Волкова Н.А. Урожай. Пальчиковые игры.
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Овощи и фрукты», «Грибы и ягоды».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна  «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А. Пальчиковые игры. Тема «Урожай».

Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

“Ум ребёнка находится  на кончиках его пальцев”.

Василий Александрович Сухомлинский

Пальчиковые игры  это упражнения пальчиковой гимнастики, инсценировка стихов, историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры и упражнения помогают детям улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму; развить внимание, терпение. Пальчиковые игры стимулируют фантазию детей, творческие способности; учат детей управлять своим телом. Пальчиковые игры – это радость взаимопонимания без слов; возможность несловесного общения.

Задачи. 

  • Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей.
  • Развивать силу и гибкость пальцев детей.
  • Увеличить подвижность пальцев детей.
  • Формировать умение детей управлять своими движениями.

Этапы разучивания игр.

  • Взрослый показывает игру детям.
  • Взрослый проговаривает текст, и вместе с детьми выполняет движения.
  • Взрослый произносит текст, дети выполняют движения.
  • Дети произносят текст и самостоятельно выполняет движения.

Правила проведения пальчиковой гимнастики.

  • Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
  • Все упражнения выполняются в медленном темпе.
  • Во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  • Все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов.
  • При необходимости оказывать помощь отдельным детям.
  • Выполнив упражнения, следует расслабить кисти рук, встряхнув ими.

Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день.

Пальчиковая игра «Огород».

Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.  Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия овощей.  

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, в пальчиковую игру играем, овощи изучаем.  Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, стихотворение читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия овощей.

Вышла Таня в огород –

«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке.

шаги

Сколько у неё хлопот!

Пальцы рук к вискам,

покачаем головой влево – вправо.

1

Нелегко полить на грядке
Овощи все по порядку:

Руки в стороны, ладонями вверх,

плечи вверх – вниз.

1

Помидоры, лук, капуста,

И горошек очень вкусный.

Репа,

Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке, начиная с мизинца.

 (Дети проговаривают

названия овощей).

Загибаем указательным пальцем левой руки каждый пальчик на правой руке, начиная с мизинца.

счёт левая

           огурцы, чеснок,

Свёкла, редька и укроп.

счёт правая

Всё!

Полили!

Два раза энергично встряхиваем кисти рук.

сброс

— Великолепно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, овощи назвали.

Пальчиковая игра «Капуста».

Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук, силу и гибкость пальцев детей. Формировать умение детей управлять своими движениями. Обогащать речь детей глаголами настоящего времени.

Игра.

— Дети, в пальчиковую игру играем, капусту на зиму запасаем.  Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, стихотворение читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают глаголы.

Что за скрип?

Сжимаем пальчики в кулачок

 на правой и левой руке.

кулачки-ладошки

Что за хруст?

Замочек открываем и закрываем.

Замочек

Это что ещё за куст?

Покажем ладони обеих рук

 с разжатыми пальцами.

ладошки вверх

Как же быть без хруста!

Замочек открываем и закрываем.

Замочек

Если я – капуста!

Держим в пальцах круглую капусту.

шар

Мы капусту рубим, рубим!

Мы капусту …

(рубим, рубим!)

Рубящие движения правой и левой рукой поочерёдно, прямые ладони вверх и вниз.

рубим

Мы морковку трём, трём!

Мы морковку …

(трём, трём!)

Сжимаем пальцы в кулачки и трём сгибы пальчиков правой и левой руки друг о друга.

тёрка

Мы капусту солим, солим!

Мы капусту …

(солим, солим!)

Собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту правой и левой рукой одновременно.

солим

Мы капусту жмём, жмём!

Мы капусту …

(жмём, жмём!).

Энергично сжимаем и разжимаем кулачки правой и левой руки.

кулачки-ладошки

Всё!

Готово!

Два раза энергично встряхиваем кисти рук.

сброс

— Восхитительно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.

Самомассаж пальцев рук «Огород».

Задачи.  Познакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье.  Формировать умение детей управлять своими движениями. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия овощей.  

Игра.

— Дети, как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (предположения детей).

Самомассаж здоровье укрепляет,

Жизненную силу повышает.

Дети, мы разучим текст «Огород» для массажа пальцев рук колечками. Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы: от большого до мизинца. На каждый палец медленно надеваем «колечко» от ногтя к основанию пальца. Колечко надеваем, пальцы растираем, от ногтя вниз колечко опускаем. Затем — меняем руки. Педагог показывает движения.

Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения одеваем «колечко» на один палец.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.

Текст

Движения

м-1м-1

Левой рукой массаж правой руки.

Вырос у нас чеснок, 

Большой палец.

Перец, томат, кабачок,

Указательный палец.

Тыква, капуста, картошка,

Средний палец.

Лук и немножко горошка.

Безымянный палец.

Овощи мы собирали,

Мизинец.

Правой рукой массаж левой руки.

Ими друзей угощали,

Мизинец.

Квасили, ели, солили,

Безымянный палец.

С дачи домой увозили.

Средний палец.

Прощай же на год  

Указательный палец.

Наш друг – огород!

Большой палец.

— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.

Пальчиковая игра «Фрукты».

Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия фруктов.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, в пальчиковую игру играем, фрукты изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия фруктов.

Как у нашей Зины  

фрукты в корзине:

Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти.

0

груша,

банан,

гранат, яблоко, хурма.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.

Пальцы  правая рука

(Дети проговаривают названия фруктов).

Как у нашего Димы  

фрукты в корзине:

Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти.

0

абрикос,

мандарин,

лимон,

персик,

апельсин.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.  

Пальцы левая рука

(Дети проговаривают названия фруктов).

Фрукты чисто

моем, моем.

Фрукты долго

моем, моем.

Сложим ладони вместе и трём ладонь о ладонь.

00 моем

Стол накрываем,

Ладонь правой руки положим  

на кулачок левой руки.

стол

друзей угощаем.

Руки вперёд, покажем ладони обеих рук

с разжатыми пальцами.

ладошки вниз

— Замечательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.

Самомассаж пальцев рук «Яблочко».

Задачи.  Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье.  Формировать умение детей управлять своими движениями. Обогащать речь детей наречиями.  

Игра.

— Дети, как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (предположения детей).

Самомассаж здоровье укрепляет,

Жизненную силу повышает.

Дети, мы разучим текст «Яблочко» для массажа пальцев рук колечками. Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы: от большого до мизинца. На каждый палец медленно надеваем «колечко» от ногтя к основанию пальца. Колечко надеваем, пальцы растираем, от ногтя вниз колечко опускаем. Затем — меняем руки. Педагог показывает движения.

Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения одеваем «колечко» на один палец.

Педагог читает текст, выделяя голосом наречия, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.

Текст

Движения

м-1м-1

Левой рукой массаж правой руки.

Яблочко, вот оно

Большой палец.

Соку спелого полно.

Указательный палец.

Ой, лю-ли, ой, лю-ли,

Средний палец.

Соку спелого полно.

Безымянный палец.

Так свежо, и так душисто,

Мизинец.

Правой рукой массаж левой руки.

Так румяно-золотисто.

Мизинец.

Ой, лю-ли, ой, лю-ли,

Безымянный палец.

Так румяно-золотисто.

Средний палец.

Будто мёдом налилось,

Указательный палец.

Видно семечки насквозь.

Большой палец.

— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.

Пальчиковая игра «Ягоды».

Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, в пальчиковую игру играем, ягоды изучаем.  Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия ягод.

В лес по ягоды идём,

«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке.

Шагаем

И корзиночки возьмём.

Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти.

0

Здесь растут

земляника,

клубника,

брусника,

черника

ежевика.

Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке, начиная с мизинца.

 

(Дети проговаривают

названия ягод).

Загибаем указательным пальцем левой руки каждый пальчик на правой руке, начиная с мизинца.

00 счёт

Клюква,

малина,

рябина,

калина,

шиповник.

00 счёт — копия

Ягоды мы собираем,

Шевелим пальчиками обеих рук.

пальчики шевелим

На зиму запасаем.

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

ладони вместе

— Прекрасно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, ягоды назвали.

Пальчиковая игра   «Грибы».

Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.   Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов.

Игра.

— Дети, в пальчиковую игру играем, грибы изучаем.  Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия грибов.

Мы корзиночки берём

Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти.

0

За грибами в лес идём.

«Шагаем» пальчиками обеих рук по бокам и бёдрам.

Шагаем 1

На лесной опушке

Мы найдём …

Покажем ладони обеих рук

 с разжатыми пальцами.

ладошки вверх

волнушки,

рыжики,

лисички

грузди,

сыроежки.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.

Пальцы  правая рука

(Дети проговаривают названия грибов).

В чащу леса мы зайдём,

Под деревьями найдём.

Покажем ладони обеих рук

 с разжатыми пальцами.

ладошки вверх

боровик,

подосиновик,

маслёнок,

подберёзовик,

опёнок.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.  

Пальцы левая рука

(Дети проговаривают названия грибов).

Грибы мы собираем,

Шевелим пальчиками обеих рук.

пальчики шевелим

На зиму запасаем.

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

ладони вместе

— Замечательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, грибы назвали.

Самомассаж пальцев рук «Дары леса».

Задачи.  Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье.  Формировать умение детей управлять своими движениями. Обогащать речь детей глаголами повелительного наклонения множественного числа.

Игра.

— Дети, как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (предположения детей).

Самомассаж здоровье укрепляет,

Жизненную силу повышает.

Дети, мы разучим текст «Дары леса» для массажа пальцев рук колечками. Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы: от большого до мизинца. На каждый палец медленно надеваем «колечко» от ногтя к основанию пальца. Колечко надеваем, пальцы растираем, от ногтя вниз колечко опускаем. Затем — меняем руки. Педагог показывает движения.

Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения одеваем «колечко» на один палец.

Педагог читает текст, выделяя голосом глаголы, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.

Текст

Движения

м-1м-1

Левой рукой массаж правой руки.

Не ленитесь, не зевайте,

Большой палец.

Дары леса собирайте.

Указательный палец.

Грибы, ягоды, орехи,

Средний палец.

Ребятишкам для потехи.

Безымянный палец.

Дары леса собирайте,

Мизинец.

Правой рукой массаж левой руки.

Лес от бед оберегайте.

Мизинец.

Деревья не руби́те,

Безымянный палец.

Огонь не разводи́те.

Средний палец.

Красота живая – лес!

Указательный палец.

Пусть растёт он до небес!

Большой палец.

— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Дикие животные. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....

Волкова Н.А. Домашние животные. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Домашние животные и их детёныши», «Дикие и домашние животные»....

Волкова Н.А. Насекомые. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Насекомые»....

Волкова Н.А. Птицы. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Домашние птицы», «Перелётные птицы осенью», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы весной»....

Волкова Н.А. Деревья. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Деревья»....

Волкова Н.А. Цветы. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Цветы»....

Волкова Н.А. Зима. Пальчиковые игры для детей 5-7 лет.

Тема недели «Зимушка-зима». Лексическая тема «Зима»....