Конспект занятия "Секреты звука Р"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Налимова Анна Игоревна

Постановка звука Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_sekrety_zvuk_r.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Секреты звука Р»

Цель: учить правильно произносить звук (Р) механическим способом.

Задачи:

1. Упражнять в определении наличия и места звука;

2. Способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;

3. Создать условия для развития фонематических процессов;

4. Развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.

5. Воспитывать внимательность, усидчивость.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука Р, предметные картинки.

Ход занятия

Подготовительный этап.

1. Организационный момент.

- Вспомним правило.

Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.

-Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук «р».

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня мы продолжим работу над звуком «р» и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика «Весёлая прогулка язычка».

- Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так. (Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. Повторить 8–10 раз).

- Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. (Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. Повторить 8–10 раз).

- Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. (Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта. Повторить 10–15 раз).

- Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали. Вот так: бл, бл, бл. (Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. Повторить 8–10 раз).

- Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так. (Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. Повторить 10–15 раз).

- Напоил язычок свою лошадку. Стала она фыркать. Вот так. (Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское “тпру”. Повторить 10–15 раз).

- Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы. (Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения “Лошадка” язык не должен отрываться от неба. Повторить 10–15 раз).

 - Приехал язычок домой, телевизор включил. А там играла балалайка. Вот так. (Рот приоткрыт, язык находится на верхней губе и очень быстро движется вправо-влево, производя движение со звуком, напоминающим звучание балалайки. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.).

- Потом язычок увидел по телевизору, как на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так. (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”, имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.).

Основной этап.

1. Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.

- Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

-Посмотри на меня как я произношу звук «р».

- Какое положение принимают губы? (губы открыты)

- А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)

- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)

- Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет по середине языка)

- Когда ты произносишь звук «р», есть преграда во рту? (да)

- Значит, какой это звук?

- Гласный или согласный (согласный)

-Глухой или звонкий? (звонкий)

- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)

- Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)

2. Физкультминутка «Ромашка».

Ромашка на кармашке

(сжимать и разжимать кисти рук на уровне груди)

У маленькой Наташки.

(развести руки в сторону)

А в кармашке у Наташки.

(ритмично хлопать по бёдрам)

Разноцветные стекляшки.

(делать «фонарики»)

3. Упражнения на дыхание. Работа с  тренажёром «Аэробол».

-Для правильного произношения звука «р» нужно уметь делать сильный выдох. Потренируемся делать его с помощью тренажёра «Аэробол». Помоги шарику подняться вверх и обратно опуститься на место. Постарайся сделать длительный плавный выдох.

4. Постановка звука «Р» механическим способом от сохраненной фонемы «Д».

- Замечательно получилось!

-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд д-д-д-д (В это время ватной палочкой, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука «Р»).

5.Развитие фонетического слуха.

- Хлопни в ладоши если услышишь звук Р, а; о; э; р; з; а; и; к; р; м.

- Топни ногой когда услышишь звук Р в слогах: да-ра-ма-кы-ры-два-дра.

- Подними руку, если услышишь звук Р в словах: трамвай, автомобиль, кран, ракета, поезд, троллейбус.

6.Закрепление звука Р со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР

- Потренируемся произносить звук р. Повторяй за мной:

ДР…А – ДР…А – ДР…А

ДР…О – ДР…О – ДР…О

ДР…У – ДР…У – ДР…У

ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы

(во время выполнения упражнения производим колебательные движения ватной палочкой).

Заключительный этап.

1. Физкультминутка

Дружно хлопнем мы в ладоши

(хлопать)

Дружно топнем мы ногой

(топать)

Всё во что мы здесь играли

Мы запомнили с тобой.

Говорим мы:  «До свидания!»

Возвращаемся в группу.

2. Итог занятия

- Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук «Р»)

-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)

-Дай характеристику этому звуку (Звук «Р» – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)

3. Домашнее задание

- Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью ватной палочки.

Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности ученика, рекомендации и пожелания.

- Спасибо тебе за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет

На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.

Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора.   Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...