Логопедические занятия: теоретический аспект
статья по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Логопедические занятия: теоретический аспект
Чем младше ребёнок, тем проще поддаются исправлению недостатки в каких-либо способностях. По статистике, 8–9% дошкольников имеют речевые нарушения. У 5% учащихся начальной школы диагностируются дефекты речи. Своевременное обращение к логопеду позволяет выявить проблему и создать оптимальную программу занятий. Речевые нарушения не должны становиться причиной неуверенности в себе или неуспеваемости в школе.
Первые слова ребёнка вызывают восторг у родителей. Каждое речевое умение встречается радостно. Произносить различные группы звуков ребёнок учится постепенно. Взрослые редко специально обучают этому малышей, дети имитируют речь, тренируются самостоятельно. Поэтому родители иногда не задумываются о необходимости исправления детской речи, думают, что недочёты обусловлены возрастом и скоро пройдут сами собой.
Не все родители знают, что в большинстве детских садов есть педагог-дефектолог. Логопед — это специалист коррекционной педагогики, который диагностирует и исправляет речевые нарушения. Ошибочно мнение, что логопедические занятия показаны только детям, не выговаривающим звук [р]. Сфера коррекционной и развивающей деятельности логопеда обширна:
- обучение правильному произношению всех звуков;
- развитие мелкой моторики — стимулирование пальчиков активизирует работу головного мозга;
- развитие связной речи: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря, способность к пересказу;
- развитие фонетического слуха — различения звуков;
- формирование и совершенствование импрессивной речи — понимания слышимого.
Логопед ежегодно обследует детей, составляет заключение об уровне речевого развития и имеющихся нарушениях, фиксирует в медицинской карте.
К сожалению, родители зачастую не обращают внимания на заметки этого специалиста. И причиной тому то, что логопеды в государственных поликлиниках сразу предупреждают: заниматься коррекцией будем ближе к школе, с 5 лет.
Если логопед ставит диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР)», ребёнок может быть направлен на психолого-педагогическую комиссию. Там малышу в присутствии родителя задаются вопросы общего характера («Как тебя зовут?», «Какие у тебя любимые игрушки?»), предлагается выполнить простые задания («Покажи картинки с овощами и назови их»). По результатам собеседования комиссия может подтвердить диагноз и направить ребёнка в логопедический сад или логопедическую группу.
Дети с речевыми нарушениями составляют группу риска: они хуже понимают поручения и объяснения воспитателя, испытывают сложности в формулировке ответов. Для воспитанников логопедических групп количество групповых занятий меньше, чаще занимаются в индивидуальной форме.
Цель логопедических занятий — исправление речевых нарушений, формирование правильной и красивой речи у детей. Логопед является специалистом широкого профиля. Он подбирает упражнения для совершенствования технической стороны речи (чистоты произношения, грамматически правильного построения фраз). При этом логопед учитывает психологические особенности детей: организует занятия в игровой форме, знает об интересах воспитанников. Иногда младшие дошкольники воспринимают логопедические занятия как развлечение.
Виды логопедических занятий
- Индивидуальные занятия считаются наиболее эффективными в преодолении речевых нарушений. В этой форме успешно устанавливается контакт и понимание между логопедом и ребёнком, застенчивые дети раскрепощаются. На занятии с одним воспитанником могут быть использованы различные техники: дидактические игры, задания на сенсорику, интеллектуальные задания в рабочей тетради, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Продолжительность и частота занятий определяется специалистом и зависит от степени тяжести нарушений артикуляционного аппарата и отставания в речевом развитии. Обычно индивидуальные занятия длятся не более 20 минут, проводятся дважды в неделю. По договорённости с логопедом родителям разрешается присутствие на занятии для ознакомления с логопедической методикой.
- Подгрупповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими одинаковые или сходные речевые недостатки. На занятии присутствует 4–6 детей примерно одного возраста. В течение учебного года состав мини-группы меняется, поскольку степень нарушения и эффективность преодоления у детей индивидуальны. Преимущество подгрупповых занятий — в проведении совместных игр, работе с напарником. Дети развивают коммуникативную сторону речи.
Для подгрупповых занятий отбираются, например, дети с такими нарушениями:
- искажение звуков: щёчные [ш], [ж];
- тахилалия или брадилалия: ускоренный и замедленный темпы речи;
- фонетико-фонематическое недоразвитие: неспособность определять звуковой состав слова.
- Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедических групп. Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей. Фронтальные занятия проходят несколько раз в неделю, к ним ребята готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях с логопедом, а после повторяют упражнения с воспитателем.
Типы фронтальных занятий для логопедической группы:
- по формированию лексико-грамматических средств: обогащение словаря и формирование грамматического строя речи;
- по формированию звукового строя речи: правильное произнесение и анализ звуков;
- по развитию связной речи: самостоятельное построение высказываний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...
Теоретический аспект исследований речевого развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях
Речь – основное условие сохранения и развития творческого потенциала человека, особенно в период его роста. Нарушения нормального речевого развития является наиболее частым о...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Это статья, посвященная теоретическим аспектам коррекции страхов у дошкольников. В статье рассмотрены пнятие страха в психолого-педагогической литературе, природа детских страхов, характеристика страх...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Это статья, посвященная теоретическим аспектам коррекции страхов у дошкольников. В статье рассмотрены пнятие страха в психолого-педагогической литературе, природа детских страхов, характеристика страх...
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДОЛШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ (теоретические аспекты)
Интерес к проблеме интеграции в наше время возрос в связи с ускорением научно-технического прогресса, усилением интегративных функций в развитии науки, образования, политики, производства, техни...
Теоретический аспект использования ИКТ в логопедической практике.
Использование ИКТ в логопедической практике. (Из опыта работы)...
"ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДЕТСКОГО САДА"
ВВЕДЕНИЕАктуальность. Здоровый образ жизни нужно формировать с детства. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в детском возрасте, зависит...