методический материал "Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем"
методическая разработка по логопедии

Анна Анатольевна Роменская

"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetrad_vzaimod.docx57.9 КБ

Предварительный просмотр:

       Сентябрь  1  неделя     Лексическая тема: Фрукты. Сад.

1.

Развитие мелкой моторики  «Мы делили апельсин».

Мы делили апельсин – покрутить сжатым кулачком левой руки

Много нас, а он один – поднять указательный палец, остальные сжаты

Эта долька для ежа – отогнуть мизинец левой руки,

Эта долька для чижа – отогнуть безымянный палец.

Эта долька для утят – отогнуть средний палец,

Эта долька для котят – отогнуть указательный палец,

эта долька для бобра – отогнуть большой палец.

А для волка – кожура! - похлопать в ладоши.

Он сердит на нас – беда!- соединить ладошки- лодочкой( пасть волка), постучать кончиками пальцев друг о друга

2.

Массаж биологически активных точек лица «Огород».

Ба-ба-ба – на крыше труба - провести всеми пальцами по лбу от середины к ушам.

Бу-бу-бу - надо чистить трубу - кулачками массировать крылья носа.

Бы-бы-бы - валит дым из трубы - растереть ладонями ушки сверху – вниз.

Всех зовем на новоселье - кончиками пальцев массируем щеки

Начинается веселье – хлопаем в ладоши.

3.

Развитие артикуляционной моторики

Непослушный язычок         Котята лакают молоко               Сердитая кошка

Лопатка                                  Чистим зубки                               Качели

Иголочка                               Убрали крошечку                         Лошадка

Грибок                                   Чашечка                                  Вкусное варенье

4.

Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Ежик гуляет» - определение места звука (А, У, И- начало – конец слова)

2. Упражнение «Прохлопай слова» (деление слов на слоги)

3. Упражнение «Подбери букву к картинке» -закрепление гласных букв.

4. Упражнение «Какое слово получилось?» (А,У), (И,А), (М,А), (М,А,К), (С,О,К). 5.Упражнение «У кого больше фруктов?» (навык слогового анализа слов). Стр.86

5.

Развитие лексико-грамматических процессов

 1.Игра «Что изменилось?»- развитие зрительного внимания.

2.Игра «Где яблоко»- употребление предлогов НА, В, ПОД (ПАД).

3. Игра с мячом «Поможем ежику»- образование относительных прилагательных. Стр. 81

4. Игра «Назови ласково» - образование сущ.-х и прил-х  с уменьшительными суффиксами. Стр. 76

5.Игра «1, 3, 5,». Согласование числительных с существительными

6.

Развитие связной речи

 1.Игра «Угадай-ка» (составление загадок-описаний о фруктах).

 2. Заучивание загадок о фруктах.

Октябрь 1 неделя

Лексическая тема: «ОСЕНЬ».

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где-то лето!

Идут по кругу, взявшись за руки.

Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню.

Поднять руки, делая взмахи кистями.

Смотрят по сторонам в «бинокль».

2. Развитие мелкой моторики

Дождик, лей, лей, лей!

На меня

И на людей.

Сядем мы под грушкой

И накроемся подушкой.

Потряхивания кистями обеих рук.

Прижать ладони к груди.

Обе руки вытянуть вперёд.

Руки положить на бёдра.

Скрестить ладони на голове.

3. Развитие артикуляционной моторики

Непослушный язычок         Котята лакают молоко               Сердитая кошка

Лопатка                                  Чистим зубки                               Качели

Иголочка                               Убрали крошечку                         Лошадка

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1.Упр-ние «Прохлопай слова». Упр-ие в передаче ритмического рисунка слова.

2. Дифференциация слов «Кто это? Что это?»

3. Звуковой анализ и синтез гласных сочетаний (ау, уа, аио, уои и.п.)

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

1. Подобрать слова, отвечающие на вопросы что делает? Что делают?

Осень что делает? (приходит, наступает, начинается…) Птицы что делают? (улетают…)

Дождь? (идёт, капает, стучит…)  Тучи?  Трава?  Ветер?

2.  Подобрать признак к предмету по теме «Осень»

Солнце осенью какое? (тусклое…) Листья осенью какие? (жёлтые, красные, коричневые)

Трава осенью какая? Небо осенью какое? Дождь осенью какой? Ветер? День? Земля?

3.  Подобрать слова, отвечающие на вопросы «что делает?», «что делают?» по теме «Осень».
Например:
осень (что делает?) приходит, наступает, начинается...

птицы — ...        тучи — ...        животные-...        ветер — ...

дождь — ...        трава — ...        деревья — ...        листья — ...

4.         Игра «Подбери признак» по теме «Осень». Например: солнце (какое?) тусклое...

листья — ...        небо — ...        земля — ...        облака — ...

трава — ...        дождь — ...        день — ...        ветер — ...

6. Развитие связной речи

1. Составить описательный рассказ об осени с использованием схемы.

2. Отгадывание загадок по лексической теме.

3.Чтение стихотворений   об осени.

       Октябрь 3  неделя     Лексическая тема: Лес. Грибы. Ягоды.

1.

Развитие мелкой моторики  «Мы делили апельсин».

  Этот пальчик в лес пошёл,             Массируют поочерёдно пальчики,

 Этот пальчик гриб нашёл,                                    начиная с мизинца.

 Этот пальчик чистить стал,

   Этот пальчик жарить стал,

   Этот пальчик все съел,

   Оттого и потолстел.

2.

Массаж биологически активных точек лица «Огород».

Раз-два-три по дорожке мы пошли – растирают ладонями щеки вверх-вниз

Ти-ти-ти – куда же нам пойти? – поглаживают лоб от середины к центру.

Ать-ать-ать- в лес отправимся гулять – оттягивают мочки ушей вниз.

Ать-ать-ать- будем прыгать и скакать – постукивают согнутыми пальцами по лицу.

3.

Развитие артикуляционной моторики

Непослушный язычок         Котята лакают молоко               Сердитая кошка

Лопатка                                  Чистим зубки                               Качели

Иголочка                               Убрали крошечку                         Лошадка

Грибок                                   Чашечка                                  Вкусное варенье

4.

Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Определение места звука (А,У,И- начало – конец слова)

2. Упражнение «Прохлопай слова» (деление слов на слоги)

3. Упражнение «Подбери букву к картинке» -закрепление букв. М, Т, П

4. Упражнение «Какое слово получилось?» (А,У), (И,А), (М,А), (М,А,К), (С,О,К).                                                                                                                  

5.

Развитие лексико-грамматических процессов

  1.  Игра «Назови ласково». Малина — малинка, черника, голубика, брусника, клюква. И т.д.
  2. Игра «Сосчитай». Одна лисичка, три лисички, пять лисичек; сыроежка, груздь, подберезовик.
  3. Игра «Почему так называется?» Объяснить смысл слов: подберезовик, подосиновик.

4. Игра «Иголочка — листик». Дифференциация: хвойные — лиственные деревья.                                                                                                                                 5.Игра «Где малинка»- употребление предлогов НА, В, ПОД (ПАД).                                                 6. Упражнение «Соберем семейку». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).] Гриб, лес.

6.

Развитие связной речи

 1.Составление описательных рассказов о ягодах и грибах.

 2. Заучивание: На кустах и на кусточках,

На больших болотных кочках

Ягоды растут в лесу,

Быстро зреют на весу.

Н. Нищева

Сентябрь 2 неделя     Лексическая тема: Овощи. Огород

1.

Развитие мелкой моторики  «Овощи».

Вырастала репка желтая и крепкая   стучим кулачок о кулачок

Перед домом свекла                         поочередно сжимаем руки в кулачки

 Смотрит прямо в окна                  соединить кончики пальцев с большими пальцами

                                                          обеих рук «бинокль».

И морковки урожай                         потереть ладонь о ладонь

Сладкой, сочной – собирай!      выполнить движение «фонарики».

2.

Массаж биологически активных точек лица «Огород».

   Огород у нас в порядке — кончиками пальцев массаж щек.

Мы весной вскопали грядки - ребром ладони растирают лоб 

Мы пололи огород,         -        массаж мочек ушей

  Поливали огород.          -    постукивание подушечками пальцев по лицу.

3.

Развитие артикуляционной моторики

Непослушный язычок         Котята лакают молоко               Сердитая кошка

Лопатка                                  Чистим зубки                               Качели

Иголочка                               Убрали крошечку                         Лошадка

Чашечка                                  Вкусное варенье

4.

Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Я найду слова везде…» - закрепить понятие «слово».

2. Игра «Выдели звук». Выделять начальный звук в словах: окунь, окна, обруч, осень с дальнейшей характеристикой.

3. Звуковой анализ и синтез слога ОП.

4. Игра «Слушай, повторяй». Ап - оп - уп; уп - ап - оп. И т.д.

5.

Развитие лексико-грамматических процессов

 1.Игра «Чего не стало?»- употребление существительных в форме Р.п. в ед. и мн. числе

2.Игра «Веселый мотылек»- употребление предлогов НА, С, ЗА, НАД

3. Игра с мячом «Что делать?»- активизация словаря глаголов. Стр. 53

4. Игра «Назови ласково» - ум. -ласк. суффиксы

5.Игра «1, 3, 5,». Согласование числительных с существительными: один помидор, три помидора, пять помидоров, и т.д.

6.

Развитие связной речи

 1. Составление рассказов-описаний об овощах по схеме.

 2. Заучивание загадок об овощах

  Сентябрь 3 неделя Лексическая тема: «Я люблю свой город».

Развитие мелкой моторики «Наш город»

Есть местечко на земле     (загибают пальцы по очереди                                                                                                            Где легко и мирно мне       на каждую строчку, начиная с мизинца)                                                                                                        Я не скрою: это мой                                                                                                      Малиновский родной                                                                                                                       С каждым днем все чище, краше                                                                                           Потому что в нем живет     (сжимаем и разжимаем пальцы)                                                                                      Замечательный народ         (знак кистями рук «класс») 

Массаж биологически активных точек лица «Поселок».

Почему я люблю свой посёлок?      пальцы «грабельками»,

Потому, что он нравится мне.          проводят по лбу от середины к вискам

Потому, что он мой,                       Прямыми движениями                                                   Он мне дорог                                   сверху –вниз поглаживаем щеки.

Нет другого такого нигде!           кончиками пальцев массажируем щеки

Развитие артикуляционной моторики

1.Непослушный язычок         2.Котята лакают молоко               3.Сердитая кошка 4.Лопатка                                5. Иголочка                                     6. Чашечка                                        7.Вкусное варенье                  8.Лошадка                                      9. Грибок                        10.Молоток                             11.Барабан

Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Упражнение «Раздели на слоги»

2.Игра «Кто как голос подает?»

4.  Упражнение «Кто скорее?»

Развитие лексико-грамматических процессов

1.Игра «Назови свой адрес» (уточнение домашнего адреса)

2.Игра «Какое здание?». (образование относительных прилагательных здание из кирпича –кирпичное, блоков, бревен, дерева и т.д.).                  

3.Упражнение «Какой дом?». (много этажей- многоэтажный; один этаж- одноэтажный; 2 -.,3-…,5-….

4.Упражнение «Какая, какой?»  (подбор прилагательных к слову город                       ( улица, дом, детский сад).

Развитие связной речи

Составление описательных рассказов о Краснодаре, своем доме.

Сентябрь 4  неделя     Лексическая тема: Детский сад.

1.

Развитие мелкой моторики «Игрушки».

Посмотрите в магазине все игрушки на витрине – хлопают в ладоши.

Заводные зайчики - поочередно загибают пальцы рук, начиная с большого пальца

Куколки и мячики-

Пушистые котята-

Матрешки, медвежата –

Все на полочках сидят – сжимают и разжимают пальцы рук

С нами поиграть хотят – хлопки в ладоши.

2.

Массаж биологически активных точек лица «Городок игрушек».

Возле двух лесных дорог – поглаживаем лоб от середины к вискам.

Прямо на опушке – массируем указательными пальцами крылья носа.

Есть волшебный городок – растираем ладонями уши вверх – вниз.

Где живут игрушки – гладим уголки губ по направлению к ушам.

3.

Развитие артикуляционной моторики

Непослушный язычок         Котята лакают молоко               Сердитая кошка

Лопатка                                  Чистим зубки                               Качели

Иголочка                               Убрали крошечку                         Лошадка

Грибок                                   Чашечка                                  Вкусное варенье

4.

Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

 А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше, чем у других. К,а,ко,ку, пу,пы и т.д.

2. Игра «Разложи картинки». [Развитие фонематических представлений (повтори за мной).

5.

Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра с мячом «Семейка слов».  (образование однокоренных слов).]

 Будем подбирать слова, похожие на слово игрушки, и бросать друг другу мяч. (играть, игрушечка, игра, игровой)

2.Игра «Чего не хватает?» (употребление существительных множественного числа в форме родительного падежа).]                                                                                                                                                    3. Игра с мячом «Назови ласково».  (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

4.  Игра «Четвертый лишний». [Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи.]

6.

Развитие связной речи

 1. Игра «Отгадай-ка» Составление  загадок-описаний  по схеме.

Октябрь 2 неделя. Лексическая тема: «Хлеб»

Ветерок спросил, пролетая: 

- Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят!

Бегут по кругу на носочках, руки на поясе.

Меняют направление бега.

Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.

Два наклона к носочкам.

2. Развитие мелкой моторики

Каша в поле росла,

К нам в тарелку пришла.

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке —

Всем дадим по ложке.

Поднимают руки вверх, шевелят пальчиками.

Приседают, «шагают» пальчиками

Встают, мешают указательным

пальцем правой руки в ладошке левой.

Загибают по одному пальчику на

обеих руках на каждое название.

Развитие лексико-грамматического строя речи

1. Игра с мячом «Какая каша?» (образование относительных прилагательных)

Каша из гречи — какая? ..., гречневая, из пшена - … (пшенная), из манки — какая ...(манная), из риса - ...(рисовая).

2. Игра "Цепочка" От куда хлеб пришел?   (Из магазина) В магазин от куда попал? (Из пекарни) Что делают в пекарне? (Пекут хлеб) Из чего пекут хлеб? (Из муки) Из чего мука?

(Из зерна) Откуда зерно? (Из колоса) Откуда пшеница? (Выросла в поле) Кто вырастил пшеницу? (Агроном, хлебороб, )

3. «Назови признак» Хлеб какой? - пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т.д.

4. Игра «Сосчитай» - одно зернышко …,два.., три…, пять зернышек и т.д. (колос, кукуруза, урожай, стебель, початок)

5. Упражнение «Из чего - какой?» хлеб пекут из пшеницы - хлеб пшеничный, лепешки из ржи - …(ржаные), печенье из овсяной муки - … (овсяное), масло из кукурузы - …(кукурузное).

6. Игра: «Придумай родственное слово» - хлеб – хлебница, хлебный, хлебушек, хлеба, хлебороб, хлебец, хлебцы, хлеборезка, хлебопродукты, хлебозавод, хлебопекарня, нахлебник, хлебобулочный.… (пшеница, овес, рожь)

7. Игра: «Один – много» (множественное число существительных): батон – батоны колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …
8.
Игра: «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа): батон – нет батона колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …
9. Изменить слово хлеб в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).

Я знаю пословицу о ... . Мама купила пшеничный... Дети едят суп с... . Ваня пошел в магазин за... . Я не люблю есть суп без... . У меня дома нет... .

Развитие связной речи

1. Выучить и уточнить значение пословиц:

Хлеб – всему голова. Хорошо трудиться – хлеб уродится. Что посеешь, то и пожнешь.

2. Заучивание стихов о хлебе.

Октябрь 4 неделя     Лексическая тема: Лес. Деревья

Развитие мелкой моторики  «Осенние листья.».

Раз, два, три, четыре, пять.               Загибают пальчики с большого                                              Будем листья собирать                     сжимают и разжимают кулачки                                            Листья березы                                                                                                                                      Листья рябины,                                                    загибают                                                                    Листья тополя,                                                       пальчики                                                                      Листья осины,                                                    с большого                                                                         Листики дуба мы соберем                                                                                                                               Маме осенний букет отнесем           «шагают» средним и указательным  пальчиками                                                                        

Массаж биологически активных точек лица «».

Дождик, лей, лей, лей!

На меня

И на людей.

Сядем мы под грушкой

И накроемся подушкой.

Развитие артикуляционной моторики

Непослушный язычок         Котята лакают молоко               Сердитая кошка

Лопатка                                  Чистим зубки                               Качели

Иголочка                               Убрали крошечку                         Лошадка

Развитие фонетико-фонематических процессов

1) «Сколько?» Сказать, сколько раз произнесён звук [а, у,]: «О (1); О-О; О-О-О; О-О; О-О-О»

2) Разделить слова на части (слоги), хлопая в ладоши «Сколько в слове частей?»:                     «Дуб, клён, ель, сос-на (2), и-ва (2), ёл-ка (2), то-поль (2), о-си-на (3), бе-рё-за (3), ря-би-на (3)».

3) Игра «Я найду слова везде….» - закрепить понятие «слово».

Развитие лексико-грамматических процессов

 1) Игра с мячом «Назови ласково». Дети и воспитатель стоят в кругу. Воспитатель называет любое дерево, например: «Береза», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет дерево ласково: «Березка, березонька...»— и возвращает мяч логопеду. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.

 2) Назовите листочек этого дерева: «У дуба лист дубовый, у берёзы - …, у рябины - …,

у осины - …, у клёна - …, у тополя - …, у ивы - …»

3) Воспитатель выставляет на доску пары картинок с изображениями деревьев и выдает каждому ребенку карточку, с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: На полянке растут одна береза и два дуба.

Развитие связной речи

 Чтение рассказа Спор деревьев    Заспорили деревья промежду собой: кто из них лучше. Дуб говорит: - Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрит, листья у меня вырезанные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою. Услышала яблоня, как дуб хвастает и молвила: - Не хвастай много, дубище, ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.  «Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает: - Погодите», -говорит, - похваляться; вот придет зима, будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было. Я им печки топлю и избы строю. Воспитатель: - Назовите героев сказки   - Так, о чем спорили деревья?   - Чем хвастался дуб?  - Что говорила яблоня?  - Что рассказывала сосна?  - Кто же из деревьев важнее?  - Почему?  - Какую пользу приносят нам : дуб, яблоня и сосна?

       Ноябрь 1 неделя     Лексическая тема: Домашние животные.

1.

Развитие мелкой моторики «Котята».

Родились у нас котята:         (дети загибают пальцы                                                          Раз, два, три, четыре, пять.     на руке, начиная с большого).                                           Раз – котенок самый белый,                                                                                              Два – котенок самый смелый,                                                                                            Три – котенок самый умный,                                                                                                 А четвертый самый шумный,                                                                                            Пять – котеночек мохнатый,                                                                                             Любят все его ребята.

2.

Массаж биологически активных точек лица «Кто чем доволен».

Довольна корова своими телятами – поглаживаем лоб от середины к вискам

Овечка довольна своими ягнятами – массируем основание бровей

Кошка довольна своими котятами – поглаживаем уголки губ к ушам

Кем же довольна свинья? Поросятами – пощипываем щеки

А я довольна своими ребятами – поглаживаем шею движением сверху – вниз

3.

Развитие артикуляционной моторики

Непослушный язычок         Котята лакают молоко               Сердитая кошка

Лопатка                                  Чистим зубки                               Молоток

Иголочка                               Убрали крошечку                         Лошадка

Грибок                                   Чашечка                                  Вкусное варенье

4.

Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

 Что получилось? В,а; во, ви, ву, вы; м,а,к; к,о,т; и,в,а.

2. Игра «Разложи картинки».  

3.Развитие навыков звукового анализа (определение места звука «о» в слове).

4. Звуковой анализ и синтез: зонт

5. Игра  сложи букву». [Закрепление пройденных звуков]

5.

Развитие лексико-грамматических процессов

1. «Счет животных и их детенышей». Согласование сущ. с числительными.

Одна овца – две овцы – пять овец

Один ягненок – два ягненка – пять ягнят и т.д.  

2. «У кого – кто?». Образование сущ.-х с ум. -ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе.  У лошади – жеребенок (жеребята) и т.д.

3. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.

Папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок, детеныши – котята и т.д.

4.. «Кто где живет?». Употребление предложного падежа сущ-х.

 Лошадь живет (где?) – в конюшне; корова – в хлеву; собака – в будке;

свинья – в свинарнике; овца – в овчарне.

5. «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?».

Образование притяжательных прилагательных.

У собаки хвост – собачий, лапа – собачья, ухо - собачье, глаза – собачьи 

6.

Развитие связной речи

1. Пересказ «Воробей»

Ноябрь  2  неделя     Лексическая тема: Дикие животные.

1.

Развитие мелкой моторики «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом.    (дети загибают пальцы на обеих руках    по одному пальцу на каждое двустишие).                                                     Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.                                                        Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.                                                           Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.                                                                  Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.                                                          Есть у каждого свой дома, всем тепло, уютно в нем.                                               (удары ладонями и кулачками поочередно). 

2.

Массаж биологически активных точек лица «Звери».

Серый волк бежит по лесу – гладим лоб от середины к вискам всей ладонью,

А за ним бежит лиса – массируем щеки круговыми движениями,

Поднялись у них трубой два пушистеньких хвоста – массируем уши движениями сверху вниз.

А у елки на пригорке – массируем крылья носа указательными пальцами

Спрятался зайчишка в норке – потягиваем вниз мочки ушей.

3.

Развитие артикуляционной моторики

Непослушный язычок         Котята лакают молоко               Сердитая кошка

Лопатка                                  Чистим зубки                               Молоток

Иголочка                               Убрали крошечку                         Лошадка

Грибок                                   Чашечка                                  Вкусное варенье

4.

Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

 Что получилось? В,а; во, ви, ву, вы; м,а,к; к,о,т; и,в,а.

2. Игра «Разложи картинки».  Развитие фонематических представлений (звук и в словах).

3.Развитие навыков звукового анализа (определение места звука «и» в слове).

4. Звуковой анализ и синтез: иволга

5. Игра с сложи букву». [Закрепление пройденных букв]

5.

Развитие лексико-грамматических процессов

 1. «Счет животных и их детенышей». Согласование сущ-х с числительными.

Один олень – два оленя – пять оленей

Один олененок – два олененка – пять оленят и т.д.

2. «У кого – кто?». Образование сущ-х с ум.-ласкательн. суффиксами  в ед. и мн. числе.  У белки – бельчонок (бельчата) и т.д.

3. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.

Папа – волк, мама – волчица, детеныш – волчонок, детеныши – волчата и т.д.

4.   «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?».

Образование притяжательных прилагательных.

У волка хвост – волчий, лапа – волчья, ухо - волчье, глаза – волчьи

 и т.д. с остальными животными.

6.

Развитие связной речи

1. Составление описательных рассказов.

       Ноябрь 3 неделя     Лексическая тема: Я и моя семья.

1.

Развитие мелкой моторики «Мамин помощник».

Мамин труд я берегу – массируем каждый палец правой руки левой рукой

Помогаю, чем могу.

Нынче мама на обед - массируем каждый палец левой руки, правой рукой

Наготовила котлет.

И сказала: - сжимаем и разжимаем кулачки

«Слушай, выручи, покушай!»

Я поел немного, - хлопаем в ладоши

Разве не подмога?

2.

Массаж биологически активных точек лица «Апельсины».

На базаре папа с сыном покупали апельсины – гладим кончиками пальцев лоб от середины к вискам,

И решили в парке сесть апельсины эти съесть - массируем круговыми движениями щеки.

Сын довольный и счастливый – потягиваем мочки ушей вниз

И с улыбкой на лице – гладим кончиками пальцев уголки губ по направлению к ушам.

Потому что в апельсинах, витамины А, В, С – массируем виски круговыми движениями

3.

Развитие артикуляционной моторики

Непослушный язычок         Котята лакают молоко               Сердитая кошка

Лопатка                                  Чистим зубки                               Качели

Иголочка                               Убрали крошечку                         Лошадка

Грибок                                   Чашечка                                  Вкусное варенье

4.

Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

 А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше, чем у других. М, а. Что получилось? мо, ми, му, мы

2. Игра «Разложи картинки».  Развитие фонематических представлений (звук М в словах).

3.Развитие навыков звукового анализа (определение места звука «м» в слове).

4. Звуковой анализ и синтез: кит, кот, дом.

5. Игра с мячом «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие ловкости.]

5.

Развитие лексико-грамматических процессов

1. «Договори предложение» Я ем и папа ... (ест), (пою, шьет, готовит, играет, пилит, строгает).                                                                                                                  2. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме) (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка, дядя, тетя).                                                                                                                                 3.Какое слово лишнее? (почему?) Бабушка, бабулечка, бабочка, бабуля. Дочь, дочка, дочиста, дочурка. Мама, соседка, бабушка, дочка. Мама, папа, доктор, сын.

6.

Развитие связной речи

 1. Игра «Расскажи» Составление описательного о членах семьи.

       Декабрь 1 неделя     Лексическая тема: Зима.

1.

Развитие мелкой моторики «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять - загибают пальчики, начиная с большого пальца                                                              Мы во двор пошли гулять - «идут» указательным и средним пальчиками                  Бабу снежную лепили – сложив ладони лодочкой «лепят».                                                                                                         Птичек крошками кормили –пальцы щепотью, перебирают ими (крошат)                                               С горки мы потом катались -  ведут указательным пальцем  правой руки по ладони  левой руки; меняют руку.                                                                                                                                                                                                                                        А еще в снегу валялись -  поворачивают ладошки.                                                                                   Все в снегу домой пришли -  отряхивают ладошки.                                                                          Съели суп, и спать легли  - движения воображаемой ложкой; руки под щеку

2.

Массаж биологически активных точек лица «Снег».

Как на горке снег, снег, - гладим кончиками пальцев лоб от середины к вискам,

И под горкой - снег, снег. - массируем круговыми движениями щеки.                         И на елке – снег, снег. - потягиваем мочки ушей вниз                                                                 И под елкой – снег, снег. - гладим кончиками пальцев уголки губ по направлению к ушам.                                                                                                                                           А под снегом спит медведь.

Тише, тише … Не шуметь! - массируем виски круговыми движениями.

3.

Развитие артикуляционной моторики

Непослушный язычок         Котята лакают молоко               Сердитая кошка

Лопатка                                  Чистим зубки                               Молоток

Иголочка                               Убрали крошечку                         Лошадка

Грибок                                   Чашечка                                  Вкусное варенье

4.

Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

 Что получилось? т,а; то, ти, ту, ты

2. Игра «Разложи картинки».  Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [т]— [ть] в словах).

3.Развитие навыков звукового анализа (определение места звука «т» в слове).

4. Звуковой анализ и синтез: кит, кот, дом.

5. Игра с мячом «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие ловкости.]

5.

Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра с мячом «Семейка слов».  (образование однокоренных слов).]

 Будем подбирать слова, похожие на слово снег и бросать друг другу мяч. (снежинка, снегурочка, снегопад, снежный, снегирь)

2.  «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

 Снег – много снега (зима, мороз, лед, звезда, день, узор, ночь, снежинка, снеговик, санки, буря, вьюга, стужа, холод, дерево, забава).

3.Упражнение «Большие и маленькие». (согласование   прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами). красные носы, а у маленьких снеговиков красненькие носики. У больших снеговиков черные глаза.                                                                                     4.Игра с мячом «Скажи наоборот».  (употребление антонимов).]

6.

Развитие связной речи

1. Пересказ «Зима»

Индивидуальная работа

Фамилия, имя ребенка

воспитатель

понедельник

1.

2.

3.

4.

5.

вторник

1.

2.

3.

4.

5.

среда

1.

2.

3.

4.

5.

Четверг

6/8

1.

2.

3.

4.

5.

пятница

1.

2.

3.

4.

5.

Список литературы

1.О.С.Гомзяк «Говорим правильно»

2.Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007. - 704 с.

ТЕТРАДЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И

ВОСПИТАТЕЛЯ

СТАРШАЯ ГРУППА ОНР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации учителю-логопеду и воспитателям логопедической группы

Коррекционные игры, применяемые при изучении лексических тем...

Положение о методическом объединении учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка-детский сад №15 «Семицветик»

В документе отражены: общие положения фуекционирования МО, цели, задачи и содержание, формы деятельности методического объединения. Освящены вопросы организации деятельности, а также права и обязаннос...

Методическая разработка учителя-логопеда. Рекомендации воспитателям. «Развитие речи через игру во время прогулки».

В данной методической я разработала игры,которые могут применять в своей практике воспитатели, и через игру развивать речь детей!...

Методические рекомендации учителя-логопеда для воспитателей подготовительной группы

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе ДОО...

методические рекомендации учителя - логопеда по планированию работы воспитателя в группе компенсирующей направленности

рекомендации по планированию ежедневной работы воспитателя по лексической теме...