Волкова Н.А. Цветы. Пальчиковые игры.
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Цветы».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна  «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А. Пальчиковые игры. Тема «Цветы».

Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

“Ум ребёнка находится  на кончиках его пальцев”.

Василий Александрович Сухомлинский

Пальчиковые игры  это упражнения пальчиковой гимнастики, инсценировка стихов, историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры и упражнения помогают детям улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму; развить внимание, терпение. Пальчиковые игры стимулируют фантазию детей, творческие способности; учат детей управлять своим телом. Пальчиковые игры – это радость взаимопонимания без слов; возможность несловесного общения.

Задачи. 

  • Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей.
  • Развивать силу и гибкость пальцев детей.
  • Увеличить подвижность пальцев детей.
  • Формировать умение детей управлять своими движениями.

Этапы разучивания игр.

  • Взрослый показывает игру детям.
  • Взрослый проговаривает текст, и вместе с детьми выполняет движения.
  • Взрослый произносит текст, дети выполняют движения.
  • Дети произносят текст и самостоятельно выполняет движения.

Правила проведения пальчиковой гимнастики.

  • Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
  • Все упражнения выполняются в медленном темпе.
  • Во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  • Все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов.
  • При необходимости оказывать помощь отдельным детям.
  • Выполнив упражнения, следует расслабить кисти рук, встряхнув ими.

Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день.

Пальчиковая игра «Цветы».

Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к цветам. Обогащать речь детей глаголами.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, в пальчиковую игру играем, цветы изображаем Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст, выделяя голосом глаголы, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.

Вот перед нами бутон,

Таит секреты он.

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

Ладошки

Из бутона раскрываются цветы

Необычной красоты.

Пальчики разведём в стороны,

не отрывая друг от друга

основания ладоней.

Цветок

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Шевелим пальчиками,

лепестками цветка.

Цветок

Влево – вправо,

Влево – вправо.

Наклоняем цветочек

в разные стороны.

Цветок 1

Закрываются цветы

Необычной красоты.

Закрываем цветок,

прижимая пальчики друг к другу.

Бутон

Засыпают все цветы,

Ночью спать они должны.

Наклоним голову,

положим ладошку под щёку, спим.

Спим

— Очаровательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, цветы изображали.

Пальчиковая игра «Комнатные цветы».

Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия комнатных растений.

Игра.

— Дети, в пальчиковую игру играем, комнатные цветы изучаем.  Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия комнатных цветов.

Комнатные цветы

Соединяем руки перед собой,

сложив ладонь к ладони,

пальцы к пальцам.

Ладошки

необычной красоты!

Пальчики разведём в стороны,

не отрывая друг от друга

основания ладоней.

Цветок

В комнатах у нас растут,

Соединяем руки перед собой,

сложив ладонь к ладони,

пальцы к пальцам.

Ладошки

Аспарагус,

каланхоэ,

фиалка,

герань,

алоэ.

Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке, начиная с мизинца.

(Дети проговаривают

названия комнатных цветов).

счёт левая

И цветут, цветут, цветут.

Пальчики разведём в стороны,

не отрывая друг от друга

основания ладоней.

Шевелим пальчиками,

лепестками цветка.

Цветок

Бальзамин,

бегония,

фиалка,

роза,

пеларгония.

Загибаем указательным пальцем левой руки каждый пальчик на правой руке, начиная с мизинца.

(Дети проговаривают

названия комнатных цветов).

счёт правая

Комнатные 

нежные цветы,

Соединяем руки перед собой,

сложив ладонь к ладони,

пальцы к пальцам.

Ладошки

Лето посреди зимы.

Пальчики разведём в стороны,

не отрывая друг от друга

основания ладоней.

Цветок

— Прекрасно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, комнатные цветы назвали.

Пальчиковая игра «Садовые цветы».

Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Обогащать речь детей прилагательными и существительными, обозначающими названия садовых цветов.

Игра.

— Дети, в пальчиковую игру играем, садовые цветы изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия садовых цветов.

Есть у нас цветочный сад,

Покажем ладони обеих рук

 с разжатыми пальцами.

ладошки вверх

там волшебный аромат.

Соединяем руки перед собой,

сложив ладонь к ладони,

пальцы к пальцам.

Ладошки

На клумбах садовые цветы, необычной красоты. 

Пальчики разведём в стороны,

не отрывая друг от друга

основания ладоней.

Цветок

Ароматные лилии,

нежные тюльпаны,

чудесные розы,

пышные флоксы,

весенние шафраны.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.

Пальцы  правая рука

(Дети проговаривают словосочетания).

Высокие гладиолусы,

садовые гвоздики,

великолепные астры,

бархатистые бархатцы,

незаметные ноготки.

Поочерёдно, начиная с мизинца, с мизинца загибаем пальцы на левой руке.  

Пальцы левая рука

(Дети проговаривают словосочетания).

Из цветов составляют букеты,

подбирая цветок за цветком.

Скрещиваем руки в запястьях,

растопыриваем пальцы обеих рук.

крылья

И душистое свежее лето букеты приносят в наш дом.

Шевелим пальчиками обеих рук.

пальчики шевелим

— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, садовые цветы назвали.

Самомассаж пальцев рук «Цветочек».

Задачи. Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями.

Игра.

— Дети, как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (предположения детей).

Самомассаж здоровье укрепляет,

Жизненную силу повышает.

Дети, мы разучим стихотворение Веры Шуграевой «Цветочек» для массажа пальцев рук колечками. Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы: от большого до мизинца. На каждый палец медленно надеваем «колечко» от ногтя к основанию пальца. Колечко надеваем, пальцы растираем,

от ногтя вниз колечко опускаем. Затем — меняем руки. Педагог показывает движения.

Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения одеваем «колечко» на один палец.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.

Текст

Движения

м-1м-1

Левой рукой массаж правой руки.

В горшочек посажу росток,

Большой палец.

Поставлю на окне.

Указательный палец.

Скорей, росток,

Средний палец.

Раскрой цветок –

Безымянный палец.

Он очень нужен мне.

Мизинец.

Правой рукой массаж левой руки.

Промчатся ветры за окном

Мизинец.

Со снежною зимой,

Безымянный палец.

Но будет выше

Средний палец.

С каждым днём

Указательный палец.

Расти цветочек мой…

Большой палец.

— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, стихотворение запоминали.

Пальчиковая игра «Луговые цветы».

Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук. Обогащать речь детей прилагательными и существительными, обозначающими названия луговых цветов.

Игра.

— Дети, в пальчиковую игру играем, луговые цветы изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия луговых цветов.

Как красива наша Земля!

Раскинулись вширь

луга и поля.

Плавные волнообразные движения рук вверх и вниз.

волны

Здесь растут

луговые цветы,

Соединяем руки перед собой, сложив ладошка к ладошке, пальцы к пальцам.

Ладошки

Необычной красоты.

Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней.

Цветок

Солнце цветы

пригревает,

Сжимаем пальцы обеих рук в кулачки и разжимаем.

кулачки брызги

Дождик цветы

поливает.

Шевелим пальчиками обеих рук.

пальчики шевелим

Синие васильки, 

белые ромашки,

красный клевер, 

жёлтые лютики,

белые кашки.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке. (Дети проговаривают словосочетания).

Пальцы  правая рука

жёлтые мать-и-мачехи,

белые нивяники,

розовые гвоздики,

жёлтые одуванчики,

синие колокольчики.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.  (Дети проговаривают словосочетания).

Пальцы левая рука

Как красива наша Земля!

Цветы украшают

луга и поля!

Плавные волнообразные движения рук вверх и вниз.

волны

В них пчёлы находят целительный дар,

Указательным пальцем правой руки рисуем круг на ладони левой руки.

круг

И бабочки пьют из них сладкий нектар.

Указательным пальцем левой руки рисуем круг на ладони правой руки.

круг

Не надо, друзья,

их бессмысленно рвать,

Не надо букеты

из них составлять…

Погрозим указательным пальцем правой руки,

затем указательным пальцем левой руки

пальчик нельзя    пальчик нельзя

Завянут букеты…

Погибнут цветы…

Соединить тыльные стороны ладоней.

Шевелим пальчиками

корешок

И больше не будет

такой красоты!

Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней.

Цветок

Пальчиковая игра «Лесные цветы».

Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Обогащать речь детей прилагательными и существительными, обозначающими названия лесных цветов.

Игра.

— Дети, в пальчиковую игру играем, лесные цветы изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия лесных цветов.

В лес гулять

вас приглашаю,

«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке.

шаги

Лесные цветы

показать обещаю.

Раскрытые ладони, соединить указательные и большие пальцы обеих рук.

окно

Лесные цветы

растут в тени,

Соединяем пальцы правой и левой руки.

домик

Неприхотливые они.

Покажем ладони обеих рук.

Покачаем ладони вправо-влево

ладони качаем

Белые подснежники,

нежные ландыши,

незаметная кислица,

лесные фиалки,

голубые незабудки.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке. (Дети проговаривают словосочетания).

Пальцы  правая рука

Лесной марьянник,

сладкая медуница,

чудесный кипрей,

розовая хохлатка,

волшебная сон-трава.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.  (Дети проговаривают словосочетания).

Пальцы левая рука

Лесные цветы

украшают леса,

Таятся в цветах чудеса.

Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней.

Шевелим пальчиками.

Цветок

Не надо, друзья,

их бессмысленно рвать,

Не надо букеты

из них составлять…

Погрозим указательным пальцем правой руки,

затем указательным пальцем левой руки

пальчик нельзя   пальчик нельзя

Завянут букеты…

Погибнут цветы…

Соединить тыльные стороны ладоней.

Шевелим пальчиками

корешок

И больше не будет

такой красоты!

Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней.

Цветок

— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, о лесных цветах рассказали.

Самомассаж пальцев рук «Колокольчики».

Задачи. Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями.  Обогащать словарь детей прилагательными.

Игра.

— Дети, как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (предположения детей).

Самомассаж здоровье укрепляет,

Жизненную силу повышает.

 Дети, мы разучим стихотворение Алексея Толстого «Колокольчики» для массажа пальцев рук колечками. Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы: от большого до мизинца. На каждый палец медленно надеваем «колечко» от ногтя к основанию пальца. Колечко надеваем, пальцы растираем, от ногтя вниз колечко опускаем. Затем — меняем руки. Педагог показывает движения.

Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения одеваем «колечко» на один палец.

 Педагог читает текст, выделяя голосом прилагательные, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.

Текст

Движения

м-1м-1

Левой рукой массаж правой руки.

Колокольчики мои,

Большой палец.

Цветики степные!

Указательный палец.

Что глядите на меня,

Средний палец.

Тёмно-голубые?..

Безымянный палец.

И о чём звените вы

Мизинец.

Правой рукой массаж левой руки.

В день весенний мая,

Мизинец.

Средь некошеной травы

Безымянный палец.

Головой качая?..

Средний палец.

Колокольчики мои,

Указательный палец.

Цветики степные! ...

Большой палец.

— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Дикие животные. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....

Волкова Н.А. Домашние животные. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Домашние животные и их детёныши», «Дикие и домашние животные»....

Волкова Н.А. Насекомые. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Насекомые»....

Волкова Н.А. Птицы. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Домашние птицы», «Перелётные птицы осенью», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы весной»....

Волкова Н.А. Деревья. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Деревья»....

Волкова Н.А. Урожай. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Овощи и фрукты», «Грибы и ягоды»....

Волкова Н.А. Зима. Пальчиковые игры для детей 5-7 лет.

Тема недели «Зимушка-зима». Лексическая тема «Зима»....