Конспект занятия по формированию интонационной выразительности и связной речи в подготовительной к школе группе детей с ТНР по теме «ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект занятия по формированию интонационной выразительности и связной речи в подготовительной к школе группе детей с ТНР по теме «ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА».

Цели: формирование интонационной выразительности и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательная: - учить составлять пересказ логично, последовательно, близко к тексту с помощью мненотехники;

Коррекционно-развивающие: - развивать речевое дыхание, тональный диапазон голоса, интонационную выразительность голоса, чувство ритма, учить изменять основной тон высказывания в зависимости от ситуации;

Коррекционно-воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе и  животным Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pereskaz_belyy_medvezhonok.docx20.83 КБ
Файл illyustratsii_dlya_plana.docx1.63 МБ
Файл mnemopoteshka_i_maski.docx157.85 КБ
Файл skazka.docx11.4 КБ
Файл sledy.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию интонационной выразительности и связной речи в подготовительной к школе группе детей с ТНР по теме «ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА».

Цели: формирование интонационной выразительности и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательная: - учить составлять пересказ логично, последовательно, близко к тексту с помощью мненотехники;

Коррекционно-развивающие: - развивать речевое дыхание, тональный диапазон голоса, интонационную выразительность голоса, чувство ритма, учить изменять основной тон высказывания в зависимости от ситуации;

Коррекционно-воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе и  животным Севера.

Оборудование: предметные картинки: животные Севера, плоскостные изображения следов животных большого и маленького размера, плоскостные маски (белый медведь, морж, тюлень). Карточки для пересказа текста сказки с помощью мненотехники.

 Предварительная работа: чтение сказок народов Севера «Хитрая лиса», «Почему у белого медведя нос черный». Просмотр мультфильмов «Умка», «ПингвиненокЛоло» с обсуждением их содержания. Беседа и просмотр презентации по теме «Животный мир Арктики».

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

- Доброе утро, ребята! Сегодня утром в одном журнале я нашла интересное задание. Предлагаю вместе его выполнить. Рассмотрите картинку и определите, кто спрятан на картинке и почему они вместе.

- Где мы можем увидеть этих животных? Каких еще животных.

- Посмотрите на слайд.

- Как мы сможем туда добраться?

Предлагаю немного пофантазировать поиграть в игру «Вертолет» и отправиться в путешествие на Северный полюс.

«Пальчиковая гимнастика «Вертолет».

Вверх взлетает вертолет,

Будь внимательным, пилот!

Вертолет лети, лети

Лопасти быстрей крути!

- Когда наш вертолет приземлился в Арктике,  какая погода нас ожидала? Какая?

Развитие речевого дыхания, тонального диапазона голоса.

Упражнение «Cеверный ветер».

Белые медведи живут на Севере, где дует ледяной ветер. Сделать вдох, на выдохе длительно произносить слог ВУ с постепенным повышением голоса. Затем выполнить вдох и произнести слог ВУ с постепенным понижением голоса. ВУУУУУУ! ВУУУУУУ!

  1. Развитие интонационной выразительности речи.  

Звери, которые живут на Севере, совсем не боятся мороза. Белых медведей защищает от холода очень теплый мех. У тюленей и моржей — много жира, поэтому они могут плавать даже в ледяной воде.

Проговори потешку. Сделай вдох и произнеси первую строчку потешки, затем незаметно вдохни воздух и произнеси вторую строчку.

Нас морозы не пугают,

Жир и шубка защищают!

 Расскажи потешку громко, с радостной интонацией.

- Ребята посмотрите, на снегу осталось много следов. Какие животные их оставили? Чьи это следы?

- Пройдем по медвежьему следу. Пройдем по тюленьему следу.

4. Развитие чувства ритма.

На полу расположены медвежьи следы большого и маленького размера. Дети должны пройти по следам протопав ритм: / / / — / / / —.

Моржонок любят купаться в океане.  Послушай, как плещется в воде моржонок. (Взрослый выполняет удары в ладони, затем предлагает днтям воспроизвести удары в том же ритме: — — — / / /; (—) — тихий удар; а (/) — громкий.)

- Отличная игра получилась! Мы прошли по следам, и оказались у большой льдины. Вы догадались, кто отдыхал на этой льдине?

5. Развитие выразительности движений и мимики.

 Игра «Превращение».

• Давай пофантазируем. Выберите маску. Превратитесь белого медведя, тюленя или моржа. Подумаем и расскажем:

Белому медведю весело, потому что…

Тюленю грустно, потому, что…

Морж сердится, потому что… (И т. п.)

- Настроение животных мы представили, а теперь попробуйте с разным настроением произнести фразу: «В Арктике всегда холодно». Произнесите веселым тоном (за белого медведя), грустным тоном (за тюленя), сердито (за моржа).

- Отправимся дальше гулять по Арктике. Что же мы еще можем увидит.

6. Подвижная игра.

По ледяной пустыне       Медленно идут по кругу, имитируя движения

Медведица идет,                                                             животного.

За нею медвежата

Торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий,            Руками обнимают себя.

Повсюду снег и лед.                   Повороты из стороны в сторону.

По полынье холодной

За нерпой морж плывет.           Плавательные движения руками.

Бегут, спешат олени                  Бег на месте с подниманием колен .

Им виден путь едва

Над ними тихонько кружит         Поворот вокруг себя с поднятыми руками.

Полярная сова.

7. Пересказ сказки

- Присядьте ребята. А вы знаете, что в Арктике живут не только животные, но и люди. Их не много, жить в таких условиях не легко. Раньше люди жили в специальных жилищах – чумах. Разводили северных оленей и разводили костры, чтобы обогреть свои жилища. А вечерами придумывали сказки о таком удивительном месте,  как Арктика.

- Послушайте одну сказку: «Почему морж и медведь не дружат»

Чтобы легче было сказку понять и запомнить, нам понадобятся картинки подсказки. Будьте внимательны.

Педагог рассказывает сказку и выставляет картинки на доску.

- Ребята, как вы думаете, почему это сказка?

- О чем спорили животные?

- Как себя вели? Кто прав?

- Надеюсь вы запомнили сказку, хотели бы вы рассказать эту сказку своим друзьям или родителям.

- Как вы будете это делать?

Дети пересказывают сказку по картинкам.

- Как говорили животные? (тихо, громко, робко или смело).  Какое настроение у них было?

- Передать настроение животных нам помогут маски. Получится у вас разыграть небольшую сценку.

1-2 пары детей с помощью масок обыгрывают диалог животных.

Рефлексия.

- Ребята, понравилась вам сказка?

- Что интересного вы для себя узнали?

- Какие чувства у вас вызвала сказка?

- Какое настроение у вас оставила прогулка по Арктике? Подберите маску под своё настроение.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


E:\открытое\иллюстрации\images.jpegE:\открытое\иллюстрации\морозы.jpeg



G:\открытое\моя\шуба.jpegG:\открытое\моя\тюлень.jpegE:\открытое\иллюстрации\Voin-zaschischaet-devushku_59370.jpg

E:\открытое\иллюстрации\maska-medvedya-iz-bumagi-5.jpg



E:\открытое\иллюстрации\images.png

E:\открытое\иллюстрации\маска тюлень.jpeg



Предварительный просмотр:

Почему белые медведи с моржами не дружат (по Э. Тополь)

Давным-давно белые медведи дружили с моржами. Вместе купались в море, вместе летом грелись на солнышке и вместе всю длинную зиму ждали — когда же солнышко появится.

Потому что зимой на самом-самом Севере солнышко вообще не светит, и все время темно и холодно — и днем, и ночью, целых шесть месяцев. И все люди и звери ждут солнышко с нетерпением.

 И вот однажды белые медведи и моржи тоже ждали, когда же солнышко выглянет наконец. Ждали-ждали и заспорили: а где это солнышко на зиму прячется?

Медведи говорили: — Зимой солнышко далеко-далеко в горах лежит в берлоге, а весной из-за гор выглядывает и потихоньку поднимается по горным вершинам в небо.

А Моржи говорили: — Ничего подобного! Солнышко осенью в море закатывается, уходит на зиму глубоко-глубоко под воду и там остывает до весны. А весной опять из моря выходит.

 Спорили, спорили, даже поругались.

 Белые медведи говорят: — В горах, в берлоге зимует солнышко. А моржи говорят: — Ничего подобного! В море зимует солнышко.

— Ах, так?! — говорят белые медведи. — Хорошо! Мы вам, моржам, докажем, что мы правы! Вот пойдем в горы и найдем там солнышко!

— Ах, так?! — говорят моржи. — Хорошо! Мы вам, белым медведям, докажем, что мы правы! Вот уплывем в море, нырнем на самое дно и найдем там солнышко!

 И с тех пор моржи плавают в море, ищут под водой солнышко. А белые медведи даже зимой не спят, как любые другие нормальные медведи, например, черные или бурые. Черные и бурые медведи всю зиму спят в своих берлогах, а белые медведи не спят. Белые медведи ходят по ледяным горам и ищут солнышко.

Вот почему поссорились белые медведи с моржами и живут теперь врозь — белые медведи на льдинах, а моржи — в море.



Предварительный просмотр:


F:\открытое\i.jpeg

F:\открытое\i.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения). Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Прыгала белка с ветки на ветку…».

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения).Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толсто...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Волшебный мешочек» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной  школе группе...