Развитие графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР
проект по логопедии

Кривошапкина Мария Семеновна

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы академика В.М. Бехтерева доказали влияние мелкой моторики рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке руки к письму и, что не менее важно, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразование. Эти проявления в совокупности указывают на системные нарушения всех компонентов речевой деятельности.

Дети с ОНР отмечаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движения, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки, поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графо-моторными навыками. Важно, отметить, что процесс овладения графомоторными навыками подчиняются закономерностям формирования любого двигательного навыка.

В связи с этим развитие двигательного компонента графомоторной деятельности на дошкольном этапе играет очень важную роль и чем богаче двигательный опыт ребенка с ОНР, тем легче формируется у него графомоторные навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_grafo-motornyh_navykov_u_detey_s_onr.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 75 «Ивушка»»

городского округа «город Якутск»

 «Развитие графо-моторных навыков

у детей дошкольного возраста с ОНР»

Статья опубликована в сборнике:

Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специально организованного пространства: опыт, пути решения, аспекты сотрудничества : материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию МОКУ Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Берегиня» городского округа «город Якутск» / Министерство образования Республики Саха (Якутия), Управление образования Окружной администрации г. Якутска, МОКУ С(К) ДД «Берегиня» ; [сост.: Л.П. Ефремова, А.П. Егорова, Н.В. Охлопкова, К.В. Манжурьева]. – Якутск : Компания «Дани Алмас», – 100 с.

учитель-логопед высшей категории

МБДОУ д/с №75 «Ивушка» ГО «город Якутск»

Кривошапкина Мария Семеновна

г. Якутск

РАЗВИТИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Цель: Развитие графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР

Задачи:

  1. Нормализация мышечного тонуса. 
  2. Развитие двигательных функций руки.(точность, сила, переключаемость, координация движений обеих рук).
  3. Формирование различных видов захвата мелких предметов и пишущих средств.    
  4. Формирование графо-моторных навыков и подготовка к письму.
  5. Разработка логопедической тетради для подготовки руки у детей дошкольного возраста с ОНР.

Методики и игры следующих авторов:

  • И.О. Крупенчук Готовим руку к письму, рисуем по клеточкам
  • 1999., Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук детей с задержкой речевого развития.-1982.,
  •  Н.В. Дурова, В.П. Новикова, 200 упражнений для подготовки детей к школе
  • Дудьев В.П.Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушеним речи. –1999.,
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки чтоб учиться и писать и красиво рисовать.
  • Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. 2004 и др.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы академика В.М. Бехтерева доказали влияние мелкой моторики рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке руки к письму и, что не менее важно, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразование. Эти проявления в совокупности указывают на системные нарушения всех компонентов речевой деятельности.

Дети с ОНР отмечаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движения, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки, поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графо-моторными навыками. Важно, отметить, что процесс овладения графомоторными навыками подчиняются закономерностям формирования любого двигательного навыка.

В связи с этим развитие двигательного компонента графомоторной деятельности на дошкольном этапе играет очень важную роль и чем богаче двигательный опыт ребенка с ОНР, тем легче формируется у него графомоторные навыки.

Работа по формированию графо-моторных навыков реализуется поэтапно.

  • Этап 1. Подготовительный

Данный этап предлогает совершенствование двигательных функций ребенка. Формирование относительно сложных общемоторных навыков, координация двигательной активности.

  • Этап 2. Формирование перцептивного компонента сенсомоторных навыков.
  • Этап 3. Коррекция и развитие сенсомоторных взаимодействий
  • развитие зрительного и слухомоторной координации
  • закрепление навыков, обследование и анализы предмета (модели символа)
  • развитие способности определить и переносить в пространстве соотношения элементов графических изображений в различных системах координат и плоскостях (горизонтальный, вертикальный)
  • Этап 4. Закрепление графо-моторных навыков на листе.

Для формирования графо-моторных навыков на логопедических занятиях проводятся:

1.Ежедневной пальчиковой гимнастики.

2. Использования теневого, пальчикового театра.

3. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками; штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная; рисование «петелькой», «штрихом». (упражнения выполняемые  карандашом).

4. Работы с ножницами как то: разрезание листа бумаги на части по образу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов ( мячик, дом, солнышко, елка…) по контуру и без него.

5. Рисования несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

6. Применения работы с пластилином (лепка).

7. Печатания букв в тетради.

8. Ведения конструктирования и работы с мозаикой.

9. Выкладывания фигур из спичек (палочек)

10. Освоения ремесел (шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и т.д.)

11. Использования массажа и самомассажа пальцев рук.

12. Задания на дом 2-3 определенных упражнения для пальчиков.

13. Ребенку предлагаем рисовать элементы предметов на альбомном листе, на фанере.

14. Используем приемы, которые были использованы в практике Монтессори – школ: ощупывание специально изготовленных деревянных контуров букв одним (указательным) пальцем или двумя (указательным и средним) пальцами ведущей руки, обведение их деревянной палочкой;

15. Осязание букв, изготовленных из наждачной бумаги и т.д.

16. Нормализации мышечного тонуса релаксирующие упражнения:

начинаем с ежедневного массажа по 2-3 мин кистей рук и пальцев:

  • Поглаживаем и растираем ладошки вверх – вниз;
  • Растираем пальчики спиралевидными движениями;
  • Катаем между ладошками и пальчиками грецкий орех, шарики и палочки разного размера;
  • Перекладываем и из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.д.) одной рукой или двумя одновременно.
  • Игры в воде.

17. Развитие двигательных функций руки проводим пальчиковую гимнастику.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точности переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

18.  Для формирование навыков захвата и действий с мелкими предметами проводим упражнения:

- Захват кистью – мячики, кубики, жесткие игрушки.

- Захват трех пальцевый перенос, перекладывание палочек, игры с мозаикой.

- Двухпальцевый захват – сортировка бус, пуговиц, крупы (гречка +рис). Например: « У кого больше» игра.

- Упражнения на бытовые навыки. Застегивание пуговиц, шнурование, ручной труд и продуктивная деятельность - лепка на пластилине, аппликация в технике обрывания, различные оригами (из крашеного риса, из скорлупы яиц и т.д.)

                                                       

Мы разработали логопедическую тетрадь для подготовки руки у детей дошкольного возраста с ОНР. Тетрадь состоит из 25 страниц, задания усложняются:

  1. Обведение контуров и маленькие раскраски.
  2. Начертание прямых линий.
  3. Начертание кривых линий.
  4. Знакомство с клеткой.
  5. Работа по клеткам.
  6. Графический диктант.
  7. Раскраска сюжетных картинок для работы с родителями.

Данная тетрадь ориентирована на практическое использование учителями-логопедами, воспитателями, родителями для подготовки руки к письму и по развитию речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Для развития мелкой моторики необходимые материалы и пособия:

-   кнопочная мозаика;

-  трафареты различной сложности;

-  пирамидки;

-   пособие «Зашнуруй ботинок» — ботинок со шнуровкой;

- пособие «Собери бусы» — набор больших деревянных бус с отверстиями для шнура, шнур;

- пособие «Пришей пуговицу» — деревянные пуговицы больших размеров, набор шнурков разного цвета;

-   пособие «Запасы на зиму» — большие трафареты, изображающие ежа, белку, с отверстиями для продевания шнурков,

- набор мелких плоскостных предметов (грибы, шишки, яблоки, груши, орехи) с отверстиями для шнурков;

- счетные палочки в пеналах (2 — 3 набора).

Формы взаимодействия с педагогами и родителями.

  1. Проводятся семинары-практикумы, анкетирование родителей, психологические тренинги, консультации для родителей
  2. Совместные утренники, праздники (вместе с родителями): «Наши руки не для скуки» (с элементами самомассажа рук, умения завязывать шнурки, самостоятельного одевания); «Праздник правильной речи» (с элементами речевых заданий и заданий, включающих использование навыков ручной умелости); «Спектакль пальчикого театра» (с использованием пальцев рук, перчаток).
  3. Оформление консультативно-информационных папок: «Ваш ребенок», «Советует логопед», «Поможем ребенку говорить правильно», «Сегодня мы вместе, а завтра ребенок сам правильно говорит, читает, пишет», «Родителям о воспитании».
  4. Публикация сборника «Копилка методиста» опубликована статья: «Развитие артикуляционного аппарата у детей старше дошкольного возраста с ОНР».
  5. Разработка детских анимационных фильмов по рисункам детей (Русские народные сказки, стихотворения и т.д.)

Таким образом, коррекция и развитие графо-моторных навыков у детей стимулирует действие речевых зон коры головного мозга, активизирует речедвигательный отдел коры головного мозга, нормализуют психику ребенка, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

Также совершенствуются внимание, мышление и память – психические процессы, тесно связанные с речью.

Разработка логопедической тетради способствует формированию личности, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотна и целенаправленна.

Облегчается усвоение навыков письма будущими школьниками.

Оказывают общеоздоравливающее действие;

Помогают корректировать основной дефект  речи.

Таким образом, наш опыт работы подтверждает безусловную важность и эффективность развития графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР.

Список использованной литературы:

  1. Кольцова М.М., Рузина М.С., Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.
  2. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском сад. Популярное пособие для родителей и педагогов.
  3. Пак Чжэ Ву Су Джок для всех.
  4. Поваляева Е.Н. Справочник логопеда.
  5. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.К., Щербинина С.В.
  6. Я учусь писать. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста

Приобщение к музыке  - один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.Д. Шостакович...

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры...

Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....

Квалификационная работа «Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста» для детей 5-7 лет

Цель : развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры....