Конспект коррекционно- развивающего занятия по дифференциации гласных "наши друзья - гласные"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Роттер Марина Александровна

Цель:   развитие навыков звукового анализа и синтеза;


Задачи:


Образовательные:                                                                                                                                   

-учить слышать и выделять гласные первого ряда.
- продолжить формировать у детей  понятие о звуке, как части слова;                                      

- учить группировать слова, сходные по слоговому составу;
- продолжить учить находить заданные буквы в тексте, работать по печатному образцу;


Коррекционные:
- развивать вербальное мышление путём формирования звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза, а также логического умозаключения;
-развивать зрительное и слуховое внимание и память, тактильные ощущения
- развивать фонематический слух и формировать фонематическое восприятие;


Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям;
- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля
- воспитывать умение работать в группе;
- учить принимать правила игры и соблюдать их.
 

Оборудование: зеркала на каждого ребенка;  «волшебные мешочки»; пластмассовые гласные буквы с магнитами;  карточки в виде домика с гласными буквами; раздаточные карточки с рядом букв (гласных и согласных); предметные картинки с гласными а, о, у, ы  в середине слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Наши друзья - гласные»

Цель:   развитие навыков звукового анализа и синтеза;


Задачи:


Образовательные:                                                                                                                                   -учить слышать и выделять гласные первого ряда.
- продолжить формировать у детей  понятие о звуке, как части слова;                                       - учить группировать слова, сходные по слоговому составу;
- продолжить учить находить заданные буквы в тексте, работать по печатному образцу;


Коррекционные:
- развивать вербальное мышление путём формирования звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза, а также логического умозаключения;
-развивать зрительное и слуховое внимание и память, тактильные ощущения
- развивать фонематический слух и формировать фонематическое восприятие;


Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям;
- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля
- воспитывать умение работать в группе;
- учить принимать правила игры и соблюдать их.

Оборудование: зеркала на каждого ребенка;  «волшебные мешочки»; пластмассовые гласные буквы с магнитами;  карточки в виде домика с гласными буквами; раздаточные карточки с рядом букв (гласных и согласных); предметные картинки с гласными а, о, у, ы  в середине слова.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте  вспомним с вами "Сказку о веселом язычке"

Проводится артикуляционная гимнастика .

Сказка о веселом язычке Жил-был язычок в своем домике. Двери в домике то открывались, то закрывались. Дети открывают и закрывают рот.

Однажды вышел язычок из домика, посмотрел направо, потом — налево (выполняют упражнение «Часики» ), потом потянулся вверх к солнышку и лег на крылечко (упражнение «Лопаточка».) Вдруг подул ветерок, язычок поежился  (упражнение  «Стрелочка»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь. Дома язычок попил молока. (упражнение «Вкусное варенье»), потом облизнулся и сладко зевнул. Язычок посмотрел на часы, они тикали: тик-так (упражнение «Часики» ). Язычок потянулся и лег спать.

2.Самомассаж  пальцев рук (с шариками су-джок)

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой

любимый мячик!» —

Скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

 Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

По столу (руке) круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево — как хочу.

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Мячик мой не отдыхает —

Между пальцами гуляет.

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Сверху левой, снизу правой —

Я его катаю браво.

Поверну, а ты проверь —

Сверху правая теперь!

3. Определение предмета по тактильным ощущениям

Дети садятся в кружок на ковре, им раздают «волшебные мешочки» , в которых лежат пластмассовые гласные буквы.

Логопед. Закройте глаза и определите на ощупь, что спряталось в "волшебном мешочке"?

Дети: буквы  [а], [о], [у], [и], [ы].

Логопед. Как вы думаете, как можно  называть эти буквы одним словом?

Дети. Гласные.

Логопед. Верно. Сегодня мы с вами поговорим о гласных звуках и буквах.Ребята, а кто вспомнит  чем отличаются  звуки и буквы?

Дети. Звук мы говорим и слышим

          Буквы читаем и пишем.

Логопед. Замечательно, вы запомнили, что звук, который  мы произносим, на письме обозначаем  буквой.

4.Игра «Угадай звук»

Логопед показывает безззвучную артикуляцию гласных звуков, а дети их хором называют.

5. Логоритмическое упражнение

Дети встают полукругом и пропевают гласные, сопровождая движением:

[а] — руки плавно разводят в стороны;

[о] — руки поднимают вверх в виде овала;

[у] — руки вытягивают вперед, пальцы сжимают в кулачок; указательный вытягивают вперед;

[э] — правую  руку поднимают вверх, округляют спинку и руку, наклоняя голову вниз, левая перпендикулярна , локотком упирается в  бок;

[ы] — пальцы сжимают в кулачок, руки сгибают под подбородком, кулачки «выворачивают наружу.

6.Игра «Найди буквы» 

Дети получают карточки с набором букв и сложную инструкцию логопеда, подкрепленную образцом на каждой карточке.

Логопед. Внимательно рассмотрите все буквы. Все буквы "А" зачеркните, буквы "О" обведи в кружок, а буквы "У" подчеркните одной линией, над буквой "ы" поставьте точку.

А  О  И   К   Ы   А   А  Л   У  В   Ф   У   Ж   А О  И   К   Ы   А  

А т о ы и у к а п д ы о к и а у д а у э и а а у п и у л т а  у и а в

О м а у к т и ы у и р а л в и с а и у л т а  у и а в п д ы о к и т г

Дети выполняют.

7.Игра «Рассели картинки»

На столах у детей наборы картинок с разными гласными посередине(сок, дым, бак, лук). на магнитной доске расположены  «домики» с гласными буквами а, о, у, ы.

Логопед. Нужно выделить гласный звук из названия картинки и «поселить» ее в свой домик.

Дети выполняют по очереди, проверяя  все вместе, правильность расселения картинок.

Логопед. А теперь припомните и назовите картинки, которые вы "поселили" в "домик" с буквой "А"?

Дети выполняют задание.

Логопед. А  какие картинки живут  в "домике" с буквой "Ы"?

Дети дают ответы.

8.Игра «Угадай, что напишу» (прием дермолексии)

Дети встают в кружок.

Логопед. Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)

А теперь откройте глаза и найдите на ковре картинку, в названии которой есть этот звук, и возьмите ее.

Дети выполняют.

Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.

9.Итог занятия

Логопед. Дети, что вы научились делать? Что вам понравилось?

Дети отвечают.

Список использованной литературы

1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – Москва: Учебная литература, 1997.

2. А.Ф.Ануфриев С.Н.Костромина   Какпреодолеть трудности в обучении детей.   Москва"0СЬ-89" ,2000.

3.  Е.А.Пожиленко Волшебный мир звуков и слов Москва "Владос",1999.-224с.

4. С.Васильева, Н.Соколова Логопедические игры для дошкольников М.:"школьная пресса",2001.

5. Т.Н.Грабенко,Т.Д.Зинкевич-Еветигнеева   Коррекционные, развивающие  и адаптирующие  игры -СПб.:"Детство-Пресс",2002-64с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно - развивающего занятия "Дифференциация звуков [л]-[л\'] в словах на материале «Поселок Волоконовка»

Группа детей по структуре дефекта: ОНР (ІII уровень речевого развития).Возраст: 6 лет.Тема: Дифференциация звуков [л]-[л'] в словах на материале темы «Поселок Волоконовка»Приоритетная ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с интеллектуальными нарушениями «Настоящие друзья»

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с интеллектуальными нарушениями«Настоящие друзья»...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. ТЕМА: Дифференциация звуков Р-РЬ.

Закрепление навыков различения звуков Р - Рь в слогах, словах, предложениях....

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Веселый Апельсин и его друзья-фрукты"

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Веселый Апельсин и его друзья-фрукты"...