нейротехнологии в работе логопеда
материал для подготовки к егэ (гиа) по логопедии (старшая группа)

Храмцова Лилия Юрьевна

выступление логопеда из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mo_hramtsova_l.yu_._40.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование нейротехнологий и нейроигр в работе учителя-логопеда».

Учитель-логопед МБДОУ д/с №40

Храмцова Л.Ю.

С каждым годом детей с речевыми нарушениями становится все больше, а структура речевых нарушений  все сложнее.  Самым главным и волнующим вопросом для меня стал: «Как же ускорить процесс становления и развития речи детей?» Это побудило меня к поиску дополнительных методик решения проблемы.  Изучив, работы нейропсихологов я решила остановиться на нейропсихологическом подходе.

Почему именно нейропсихология?

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.

В свою работу я стала включать игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать слухоречевое внимание детей; развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных нейропсихологических технологий является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики в системе логопедических занятий состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально в условиях подготовительной группы.

Данные игры я рекомендую использовать и родителям воспитанников, еженедельно мы отправляем видеоотчёты и рекомендации по использованию нейробики в домашних условиях, мною разрабатывается методичесский сборник рекомендаций по использованию нейроигр родителям в домашних условиях.

Практическая часть:

 Уважаемые коллеги, сейчас предлагаю вам  ознакомиться с упражнениями  нейродинамической гимнастики, который можно выполнять, как и детям, так и взрослым и которые я использую в своей работе.

«Лиса и заяц», «Кулак-ребро-ладонь», «колечки» – это всем знакомые упражнения, с которых мы начинаем знакомство детей с нейрогимнастикой, постепенно упражнения усложняются, добавляется речевое сопровождение в виде стихотворения, чистоговорок. Ускоряется темп выполнения движений и добавляется музыкальное сопровождение.  В начале каждого логопедического занятия, предлагаю детям выполнить нейрогимнастику, а речевку выбираю  связанную  с лексической темой недели.

Выполняя нейрогимнастику, мы развиваем подкорковые структуры, связи между корой и подкорковыми структурами мозга, налаживаем и тренируем связи между полушариями. Особенно она необходима деткам, у которых есть неврологические заболевания,  так как у таких детей некоторые мозга уже испытывают  дефецит развития, который нужно пополнять. Это как дом, где поврежден фундамент. Очень важно чтобы он был крепким. А фундамент нашей психики – это развитые по возрасту и нормально функционирующие зоны мозга.

На коррекционно-развивающих занятиях использую  нейротанцы и нейроупражнения Рината Каримова, Фортунатова Мартемьяна.

Предлагаю педагогам выполнить нейрогимнастику, показ видио нейрогимнастики с детьми.

Кинезео упражнения на этапе автоматизации и диффренциации звуков.

  Зачем  использовать кинезео упражнения на логопедических занятиях?

Итак, когда логопед поставил звук ребенку, то в голове ребенка  формируется новая  нейронная связь. Так как информация   - постановка и автоматизация звука совершенно новая для него. Вначале становления эта нейронная связь очень хрупкая и при малейшем раздражителе эта новая нейронная связь разрушается, стирается. Логопеду необходимо максимально ее закрепить, чтобы она осталась в сознании ребенка. Поэтому все больше логопеды приходят к тому, что автоматизировать поставленный звук лучше в движении.  Используя моторные программы, решая когнитивные задачи. Здесь очень хорошо подходят упражнения для развития межполушарных связей.

Хочу предложить вашему вниманию нейроигры и пособия, которые я использую в своей практике.

«Графомоторные дорожки» двуручное действие. В ходе выполнения синхронизируется работа двух полушарий, развивается мелкая моторика рук и их координированные движения. Можно использовать для автоматизации звуков. Использую фрутокрышки, и предлагаю детям двигать ими разными пальчиками.

 « Нейроклассики» развитие мелкой моторики, укрепляем  межполушарные связи, логического мышления, усидчивости,  работа над ритмом.

«Веселые перчатки» использую для закрепления названий  и дифференциации действий пальцев рук, а так же в работе над  автоматизацией и дифференциацией звуков речи.

Так как многим детям тяжело контролировать одновременное правильное звукопроизношение и движение руками, использую упражнения в которых совмещаем дифференциацию звуков, моторную программу, темпо-ритмическую сторону речи

«Кнопки переключалки» работа над автоматизацией звуков в речи, развитие пальцевого праксиса, зрительного и слухового внимания, логического мышления, укрепляем межполушарные связи.  (разработка irish_kulish).

«Игры со стаканчиками» автоматизация звука. Развитие кистевого праксиса, двуручная деятельность, зрительно-моторная кооординация, пересечение среденей линии тела,

«Сортировщик». Перекрестные движения руками при проговаривание дифференцируемых звуков.

«Квазиомонимы- Нейрокарточки».

- похожие по звучанию слова или в этих словах разный лишь один звук. Помогают: развивать фонематический слух, автоматизировать звук, удерживать произволное внимание, развивать кистевой и пальцевый праксис.

«Цветные кружочки». Развитие внимания, контроля, усидчивости, пространственного восприятия. А также использую эту игру для дифференциацию звуков «С-Ш», «З-Ж».

«Нейрозарядка» с использованием камешков марблс. Развитие пространственное восприятие, память, мышление, моторику, межполушарное взаимодействие.  Усложняем задания подключая речевой материал на звуки требующие автоматизации.

«Ритмы»

«Зеркальное выкладывание стрелок с направлением, кубиков, букв».

-расставь стрелочки в зеркальном отражении;

- поставь кубики, как я

- назови букву и расставь правильно цвета

"Буквы, цветной маникюр". Работает неведущая рука. Закрепление графического образа звука -буквы, развитие зрительного внимания.

 «Игры с цветными карандашами» развитие пространственного мышления и ориентировки в пространстве (изучение и закрепление понятий лево, право, верх, вниз), работа над предлогами, цветовосприятие.

Заключение:

Двигательные и речевые центры находятся рядом, при отсутствии между ними дорожки из нервных импульсов, такая связь нарушается. Одним словом, нет движений, нет хорошей речи. Чтобы получить хорошую речь нужно постараться прокачать моторную зону головного мозга в этом отлично помогают нейроупражнения.

Использование нейротехнологий в логопедическую практике позволили   сделать   мою работу более продуктивной и эффективной. Нейроигры и упражнения предотвращают утомление детей, повышают эмоциональный тонус, эффективность запоминания речевого материала, способствуют развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики, развитию координации движений, поддерживает у детей с различной речевой патологией двигательную активность, повышают эффективность логопедической работы в целом. Дети в восторге, стараются выполнять все упражнения и на занятия ходят с удовольствием. В результате применения данных игр в моей работе мониторинг уровня речевого развития детей выявил повышение эффективности коррекционно- развивающего процесса.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Работа логопеда с дизартриками (выступление на Школе молодого логопеда)

Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия    Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.  МБДОУ №65 г Белгород Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждо...

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

Нейротехнологии в работе учителя-логопеда

Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) п...

использования нейротехнологии в работе логопеда

Основная проблема 21 века – это сохранение и стимулирование здоровья и интеллектуального развития детей. Значительный процент воспитанников нашего дошкольного учреждения составляют дети с ограни...

КОНУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «С чем работает логопед или что входит в работу логопеда?»

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Об этом поговорим в консультации....