тем самым вырабатывается сосредоточенность, волевое внимание.

В ходе игр дети начинают непроизвольно направлять своё внимание на мышцы, участвующие в движениях. Они различают и сравнивают мышечные ощущения, определяют их характер: «напряжение - расслабление», темп и ритм.

Использование музыкального сопровождения усиливает эмоциональную окраску занятий, повышает интерес к ним, а также помогает развивать чувство ритма. Дети с большой уверенностью не только замечают, где именно изменился ритм, но и точно воспроизводят его движениями рук. Сформированность произвольной моторики, слухомоторных координаций и чувства ритма актуальны при профилактике нарушений в чтении и письме.

Данное пособие может использоваться при постановке звуков по подражанию неречевым звукам (шуршание, шелест, щекотание, ...)

Для успешного проведения занятий необходимо создание эмоционально-положительной среды, педагогической поддержки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Опыт работы старшего воспитателя МКДОУ «ЦРР – Д/С №41» Никуловой Е.Г. по разработке «Учебно-методического пособия. "Развитие конструктивных умений и коррекция зрительного восприятия детей с сенсорными нарушениями средствами конструктора MRT1 HAND (слабо

Представлен опыт работы по разработке методического комплекса к новому робототехническому конструктору для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения....

Методическое пособие «Цветные Палочки - конструктор» в работе с детьми с нарушением зрения.

Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Познание ребенка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружа-ющего мира, с ощущения и восприятия. Дети с нарушением зрен...

Методическое пособие «Юный конструктор» к программе работы кружка «От Фребеля до робота, растим будущих инженеров»

Одной из тенденций современного дошкольного образования является рост интереса к техническим профессиям. Парциальная программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» — это ...

Активизация лексических средств языка у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством использования методического пособия "Фразовый конструктор"

           Активизация лексических средств языка - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспе...