Проект «Классные – гласные»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Горелова Вера Викторовна

1. Введение

 

Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи зачастую вызывает трудности у логопедов, поскольку у таких детей проблемы не только с произношением, но и с фонематическим слухом. Поэтому, одно из направлений коррекционной деятельности логопеда является создание четких представлений о каждом звуке речи, а также совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. В данном проекте предлагается работа по ознакомлению детей с гласными звуками и образами гласных букв.

 

1.1 Анализ внутренней среды

 

В сентябре было проведено обследование детей, зачисленных в логопедический кабинет. Всего было обследовано 18 детей. Из них, у 15 детей нарушен звуковой анализ. Эти нарушения выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Поэтому реализация данного проекта актуальна.

 

2. Основная часть

 

2.1 Концептуализация проекта

Методологическую  и теоретическую  концептуальную  основу  составили  труды         известных теоретиков         и практиков психологии, педагогики:

- концепция  о  соотношении  первичных  и  вторичных  нарушений (Л.С. Выготский);   

- концепция о соотношении мышления и речи  (Л. С. Выготский, А.А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);   

- концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М. Солнцев);   

- современные  представления  о  структуре  речевого  дефекта  (Р.И.Лалаева, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).  

 

 

 

2.2 Целеполагание

 

Цель: познакомить и научить детей различать гласные звуки,

образы гласных букв.

 

Задачи:

- Знакомство детей с гласными звуками, их артикуляцией и звучание;

- Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков;

- Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;

- Закрепить образы гласных букв.

 

2.3 Ожидаемые результаты: сформированность предпосылок к грамотности, умения выделять звуки в словах, способности творчески относится к речевой деятельности, готовность к успешному обучению в школе.

 

2.4 Реализация проекта

Реализация проекта планируется в течение 7 месяцев с сентября 2021 по февраль 2022 года согласно определению основных мероприятий.

Реализация проекта будет проходить по четырём основным направлениям:

- Работа с детьми

- Работа с родителями

- Работа с педагогами

- Работа с социумом

 

Этапы работы над проектом:

1) Подготовительный (сентябрь – октябрь 2021)

- планирование работы;

- подбор методического материала;

- подбор игр и материалов для основного этапа.

2) Основной этап: реализация плана мероприятий (пункт 2.4.2).

3) Заключительный: подведение итогов проекта (февраль 2022)

В ходе реализации проекта «Классные-гласные» будут задействованы целевые группы: воспитанники подготовительных групп, родители воспитанников, педагоги.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_klassnye-glassnye.docx53.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 201 «Островок детства» города Чебоксары Чувашской Республики

Проект

«Классные – гласные»

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/91/745/91745854_1275171284_poem_glasnie300x225__1_.jpg

Составитель:

 В.В. Горелова

учитель-логопед

г. Чебоксары

Содержание

1. Введение

1.1 Анализ внутренней среды

2. Основная часть

2.1 Концептуализация проекта

2.2 Целеполагание

2.3 Ожидаемые результаты

2.4 Реализация проекта

2.4.1 Этапы работы над проектом

2.4.2 План действий по реализации проекта

2.4.3 Ресурсное обеспечение

2.5 Мониторинг проекта, сроки реализации и объект мониторинга

3. Заключение

Список литературы

Приложение

1. Введение

Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи зачастую вызывает трудности у логопедов, поскольку у таких детей проблемы не только с произношением, но и с фонематическим слухом. Поэтому, одно из направлений коррекционной деятельности логопеда является создание четких представлений о каждом звуке речи, а также совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. В данном проекте предлагается работа по ознакомлению детей с гласными звуками и образами гласных букв.

1.1 Анализ внутренней среды

В сентябре было проведено обследование детей, зачисленных в логопедический кабинет. Всего было обследовано 18 детей. Из них, у 15 детей нарушен звуковой анализ. Эти нарушения выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Поэтому реализация данного проекта актуальна.

2. Основная часть

2.1 Концептуализация проекта

Методологическую  и теоретическую  концептуальную  основу  составили  труды         известных теоретиков         и практиков психологии, педагогики:

- концепция  о  соотношении  первичных  и  вторичных  нарушений (Л.С. Выготский);    

- концепция о соотношении мышления и речи  (Л. С. Выготский, А.А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);    

- концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М. Солнцев);    

- современные  представления  о  структуре  речевого  дефекта  (Р.И.Лалаева, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).  

2.2 Целеполагание

Цель: познакомить и научить детей различать гласные звуки,

образы гласных букв.

Задачи:

- Знакомство детей с гласными звуками, их артикуляцией и звучание;

- Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков;

- Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;

- Закрепить образы гласных букв.

2.3 Ожидаемые результаты: сформированность предпосылок к грамотности, умения выделять звуки в словах, способности творчески относится к речевой деятельности, готовность к успешному обучению в школе.

2.4 Реализация проекта

Реализация проекта планируется в течение 7 месяцев с сентября 2021 по февраль 2022 года согласно определению основных мероприятий.

Реализация проекта будет проходить по четырём основным направлениям:

- Работа с детьми

- Работа с родителями

- Работа с педагогами

- Работа с социумом

Этапы работы над проектом:

1) Подготовительный (сентябрь – октябрь 2021)

- планирование работы;

- подбор методического материала;

- подбор игр и материалов для основного этапа.

2) Основной этап: реализация плана мероприятий (пункт 2.4.2).

3) Заключительный: подведение итогов проекта (февраль 2022)

В ходе реализации проекта «Классные-гласные» будут задействованы целевые группы: воспитанники подготовительных групп, родители воспитанников, педагоги.

2.4.2 План действий по реализации основного этапа проекта (октябрь 2021 - январь 2022)

Наименование мероприятия

Месяц

1.

Работа с детьми

1.1

Логопедические занятия на темы:

Звуки окружающего мира

Звук [а], буква а

Звук [у], буква у

Звуки [а], [у]; буквы а, у

Звук [и], буква и

Звук [о], буква о

Звук [э], буква э

Звук [ы], буква ы

Звуки [и],[ы]; буквы и , ы

Закрепление пройденного (гласные и согласные буквы)

октябрь, ноябрь,

декабрь

1.2

Творческие мастерские:

- выкладывание букв из пуговиц, камешков марблс, даров Фрёбеля, лего;

- раскрашивание букв (весёлые раскраски)

октябрь, ноябрь, декабрь

1.3

Просмотр мультфильма «Маша в стране гласных звуков»

ноябрь

1.4

Дидактические игры и игровые упражнения, направленные на развитие навыков звукового анализа и синтеза.

сентябрь-декабрь

1.5

Фотогазета «Классные-гласные»

декабрь

1.5

Логопедическая викторина «Классные-гласные»

декабрь

2.

Работа с родителями

2.1

Буклет «История алфавита»

ноябрь

2.2

Фотовыставка «Гласные звуки и буквы»

январь

2.3

Индивидуальные рекомендации родителям (в тетрадях)

сентябрь-январь

2.4

Информационный стенд «Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза»

ноябрь

2.5

Листовка «Игры с гласными звуками»

декабрь

3.

Работа с педагогами

3.1

Буклет «Игры с гласными звуками»

декабрь

3.2

Картотека игр на развитие навыков звукового анализа и синтеза (в программе сетевой город)

ноябрь

4.

Работа с социумом

4.1

Освещение в группе в контакте материалов по реализации проекта.

октябрь-январь

4.2

Освещение на сайте ДОУ материалов по реализации проекта

ноябрь, декабрь, январь

2.4.3 Ресурсное обеспечение

Для полной реализации проекта необходимо совершенствование  предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете:

а) приобретение или создание дидактических игр по грамоте

б) создание картотеки дидактических игр

в) создание картотеки стихов о гласных звуках

г) набор раскрасок по гласным буквам

2.5 Мониторинг проекта, сроки реализации и объект мониторинга

- Обследование детей по книге "Альбом для логопеда" О.Б. Иншакова.http://file-link.ru/_nw/2/94332079.jpg

В альбоме представлен иллюстрированный материал для отслеживания устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка.

3. Заключение

Наличие проекта «Классные-гласные» позволяет структурировать процесс ознакомления детей с гласными звуками и буквами.

Разрабатывая проект, мы стремились к тому, чтобы разработанная система работы с детьми по ознакомлению с гласными звуками и буквами органически входила в жизнь детского сада, и,  самое главное,  нравилась бы детям.    

Проект определяет основные направления работы учителя-логопеда с детьми, родителями и педагогами.

Список литературы

1. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/Л.Б. Беляева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под ред. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2015.

3. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

4. Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. — СПб., 1998.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. — М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно- развивающего занятия по дифференциации гласных "наши друзья - гласные"

Цель:   развитие навыков звукового анализа и синтеза;Задачи:Образовательные:  ...

Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...

Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...

"Вот какие гласные, гласные прекрасные." Презентация для дошкольников по обучению грамоте.

Продолжать учить различать гласные звуки. Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха....

Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».

laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно - развивающие цели и зада...