использования нейротехнологии в работе логопеда
консультация по логопедии (старшая группа)

Основная проблема 21 века – это сохранение и стимулирование здоровья и интеллектуального развития детей. Значительный процент воспитанников нашего дошкольного учреждения составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно дети с ТНР. Для данного контингента воспитанников характерны: системные нарушения речевой деятельности,  незрелость всех психических процессов, несформированность общей и мелкой моторики. Решение данной проблемы возможно с помощью применения нейропсихологической технологии.

Что же она из себя представляет. Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: правого и левого. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая. Левое полушарие  мыслит логически, а правое  - творчески. Совершенно понятно, что человеку нужно и то и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. А развивать их возможно  при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование «содружественных» движений двумя руками и развитие их координации. Все эти упражнения улучшают межполушарное взаимодействие.

Теоретическая основа метода нейропсихологического воздействия была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной и др.) Именно исследования этих ученых легли в основу существующего сейчас нейропсихологического подхода.

Цель: повышение результативности коррекционно-образовательного процесса посредством применения нейротехнологии, как средства стимулирования детей к различным видам деятельности, повышения эмоциональной активности, улучшение психических процессов, формирования и развития всех компонентов  речи.

Реализация цели, направлена через решение следующих задач:

  1. Проанализировать литературу о применении нейротехнологии в коррекционно - образовательном процессе.
  2. Разработать и апробировать подобранный комплекс нейроигр и пособий в работе с детьми.
  3. Создать образовательную среду для реализации поставленной цели.

2.       Выявить уровень развития детей после применения данной технологии.

Принципы работы: данная технология предполагает коррекцию нарушенных психических и речевых  процессов здоровья у детей, через использование:

- принципа доступности (использование упражнений в соответствии с возрастом детей);

- принципа систематичности (реализация метода постоянно);

- принципа оптимальности (разумно сбалансированная нагрузка);

- последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);

- комплексного воздействия на все анализаторы;

- совместного педагогического воздействия.

Хочу предложить вашему вниманию нейроигры и пособия, которые использую в своей практике. 

Была разработана серия раскрасок «Разноцветные дорожки», с учетом принципа нейропсихологических дорожек, требующих от ребенка закрашивания пальцами рук определенными цветами дорожку.

Практикую в работе с детьми «Зеркальное рисование». Что из себя представляет данный прием? Альбом «Зеркальное рисование» - это когда ребенок на чистом листе бумаги, берет в обе руки карандаши или фломастеры и старается рисовать одновременно обеими руками.

Так же ребята нашей группы любят использовать нейропсихологические прописи и рисунки со специальными заданиями в виде разных узоров для рисования двумя руками.  При помощи данных пособий ребята учатся контролировать  свою рабочую руку, развивать пространственную ориентацию, а самое главное развивают правое полушарие мозга, что в свою очередь очень важно для развития речи, начиная со средней группы.

Пособие «Веселые клеточки» развивает  зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук, ребята учатся ориентироваться на листе, что тоже очень важно.

Хочется, отметить, что перечисленные выше приемы, использую с детьми обязательно после выполнения нейродинамической гимнастики с карандашами, которую разработала  для пополнения методической копилки. Одно из любимых упражнений, которое ребята с удовольствием выполняют, это упражнение «Прокати карандаш и не урони». Нужно положить карандаш на ладонь, прикрыть его другой ладонью и прокатывать между ладонями. Сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястью.

Очень большое внимание направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук у детей. Разработана картотека пальчиковой гимнастики, согласно лексическим темам. Много нейротренажоров, кинезилогических карточек, межполушарных досок, которые очень хорошо задействуют пальцы ребенка, тем самым влияют на активизацию межполушарных связей, совершенствуют процесс развития и коррекции речи.

На индивидуальных занятиях использую массажные шарики Су Джок для выполнения самомассажа пальцев рук в игровой форме с ребенком. С помощью данных игр с шариками, кроме развития общей и мелкой моторики у детей активизируется словарь, формируются психические процессы.

Хочу обратить ваше внимание на многофункциональное пособие «Домик Сибирячка», которое направлено на развитие межполушарной связи, мелкой моторики, формирования связной речи  и лексико – грамматического строя речи у детей. Постаралась включить в данное пособие как можно больше заданий с использованием шнуровки, прищепок, нейролабиринтов, разных видов застежек.

Разработан альбом кинезиологических дорожек для развития межполушарного взаимодействия, с помощью которого у детей происходит развитие речевого слуха и восприятия, внимания. При проговаривании текста ребята  используют тактильные средства (пластилин, липучки), тем самым усиливая кинестетические ощущения.

Пособие «Бизиборд» так же является частью данной технологии. Постоянно стремлюсь найти что-то новое, современное и нетрадиционное, чтобы увлечь детей, активизировать их познавательные возможности и речевую активность.  Разработанное  пособие направлено на детей дошкольного возраста. Все игровые задания развивают мелкую моторику, кинестетические и тактильные ощущения у детей, что в свою очередь благотворно влияет на улучшение мыслительной деятельности.

Кинезиологический тренажёр, данное  игровое пособие так же направлено на развитие мелкой моторики. С помощью данного тренажера у детей активизируем работу различных отделов коры больших полушарий мозга, их взаимосвязь, совершенствуем мелкую моторику и развиваем мышление ребенка через движение.

Еще одно пособие, это межполушарные лабиринты – трафареты по лексическим темам. Ребята выкладывают на стол перед собой дидактическую картину, проходят по лабиринту, проговаривая признаки, действия с применением данной иллюстрации. При этом обводят карандашом трафарет двумя руками.  

Очень много разработано дидактических игр с нейропсихологическим подходом.

Нейропсихологическое лото «Прятки-заплатки», данное пособие направлено на формирование и закрепление зрительного восприятия, памяти, внимания и скорости реакций, развитие вышеперечисленных функций, в том числе относится к задачам нейропсихологической коррекции.

Альбом дидактических игр «Развитие пространственных представлений у детей», данное пособие предлагает множество разнообразных заданий на развитие пространственных представлений у детей. 

Комплект материалов  «Развиваем память и логическое мышление», в данном пособии  так же учитывается нейропсихологический подход к развитию и формированию памяти детей дошкольного возраста.

Речедвигательные игры на развитие межполушарного взаимодействия у детей, направлены на развитие межполушарного взаимодействия. Использование в работе с детьми речедвигательных игр и упражнений обеспечивает развитие функционального взаимодействия между речевыми процессами и моторной сферой ребенка.

В информационных центрах для детей, можно проследить присутствие технологии. В информационных стендах, в плакате правил пожарной безопасности,  плакате правила дорожного движения, большое количество различных задания с кинезиологическими дорожками, таких как «Помоги пожарным скорее добраться до пожара», «Помоги потушить пожар», ребята с помощью пальцев двух рук одновременно выполняют задания. В мини - лэпбуках много заданий с кнопками, липучками, замочками, которые развивают мелкую моторику рук детей.

Говорящая стена представлена в виде ладоней рук человека. Ребенок может использовать в виде специальных кинезиологических упражнений, таких как «Кто быстрее», «Прикоснись к ладошкам определенного цвета своими руками», «Проговори слова и выполняй движения» и др. все эти упражнения направлены на развитие общей двигательной координации, формирование  крупных содружественных движений двумя руками и развитие речи.

Сравнивая результаты педагогической диагностики детей, можно сделать вывод о том, что используемые приемы дали положительный  эффект. Проводимая планомерная и систематическая работа с воспитанниками помогла добиться  положительной динамики улучшения всех сторон речи. Так же  дети стали более активны, инициативны, работоспособны, уверены в своих силах и возможностях.

 

Обобщение и распространение опыта работы:

  • Представление на методсовете МКДОУ № 4: методической разработки серии конспектов, объединенных общей темой «Нейротренажеры для детей старшего дошкольного возраста»; защита пособия «Бизиборд»
  • Участие в III региональном заочном конкурсе методических разработак «Учитель – логопед 2022» с многофункциональным логопедическим пособием «Логодом»

 Практическая значимость:

Данный педагогический опыт может использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений, как один из способов привлечения и заинтересованности детей к различным видам деятельности, повышения эмоциональной активности, развития психических процессов, формирования и развития всех компонентов  речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_hatskevich_1.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я. Хацкевич Екатерина Александровна, учитель – логопед группы комбинированной направленности В рамках городского семинара, представляю вашему вниманию опыт работы  использования нейротехнологии в работе логопеда.

Основная проблема 21 века – это сохранение и стимулирование здоровья и интеллектуального развития детей. Значительный процент воспитанников нашего дошкольного учреждения составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно дети с ТНР. Для данного контингента воспитанников характерны: системные нарушения речевой деятельности,  незрелость всех психических процессов, несформированность общей и мелкой моторики. Решение данной проблемы возможно с помощью применения нейропсихологической технологии. 

Что же она из себя представляет. Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: правого и левого. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая. Левое полушарие  мыслит логически, а правое  - творчески. Совершенно понятно, что человеку нужно и то и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. А развивать их возможно  при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование «содружественных» движений двумя руками и развитие их координации. Все эти упражнения улучшают межполушарное взаимодействие.

Теоретическая основа метода нейропсихологического воздействия была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной и др.) Именно исследования этих ученых легли в основу существующего сейчас нейропсихологического подхода.

Цель: повышение результативности коррекционно-образовательного процесса посредством применения нейротехнологии, как средства стимулирования детей к различным видам деятельности, повышения эмоциональной активности, улучшение психических процессов, формирования и развития всех компонентов  речи.

Реализация цели, направлена через решение следующих задач:

  1. Проанализировать литературу о применении нейротехнологии в коррекционно - образовательном процессе.
  2. Разработать и апробировать подобранный комплекс нейроигр и пособий в работе с детьми.
  3. Создать образовательную среду для реализации поставленной цели.

2.        Выявить уровень развития детей после применения данной технологии.

Принципы работы: данная технология предполагает коррекцию нарушенных психических и речевых  процессов здоровья у детей, через использование:

- принципа доступности (использование упражнений в соответствии с возрастом детей);

- принципа систематичности (реализация метода постоянно);

- принципа оптимальности (разумно сбалансированная нагрузка);

- последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);

- комплексного воздействия на все анализаторы;

- совместного педагогического воздействия.

Хочу предложить вашему вниманию нейроигры и пособия, которые использую в своей практике.  

Была разработана серия раскрасок «Разноцветные дорожки», с учетом принципа нейропсихологических дорожек, требующих от ребенка закрашивания пальцами рук определенными цветами дорожку.

Практикую в работе с детьми «Зеркальное рисование». Что из себя представляет данный прием? Альбом «Зеркальное рисование» - это когда ребенок на чистом листе бумаги, берет в обе руки карандаши или фломастеры и старается рисовать одновременно обеими руками.

Так же ребята нашей группы любят использовать нейропсихологические прописи и рисунки со специальными заданиями в виде разных узоров для рисования двумя руками.  При помощи данных пособий ребята учатся контролировать  свою рабочую руку, развивать пространственную ориентацию, а самое главное развивают правое полушарие мозга, что в свою очередь очень важно для развития речи, начиная со средней группы.

Пособие «Веселые клеточки» развивает  зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук, ребята учатся ориентироваться на листе, что тоже очень важно.

Хочется, отметить, что перечисленные выше приемы, использую с детьми обязательно после выполнения нейродинамической гимнастики с карандашами, которую разработала  для пополнения методической копилки. Одно из любимых упражнений, которое ребята с удовольствием выполняют, это упражнение «Прокати карандаш и не урони». Нужно положить карандаш на ладонь, прикрыть его другой ладонью и прокатывать между ладонями. Сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястью.

Очень большое внимание направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук у детей. Разработана картотека пальчиковой гимнастики, согласно лексическим темам. Много нейротренажоров, кинезилогических карточек, межполушарных досок, которые очень хорошо задействуют пальцы ребенка, тем самым влияют на активизацию межполушарных связей, совершенствуют процесс развития и коррекции речи.

На индивидуальных занятиях использую массажные шарики Су Джок для выполнения самомассажа пальцев рук в игровой форме с ребенком. С помощью данных игр с шариками, кроме развития общей и мелкой моторики у детей активизируется словарь, формируются психические процессы.

Хочу обратить ваше внимание на многофункциональное пособие «Домик Сибирячка», которое направлено на развитие межполушарной связи, мелкой моторики, формирования связной речи  и лексико – грамматического строя речи у детей. Постаралась включить в данное пособие как можно больше заданий с использованием шнуровки, прищепок, нейролабиринтов, разных видов застежек.

Разработан альбом кинезиологических дорожек для развития межполушарного взаимодействия, с помощью которого у детей происходит развитие речевого слуха и восприятия, внимания. При проговаривании текста ребята  используют тактильные средства (пластилин, липучки), тем самым усиливая кинестетические ощущения.

Пособие «Бизиборд» так же является частью данной технологии. Постоянно стремлюсь найти что-то новое, современное и нетрадиционное, чтобы увлечь детей, активизировать их познавательные возможности и речевую активность.  Разработанное  пособие направлено на детей дошкольного возраста. Все игровые задания развивают мелкую моторику, кинестетические и тактильные ощущения у детей, что в свою очередь благотворно влияет на улучшение мыслительной деятельности.

Кинезиологический тренажёр, данное  игровое пособие так же направлено на развитие мелкой моторики. С помощью данного тренажера у детей активизируем работу различных отделов коры больших полушарий мозга, их взаимосвязь, совершенствуем мелкую моторику и развиваем мышление ребенка через движение.

Еще одно пособие, это межполушарные лабиринты – трафареты по лексическим темам. Ребята выкладывают на стол перед собой дидактическую картину, проходят по лабиринту, проговаривая признаки, действия с применением данной иллюстрации. При этом обводят карандашом трафарет двумя руками.  

Очень много разработано дидактических игр с нейропсихологическим подходом.

Нейропсихологическое лото «Прятки-заплатки», данное пособие направлено на формирование и закрепление зрительного восприятия, памяти, внимания и скорости реакций, развитие вышеперечисленных функций, в том числе относится к задачам нейропсихологической коррекции.

Альбом дидактических игр «Развитие пространственных представлений у детей», данное пособие предлагает множество разнообразных заданий на развитие пространственных представлений у детей.  

Комплект материалов  «Развиваем память и логическое мышление», в данном пособии  так же учитывается нейропсихологический подход к развитию и формированию памяти детей дошкольного возраста.

Речедвигательные игры на развитие межполушарного взаимодействия у детей, направлены на развитие межполушарного взаимодействия. Использование в работе с детьми речедвигательных игр и упражнений обеспечивает развитие функционального взаимодействия между речевыми процессами и моторной сферой ребенка.

В информационных центрах для детей, можно проследить присутствие технологии. В информационных стендах, в плакате правил пожарной безопасности,  плакате правила дорожного движения, большое количество различных задания с кинезиологическими дорожками, таких как «Помоги пожарным скорее добраться до пожара», «Помоги потушить пожар», ребята с помощью пальцев двух рук одновременно выполняют задания. В мини - лэпбуках много заданий с кнопками, липучками, замочками, которые развивают мелкую моторику рук детей.

Говорящая стена представлена в виде ладоней рук человека. Ребенок может использовать в виде специальных кинезиологических упражнений, таких как «Кто быстрее», «Прикоснись к ладошкам определенного цвета своими руками», «Проговори слова и выполняй движения» и др. все эти упражнения направлены на развитие общей двигательной координации, формирование  крупных содружественных движений двумя руками и развитие речи.

Сравнивая результаты педагогической диагностики детей, можно сделать вывод о том, что используемые приемы дали положительный  эффект. Проводимая планомерная и систематическая работа с воспитанниками помогла добиться  положительной динамики улучшения всех сторон речи. Так же  дети стали более активны, инициативны, работоспособны, уверены в своих силах и возможностях.

Обобщение и распространение опыта работы:

  • Представление на методсовете МКДОУ № 4: методической разработки серии конспектов, объединенных общей темой «Нейротренажеры для детей старшего дошкольного возраста»; защита пособия «Бизиборд»
  • Участие в III региональном заочном конкурсе методических разработак «Учитель – логопед 2022» с многофункциональным логопедическим пособием «Логодом»

 Практическая значимость:

Данный педагогический опыт может использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений, как один из способов привлечения и заинтересованности детей к различным видам деятельности, повышения эмоциональной активности, развития психических процессов, формирования и развития всех компонентов  речи.

Сейчас предлагаю вам просмотр непосредственно образовательной деятельности с детьми с применением нейротехнологии в образовательном процессе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование крупотерапии в работе логопеда

Работая логопедом в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности,...

Использование ИКТ в работе логопеда ДОУ

Использование ИКТ как средство повышения эффективности логопедической работы в ДОУ....

Использование крупотерапии в работе логопеда

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка.   Именно поэ...

Использование ребусов в работе логопеда

Материал представлен в виде презентации, содержащей небольшой теоретический аспект, а также  практический материал по темам "Город", "Школьные принадлежности", "Буква Й", Буква Р"....

Использование ИКТ в работе логопеда

Письменный отчёт учителя логопеди об использовании ИКТ...

Сообщение из опыта работы "Использование ИКТ в работе логопеда"

Сообщение из опыта работы для районного методического объединения учителей-логопедов...

нейротехнологии в работе логопеда

выступление логопеда из опыта работы...