Волкова Н.А. Деревья. Пальчиковые игры.
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Деревья».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна  «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А. Пальчиковые игры. Тема «Деревья».

Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

“Ум ребёнка находится  на кончиках его пальцев”.

Василий Александрович Сухомлинский

Пальчиковые игры  это упражнения пальчиковой гимнастики, инсценировка стихов, историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры и упражнения помогают детям улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму; развить внимание, терпение. Пальчиковые игры стимулируют фантазию детей, творческие способности; учат детей управлять своим телом. Пальчиковые игры – это радость взаимопонимания без слов; возможность несловесного общения.

Задачи. 

  • Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей.
  • Развивать силу и гибкость пальцев детей.
  • Увеличить подвижность пальцев детей.
  • Формировать умение детей управлять своими движениями.

Этапы разучивания игр.

  • Взрослый показывает игру детям.
  • Взрослый проговаривает текст, и вместе с детьми выполняет движения.
  • Взрослый произносит текст, дети выполняют движения.
  • Дети произносят текст и самостоятельно выполняет движения.

Правила проведения пальчиковой гимнастики.

  • Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
  • Все упражнения выполняются в медленном темпе.
  • Во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  • Все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов.
  • При необходимости оказывать помощь отдельным детям.
  • Выполнив упражнения, следует расслабить кисти рук, встряхнув ими.

Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день.

Пальчиковая игра «Деревья».

Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия деревьев.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, в пальчиковую игру играем, деревья изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия деревьев.

В лес гулять с тобой пойдём

Там деревья мы найдём: 

Покажем ладони обеих рук

 с разжатыми пальцами.

ладошки вверх

клён,

липа,

дуб,

берёза,

рябина.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.

Пальцы  правая рука

(Дети проговаривают названия деревьев).

Ясень,

тополь,

ива,

яблоня,

осина.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.  

Пальцы левая рука

(Дети проговаривают названия деревьев).

Деревья в лесу растут,

Пользу людям несут.

Раскрываем кулачки,

 покажем ладони обеих рук.

ладошки вверх

Ветер по лесу гуляет,

Листья с деревьев срывает.

Энергично встряхиваем кисти рук.

сброс

— Прелестно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, деревья назвали.

Пальчиковая игра «Листочки».

Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.  Обогащать речь детей прилагательными.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, в пальчиковую игру играем, листья деревьев собираем.  Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия листьев деревьев.

Ветер по лесу летал,

Ветер листочки считал:

Плавные волнообразные движения рук вверх и вниз.

Волны

С дуба дубовые,

С клёна кленовые,

С рябины рябиновые,

С берёзы берёзовые,

С осины осиновые.

Загибаем одновременно по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

Пальцы  правая рука

Пальцы 1

(Дети проговаривают названия листьев деревьев).

Ветер листочки срывал,

На тропинки бросал.

Резко раскрываем кулачки и встряхиваем кисти рук.

Встряхиваем

— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, листья деревьев назвали.

Пальчиковая игра   «Осенний букет».

Задачи. Развивать мелкую моторику детей, динамическую координацию рук. Увеличить подвижность пальцев детей. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Обогащать речь детей числительными.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, в пальчиковую игру играем, листья деревьев считаем.  Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают числительные.

Пошли пальчики гулять

«Шагаем» пальчиками обеих рук по бокам и бёдрам.

Шагаем 1

Стали листья собирать:

Красный листик,

Жёлтый листик.

Красный листик,

Жёлтый листик.

На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев к большому пальцу одновременно на обеих руках.

Подушечки обе 

Нужно листья считать:

Один, два, три,

четыре, пять!

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.

       Пальцы  правая рука

(Дети проговаривают числительные).

Сколько листиков собрали?

Пять!

Протягиваем вперёд правую руку с открытой ладонью, широко раздвинув пальцы.

(Дети проговаривают числительное).

Ладонь-пальцы правая

Снова начали считать:

Один, два, три,

четыре, пять!

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.  

Пальцы левая рука      

(Дети проговаривают числительные).

Сколько листиков собрали?

Пять!

Протягиваем вперёд левую руку с открытой ладонью, широко раздвинув пальцы.

(Дети проговаривают числительное).

Ладонь-пальцы левая

Ветер по двору гуляет,

Листья раздувает.

Энергично встряхиваем кисти рук.

сброс

— Удивительно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, листья деревьев считали.

Самомассаж пальцев рук «Осень».

Задачи. Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье.  Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Обогащать речь детей прилагательными.

Игра.

— Дети, как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (предположения детей).

Самомассаж здоровье укрепляет,

Жизненную силу повышает.

Дети, мы разучим стихотворение Ольги Высотской «Осень» для массажа пальцев рук колечками. Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы: от большого до мизинца. На каждый палец медленно надеваем «колечко» от ногтя к основанию пальца. Колечко надеваем, пальцы растираем, от ногтя вниз колечко опускаем. Затем — меняем руки. Педагог показывает движения.

Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения одеваем «колечко» на один палец.

Педагог читает текст, выделяя голосом прилагательные, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.

Текст

Движения

м-1м-1

Левой рукой массаж правой руки.

Осенние денёчки,

Большой палец.

В саду большие лужи.

Указательный палец.

Последние листочки

Средний палец.

Холодный ветер кружит.

Безымянный палец.

Вон листочки жёлтые,

Мизинец.

Правой рукой массаж левой руки.

Вон листочки красные.

Мизинец.

Соберём в кошёлку

Безымянный палец.

Мы листочки разные!

Средний палец.

Будет в комнате красиво,

Указательный палец.

Скажет мама нам «спасибо»!

Большой палец.

— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.

Пальчиковая игра «Хвойные деревья».

Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук, силу и гибкость пальцев детей.  Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия деревьев.

Игра.

— Дети, в пальчиковую игру играем, хвойные деревья изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, договаривают названия деревьев.

Здравствуй, лес!

Соединяем пальцы в "замок".

замок

Хвойный лес!

Сжимаем пальцы обеих рук в кулачки.

кулачки

Полный сказок и чудес. 

Сжимаем пальцы обеих рук в кулачки и резко разжимаем на каждое слово.

кулачки-ладошки

Великанами удивляет,

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

ладони вместе

Деревья назвать предлагает.

Соединяем пальцы в "замок".

замок

Зелёные, могучие,

но всегда колючие.

Замочек открываем и закрываем на каждое слово.

Замочек

Вместо листьев – хвоя,

Как иголка – остра.

Двигаем указательным пальчиком обеих рук из стороны в сторону.

палец туда-сюдапалец туда-сюда

Хвойные леса посещаем,

Деревья называем.

Ладони параллельно друг другу.

ладони

Здесь растут лиственницы.

В е́льнике … ели.

В сосновом бору … сосны.

В кедровнике кедры.

В пихто́внике … пихты.

Парное касание пальцев обеих рук

от мизинцев к большому пальцу.

касание

 (Дети договаривают названия деревьев).

Деревья в лесу растут,

Пользу людям несут.

Покажем ладони обеих рук. Покачаем ладони вправо-влево

ладони качаем

— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, деревья назвали.

Самомассаж пальцев рук «Ёлка».

Задачи.    Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями. Обогащать речь детей глаголами.

Игра.

— Дети, как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (предположения детей).

Самомассаж здоровье укрепляет,

Жизненную силу повышает.

Дети, мы разучим стихотворение Зои Петровой «Ёлка» для массажа пальцев рук колечками. Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы: от большого до мизинца. На каждый палец медленно надеваем «колечко» от ногтя к основанию пальца. Колечко надеваем, пальцы растираем, от ногтя вниз колечко опускаем. Затем — меняем руки. Педагог показывает движения.

Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения одеваем «колечко» на один палец.

Педагог читает текст, выделяя голосом глаголы, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.

Текст

Движения

м-1м-1

Левой рукой массаж правой руки.

Наша ёлка велика,

Большой палец.

Наша ёлка высока.

Указательный палец.

Выше папы, выше мамы –

Средний палец.

Достаёт до потолка.

Безымянный палец.

Как блестит её наряд,

Мизинец.

Правой рукой массаж левой руки.

Как фонарики горят, 

Мизинец.

Наша ёлка с Новым Годом

Безымянный палец.

Поздравляет всех ребят.

Средний палец.

Будем весело плясать, 

Указательный палец.

Будем песни распевать.

Большой палец.

— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Дикие животные. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....

Волкова Н.А. Домашние животные. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Домашние животные и их детёныши», «Дикие и домашние животные»....

Волкова Н.А. Насекомые. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Насекомые»....

Волкова Н.А. Птицы. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Домашние птицы», «Перелётные птицы осенью», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы весной»....

Волкова Н.А. Урожай. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Овощи и фрукты», «Грибы и ягоды»....

Волкова Н.А. Цветы. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Цветы»....

Волкова Н.А. Зима. Пальчиковые игры для детей 5-7 лет.

Тема недели «Зимушка-зима». Лексическая тема «Зима»....