план восстановления речи
учебно-методический материал по логопедии

Соловьева Владлена Витальевна

Материал по восстановлению речи на примерах больных афазией с прилагаемым наглядным материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vosstanovleniya.docx914.82 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ АФАЗИИ

                                    воспитатель Соловьева Владлена Витальевна

план восстановления речи больных при различных формах афазии

(с наглядным материалом)

ФИО  ХХХХ

Дата рождения 10.05.1947г.

Ведущая рука Правая

Жалоб не предъявляет.

Объективно на момент обследования

Контактен. Не ориентирован во времени и пространстве, в себе.

Обращенную речь понимает частично. Простые устные инструкции выполняет не все. Требуется повторения задания. Не доступно выполнение сложных инструкций. Не понимает флективные и сравнительные конструкции. Диалогическая речь нарушена из-за  трудности понимания вопроса.

Собственная речь нарушена. Многоречив. В речи литеральные и вербальные парафазии, аграмматизм. Повторная речь нарушена. Возможно повторение хорошо знакомых слов, наблюдаются искажения Нарушена функция называния. Наблюдаются замены слов, звуковые искажения.  Затрудняется в повторении сложной фразы. Фонематический слух нарушен.

При составлении фразы по сюжетной картинке возможно называние отдельных действий. Нарушена функция чтения. Возможно глобальное чтение. Пересказ недоступен. Нарушено письмо под диктовку. Списывает с единичными ошибками.

Логопедическое заключение – сенсорная афазия.

План восстановления речи.

1 стадия. На первой стадии обучения решается задача затормаживания обильной и непродуктивной речи больных с сенсорной афазией. Основной задачей коррекционной работы при сенсорной афазии является восстановление фонематического восприятия и понимания простейших речевых инструкций (например, подними руку). Работа опирается на сохранные оптическую и кинестетическую систему: применяют неречевые формы работы: списывание коротких слов с картинок, жесты.

Методы, переключающие внимание больного с речи на другие виды деятельности позволяют накопить обиходный пассивный словарь больного и оживить сферу зрительных образов. Здесь полезны любые виды невербальной деятельности:

Метод классификации предметных картинок.

Изначально проводится показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным или иным признакам. Картинки контрастны по длине слов, подписаны, например,

Предлагаем ответить на вопросы/выбрать картинку: где собака, где мебель, кто лает,  кто охраняет дом, кого дрессируют, на чем сидят, что ремонтируют… Параллельно ведется работа по восприятию звучания слов в процессе списывания.

«Разложи карточки» Предлагается разложить карточки с предметными картинками в соответствии с их классификацией (например, мебель, одежда, посуда и т.д.)

«Четвертый лишний» Инструкция: посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу".

https://studfile.net/html/2706/228/html_axaANQxhU2.1kI4/img-P3VIQP.jpg

Метод счетных операций (любая работа с цифрами и числами).

Произведите данные действия:

2+3=

3-2=

5-3=

5-2=

6+1=

7+1=

7+2=

7-1=

8+1=

9-1=

1+2=

3+3=

4+4=

4+3=

5+4=

Метод рисования по образцу и по слову. Нарисуйте рисунок по данному образцу и словам:

 https://oir.mobi/uploads/posts/2022-09/thumbs/1663289707_27-oir-mobi-p-romashka-cherno-belaya-krasivo-42.pnghttps://konspekta.net/poisk-ruru/baza15/2271135694510.files/image002.jpghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674660027_gas-kvas-com-p-konturnii-risunok-nozhnitsi-9.png

https://konspekta.net/poisk-ruru/baza15/2271135694510.files/image006.jpg

 

 

 

 

 

1. лист клена

2.ножницы

3.гриб

4.цветок

5.ложка

6. вилка

2 стадия. Задачей этого этапа является обучение больных слушанию речи. С этой целью применяются методы, способствующие сначала пониманию общего смысла и содержания звучащего текста, затем предложений и только потом слов.

Метод «введения в контекст», который направлен на создание состояния ожидания у больного, на создание установки и готовности к слушанию текста определенного содержания. Он же создает и нужное эмоциональное состояние больного.

а) больному сообщается, о чем сейчас будет идти речь, о чем будет прочитан рассказ (например, «о природе, животных и растениях Севера, о суровом климате»);

б) затем текст медленно и выразительно прочитывается. Перед больным лежат три сюжетные картинки, одна из которых соответствует тексту, другая — близкая к нему, третья — нейтральная;

в) задача больного  - выслушать, понять прочитанный рассказ и найти соответствующую картинку. Точно также позже проводится работа над пониманием отдельных предложений. Сначала предложения берутся из уже прослушанных и знакомых больному текстов, а затем работа ведется над пониманием новых предложений.

Пример: «Черёмуха»

Сочувствуя поваленной березе, я отдыхал на ней и смотрел на большую черемуху, то забывая ее, то опять с изумлением к ней возвращаясь: мне казалось, будто черемуха тут же на глазах одевалась в свои прозрачные, сделанные как будто из зеленого шума, одежды: да, среди серых еще не одетых деревьев и частых кустов она была зеленая, и в то же время через эту зелень я видел сзади нее частые белые березки. Но когда я поднялся и захотел проститься с зеленой черемухой, мне показалось, будто сзади нее и не было видно березок. Что же это такое? Или это я сам выдумал, будто были березки, или, или черемуха оделась в то время, как я отдыхал.https://st1.stpulscen.ru/images/product/068/642/256_big.jpghttps://xn--90ahp.xn--80aikl5af8e.xn--p1ai/assets/images/default/1303/smorodina-chernaya-pamyat-vavilova-4.jpghttps://stihi.ru/pics/2016/06/13/7650.jpg

«Метод аналитического прослушивания текста». Больному медленно и выразительно зачитывается текст, и он должен сказать, о чем идет речь (или показать соответствующую картинку), и затем подсчитать количество предложений в тексте, анализирует каждое из них по содержанию и показывает смысловую часть рисунка, соответствующую ему.

Пример «Галка и голуби»

Галка увидала, что голубей хорошо кормят,— выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забылась и закричала по-галчьи. Тогда ее голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались ее оттого, что она была белая, и тоже прогнали.

https://iknigi.net/books_files/online_html/117692/i_017.jpghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/12/03/k_5de6ca7f9970e/530094_2.jpeghttps://pbs.twimg.com/media/FNipjc7XwAAzSAn.jpg

Кроме того, на втором этапе проводим занятия, стимулирующие понимание  ситуативной фразовой речи.

Просим пациента ответить на ситуативные вопросы короткими словами «да» или «нет» или утвердительным или отрицательным жестом.

Вас зовут Иван?

Вас зовут Мария?

Вы мужчина?

Вы женщина?

Вы работаете?

У вас есть дети?

У вас есть внуки?

Вы работаете?

Вы пенсионер?

Вы живете в городе?

Вы живете в деревне?

Ваша деревня большая?

Вы ходили сегодня гулять?

Вы сегодня обедали?

Далее предлагаем выполнить короткие простые устные инструкции:

Поднимите руку. Возьмите карандаш. Снимите очки. Подойдите к окну. Расстегните пуговицу. Откройте тетрадь. Закройте глаза. Возьмите со стола ручку. Положите ручку рядом с тетрадью. Откройте тетрадь. Возьмите стакан. Возьмите графин. Налейте воду в стакан. Попейте воды.

На этом же этапе осуществляется работа на улавливание смысловых искажений и деформированных по смыслу простых фраз: 

Рыба летает.

Птица плавает.

Собака лает.

Собака мяукает.

Мальчик ел воду.

 Мальчик пил хлеб.

Зимой жарко.

Летом идёт снег.

Мышка поймала кошку. Кошка поймала мышку.

Фонарь освещается улицей. Улица освещается фонарем.

Девочка спряталась за дерево. Дерево спряталось за девочку.

3 стадия. Восстановление фонематического слуха.

- Метод формирования слоговой структуры слова. Берем картинки со словами одинаковой слоговой структуры, но разными по звучанию. Например, са-мо-лет, па-ро-ход

https://media.1istochnik.ru/attachments/istochnik/publications/11/111517/large_1639253517-a2f7803d25.jpeghttps://sportishka.com/uploads/posts/2022-03/1646872077_25-sportishka-com-p-parokhod-v-more-turizm-krasivo-foto-31.jpg

- Используем слова с одинаковой слоговой структурой и разными по звучанию первыми (лук-жук) или последними звуками (лес-лев), и предлагают больному выбрать картинку со словом, начинающимся или кончающимся на тот или иной звук. Обращаем внимание больного, на то, что разные слова могут начинаться или заканчиваться на одну и ту же букву.https://biouroki.ru/content/f/716/15.png

https://img2.freepng.ru/20180316/ove/kisspng-darkling-beetle-free-content-dung-beetle-clip-art-free-insect-photos-5aabf9d6769650.6942156715212200544857.jpg

 

https://img5.goodfon.ru/wallpaper/nbig/3/fc/priroda-les-derevia-12.jpg

http://inspiremurals.com/wp-content/uploads/2017/01/lion-wall-sticker.jpg

-  Предлагаем больному списать слова и подчеркнуть заданную  букву, например, О: МОЛОКО, ЛОЖКА, СЛОН, КОТ, ДОРОГА…

- Предлагаем вставить пропущенную букву с опорой на наглядность (используем картинки)

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/08/24/s_5d60dbe67b449/1195108_1.png

- Осознанное и дифференцированное выделение фраз из текста и слов из фразы. Анализ текста. Из прочитанного текста больной должен выделить по отдельности все фразы и выполнить следующие задания:

а) каждую из фраз соотнести с соответствующим местом на сюжетной картинке,

б) подсчитать количество слов в каждой фразе,

в) соотнести каждое слово из этих фраз с соответствующими элементами сюжетной картинки.

Работа ведется на материале, знакомом больному, вызывающем положительные эмоции. Объем текста — не более 3—7 предложений, длина предложений — от 3 до 5 слов. Работа проводится не более чем на 7—10 текстах, которые сначала резко отличаются по содержанию и лексическому составу. И только позже, возвращаясь к этому методу, используются 7—10 новых текстов, которые близки по содержанию и лексике, с тем, чтобы затруднить дифференцировку восприятия текстов, предложений и слов и их понимание и тем самым способствовать восстановлению дифференцированного понимания.

Пример. На столе стоял кувшин с молоком. Кошка Мурка бежала за мышкой. Мышка прыгнула на стол. Кошка прыгнула за мышкой. Молоко опрокинулось.

https://cdn.tasteatlas.com/images/ingredientgroups/75eead62c30d4b77a39288a7fd3ba05b.png?h=120&w=120https://cdn.tasteatlas.com/images/ingredientgroups/75eead62c30d4b77a39288a7fd3ba05b.png?h=120&w=120https://cdn.tasteatlas.com/images/ingredientgroups/75eead62c30d4b77a39288a7fd3ba05b.png?h=120&w=120

https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-03/1646200865_52-kartinkin-net-p-kartinki-stola-64.pnghttps://kartinkin.net/uploads/posts/2022-03/1646200865_52-kartinkin-net-p-kartinki-stola-64.pnghttp://clipart-library.com/images/piodGG6ET.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=8eac800aac347317628d481e17738fd3-4885197-images-thumbs&n=13

Восстановление дифференцированного и константного восприятия звуков речи.

 На этом этапе работа со звуком должна стать предметом специального осознанного действия, анализа.

Методы постепенно усложняющихся классификаций: проводится работа над классификацией предметов по написанному слову (позже — по звучащему). Например, больным предлагается разложить картинки в разные группы: «овощи» и «транспорт». После отработки умения слышать и понимать отдельные слова проводится работа над вычленением начальных звуков, т. е. звуков, с которых начинаются слова-наименования картинок (картинки берутся те же самые, а позже другие). перед больным выкладываются три буквы, резко отличающиеся друг от друга — Б, Л, Ц (позже  -  оппозиционные Б - П,

Д -  Т и др. ). Больной должен лежащие перед ним предметные картинки разложить в группы в соответствии с начальной буквой, с которой начинается название картинки. Затем к оптическому образу буквы присоединяется ее звучание, и больной выполняет с картинками те же операции («оптико-акустическая классификация»). Позже больному дается лишь звучание буквы (звук), по которому он должен произвести операцию классификации («акустическая классификация»). Картинки во всех трех модификациях метода одни и те же, и предъявляемые буквы и звуки также не меняются. После отработки первых трех звуков переходят к следующей паре или тройке звуков. Картинки также меняются в соответствии с новыми звуками. Этот метод заканчивается рядом упражнений: записыванием отработанных звуко-букв и соответствующих им слов, чтением, нахождением отрабатываемых звуков и слов по слуховому образцу в тексте, нахождением по слуховым образцам соответствующих картинок, зарисовыванием этих предметов и т. д.

Метод соотнесения звука с его артикуляцией » посредством опоры на оральный образ. Эта работа ведется обязательно с опорой на предметную картинку. Перед больным лежит предметная картинка и ставится задача — опознать звук, с которого начинается слово, обозначающее картинку.

• Посмотрите на картинку.

• Вспомните название предмета.

• Посмотрите, как произносится первый звук этого слова (педагог беззвучно артикулирует звук).

• Найдите среди лежащих букв соответствующую букву.

• Закройте глаза, ощупайте букву.

• Произнесите этот звук.

• Посмотрите в зеркало и снова произнесите этот звук.

• (Этот же звук подается с магнитофона). Узнайте этот звук и найдите соответствующую букву.

Позднее больному дается уже более сложная программа операций, направленная непосредственно на восстановление узнавания звучащей речи.

1. Послушайте внимательно слово.

2. Найдите соответствующую картинку.

3. Посмотрите, как произносится первый звук этого слова.

4. Прослушайте его звучание.

5. Произнесите этот звук. Смотрите на губы педагога и в зеркало.

6. Снова прослушайте звучание звука.

7. Найдите соответствующую букву.

 Восстановление письменной речи.

- Эффективным приемом при сенсорной афазии является списывание текста, которое дает больному возможность подыскать в уме нужное слово, согласовывая его с другими.

- Раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;

- Письмо слов, слогов и букв по памяти;

Параллельно ведется восстановление чтения.

-  «Озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (больной читает «про себя», а педагог вслух);

- Выработка связи «фонема — графема» путем выбора заданной буквы и слога по названию.

- Письмо букв и слогов под диктовку.

Коррекция экспрессивной устной речи.

Для уменьшения многословности пациенту предлагаем упражнения по построению предложений из заданного ограниченного количества слов. Проводим анализ и исправление допущенных пациентом грамматических искажений.

ФИО  ХХХХ

Дата рождения 7.1.1944 г.

Ведущая рука Правая. 

На момент обследования правосторонний гемипарез

Жалобы на произносительные трудности.

Объективно на момент обследования

Контактен. Ориентирован во времени, пространстве и в себе. Собственная речь нарушена. Речь бедная. Фраза простая. Наблюдается поиск артикулем. Звуковые искажения, аграмматизм.

Обращенную речь понимает. Имеются затруднения в осмыслении слов с переносным значением. Понимает логико-грамматические, флективные, инвертируемые  конструкции.

В диалогической речи возможны ответы словами «да», «нет», либо односложно. Ответы на вопросы носят стереотипный характер. Автоматизированный счет до 10 и обратно сохранен. Наблюдаются отдельные произносительные трудности. Испытывал трудности при произнесении дней недели. Произносительные трудности  в повторении сложных слов, сложной фразы. Функция называния нарушена (сохраняются произносительные трудности). Фраза по сюжетной картинке возможна только с помощью наводящих вопросов, сохраняются произносительные трудности.  Возможно чтение отдельных коротких слов. Сохранено чтение про себя. При чтении сложных слов, предложений возникают литеральные парафазии. Пересказ отсутствует. Письмо грубо нарушено. Возможно списывание отдельных простых слов. Возможно выполнение счетных операций в пределах 10. Задание выполнялись левой рукой.

Объем артикуляционных движений снижен. Наблюдаются поиски артикуляционной позы. Затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Нарушение орального праксиса.

Логопедическое заключение - афферентная моторная афазия.

План восстановления речи.

В процессе восстановления главной опорой служит доступность непроизвольной речи за счет непосредственной связи данных областей коры головного мозга с подкорковыми отделами. Именно поэтому восстановление идет от непроизвольного уровня к произвольному. Задачами коррекционно-педагогической работы при афферентной моторной афазии является преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса, что обеспечивает преодоление аграфии, алексии, а затем и восстановление развернутого устного и письменного высказывания.

1 стадия. Восстановление орального праксиса в сочетании с  профессиональным, медицинским массажем всего тела:

- зондовый массаж органов артикуляции;

- мимическая гимнастика (сначала с помощью логопеда, затем самостоятельно);

- пальчиковая гимнастика (сначала с помощью логопеда, затем самостоятельное разминание пальцев здоровой рукой);

- дыхательная гимнастика (формирование речевого дыхания);

- звукоподражания;

- психологические беседы с объяснением механизма возникновения недуга, плана работы над болезнью.

Результат: больной самостоятельно, произвольно открывает – закрывает рот, глаза; произносит гласные звуки А, У, Э, О, И с помощью логопеда в формировании артикуляционных поз; надувает воздушный шар; произносит звуковые и слоговые звукоподражания (кроме слогов с согласными звуками).

2 стадия. Растормаживание речевых функций на основе старых речевых стереотипов с отхлопыванием речевого ритма (логопед начинает, больной продолжает или заканчивает):

- счёт, называние месяцев, времён года, дней недели;

- договаривание знакомых фраз, пословиц, поговорок;

- пение знакомых песен;

- декламирование знакомых стихов;

- психологические беседы о необходимости постоянной тренировки не только в процессе реабилитационных занятий, концентрации силы воли.

Результат: больной с помощью и самостоятельно воспроизводит знакомые тексты песен, стихов, «крылатых» выражений, непроизвольно (случайно и не всегда) отвечает на вопросы словом.

Далее работаем над произнесением звуков, звуко-буквенным анализом слова. Логопед вместе с больным произносят слова, а затем и устойчивые выражения; чтение автоматизированных рядов; чтение и запись под диктовку отдельных звуков; складывание слов из разрезной азбуки.

Далее-работа над отраженным произнесением слов. С помощью диалога работаем над ситуативным пониманием речи и вызываем на ответы.

– Ты хочешь есть?

– Есть, да.

– Ты есть будешь?

– Буду.

– Ты будешь суп?

– Буду суп.

Задание – выбери все круглые/квадратные/треугольные  предметы:

https://placepic.ru/wp-content/uploads/2022/02/28-768x544.jpeg

Задание «Четвертый лишний». Из лежащих на столе картинок выбери лишний, почему ты так решил?

https://i.pinimg.com/originals/6c/1d/a8/6c1da8b8247d675e58a94e23054a0879.jpghttps://i.pinimg.com/originals/6c/1d/a8/6c1da8b8247d675e58a94e23054a0879.jpg

Задание: составь целое из частей.

https://schtirlitz.ru/800/600/https/mishka-knizhka.ru/wp-content/uploads/2018/10/pazly9.jpghttps://topuch.com/kniga-soderjit-podrobnoe-izlojenie-hoda-podgruppovih-logopedic-v2/653312_html_3c1962d39918acd9.png

Задание: разложи предметы по определенным свойствам (классификация), например: деревянные и железные

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=baa914cdb4c1ad91a1d240e5fac7d55765f59ff2-5505041-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=baaafeaa84e61f523dd9ef5b18bfe06d83c1eb59-8310741-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=68845cabba54c46f613b3f716f175900151a1886-8497233-images-thumbs&n=13https://tdstroitel.ru/images/detailed/68/570735new.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=dba400a8371ced4593c71bd2be7fe6be7a4e94c9-8177770-images-thumbs&n=13https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-5/6432545513.jpghttps://raduga-live.ru/images/foto/LES_Man/ushki/90s-03so-10.jpghttps://www.millionpodarkov.ru/incoming_img/telegraf-spb.ru/10016531.jpg

Задание: дорисуй предмет.

https://mypresentation.ru/documents/38068d7e9c6838d05b5eb2ef4cb4e9b0/img45.jpg

Все эти методы направлены на растормаживание моторной стороны соответствующих слов и предложений, на основе актуализации в предметной деятельности значений и смысла предметов, с которыми больной работает. Также можно использовать домино, шашки, шахматы, игру в предметное лото.

3 стадия. Работа над произвольностью речевого высказывания:

- произвольное прочтение 1 гласной буквы; сочетания 2 - 3 - 4 гласных букв;

https://topuch.com/prakticheskoe-zadanie-3-module-obshaya-metodicheskaya-organiza-v3/722645_html_2eb50250fc499d70.pnghttps://topuch.com/prakticheskoe-zadanie-3-module-obshaya-metodicheskaya-organiza-v3/722645_html_2eb50250fc499d70.png

- прочтение и выкладывание карточек с заданными 1 - 2 - 3 буквами;

- произвольное прочтение слов из 2 - 3 - 4 букв;

- произвольное воспроизведение слов (существительных, глаголов) из 1 - 2 - 3 слогов с одинаковой, разными гласными;

- самостоятельный выбор ответа из вопроса типа: хочешь кашу или борщ? (- Кашу);

- формирование слоговой структуры слов;

- анализ гласной в односложных словах типа: КОТ, ДОМ;

- договаривание слога в словах: бере (за, коро (ва);

- -вставь пропущенную букву «Л»:

...ИСА, ...ЕТО, …ЕС, БЕ…КА, Х…ЕБ, КАШЕ…Ь, БО…ОТО, ПО…ЛКА, …ИТР, …ОШАДЬ, ГАЗЕ…Ь, …ОБ.

- психологические беседы о необходимости продолжения борьбы с болезнью.

Результат: больной произвольно прочитывает гласную, сочетание гласных букв (1 - 4, с помощью карточек выкладывает заданную последовательность из гласных букв; выбирает слово из вопроса для ответа. Но эти достижения непостоянны: есть трудности в нахождении правильного положения артикуляционных органов с целью произнесения речевого звука или звуков; больной путает буквы, слова часто заканчивает только при подсказке 1-го слога.

ФИО  ХХХХ

Дата рождения 20. 10.1941г.

Ведущая рука Правая. На момент обследования правосторонний гемипарез

Жалобы на трудности понимания логико-грамматических конструкций.

Объективно на момент обследования: контактен. Испытывает трудности в ориентации во времени и в себе. Обращенную речь понимает. Тексты, содержащие логико-грамматические конструкции, понимаются с трудом. Нарушено понимание  значений пространственных предлогов и отдельных морфем.

Собственная речь логически и грамматически правильная. Способен участвовать в ситуативном диалоге. Автоматизированная речь сохранна. Повторная речь доступна. Функции называния и обобщения сохранны. Испытывает затруднения при назывании чисел после 100.

Пишет, читает, пересказывает. Трудности в выполнении вычислительных операций с переходом через 10.

Логопедическое заключение - семантическая афазия.

План восстановления речи.

В-первую очередь решается задача по преодолению пространственной апрактоагнозии.

Помощь по преодолению семантической афазии опирается на контроль всех сохранных анализаторных систем (зрение, слухоречевую память), а главное -  на сохранную линейную организацию устной речи. 

1 стадия. Преодоление зрительного гнозиса. Дифференциация предметных картинок, фигур, предметов.

Задание на узнавание нарисованных геометрических фигур. Например, среди множества фигур найти фигуры в форме круга/квадрата/треугольника. Далее – срисовывание заданных фигур, рисование их по памяти.

Задание: конструирование по образцу фигур из счетных  палочек/кубиков. Сначала без речи, затем присоединяется речевая инструкция, например, положи одну палочку вверх, одну палочку положи вверх и т.д.). При этих же заданиях параллельно отрабатываются понятия меньше-больше, темнее - светлее и другие сравнительные понятия с опорой на взаимоотношения реальных предметов или элементов конструкций, которые выполняются больным.

Задание:  - назови, что это? Показываем картинку.

                 - покажи, где собака (молоток, мяч…и тд..)?

https://topuch.com/prakticheskoe-zadanie-3-module-obshaya-metodicheskaya-organiza-v3/722645_html_58348200d5642618.jpg

СОБАКА

МОЛОТОК

КОНЬ

ЧАСЫ

ГУСЬ

МЯЧ

После этих упражнений переходят к восстановлению осознания схемы своего тела, его положения в пространстве, осознания его связи и зависимости от элементов пространства. Здесь выполнение наглядных инструкций (рисованных схем передвижения больного в пространстве) сменяется выполнением рисованных схем с речевым обозначением направлений движения, а затем — выполнением среди движений в пространстве по речевой инструкции (Идите вперед. Поверните направо. Идите назад. Сверните налево. И др.).

- разбор схемы тела на картинке с переносом на себя,

https://topuch.com/prakticheskoe-zadanie-3-module-obshaya-metodicheskaya-organiza-v3/722645_html_907726d8dbd5b686.jpg

Преодоление основных первичных дефектов пространственного гнозиса, лежащих в основе нарушения речи.

Задание на осознание схемы своего тела, его положения и передвижения  в пространстве (складывание фигур животных и человека из частей, дорисовывание недостающих частей, самостоятельное рисование человека.

https://i.pinimg.com/236x/7e/71/f8/7e71f84f6da6cece5e57f52418ee7deb.jpghttps://i.pinimg.com/originals/04/ba/4a/04ba4ae30d3c2822b0e063639324b96b.jpg

Задания на ориентировку в пространстве начинаем с того, что обращаем внимание на правую руку больного так точку отсчета, затем переходим к пониманию наличия и роли правой и левой рук, правой и левой половины тела. Затем используем макет комнаты и фигурку человека. Просим выполнить различные инструкции: Поставь фигуру лицом к окну, поверни к себе, от себя… Затем даются инструкции прохождения пути на макете. Затем дается схематическое изображение с речевым обозначением направления движений. далее предлагается выполнить движения по речевой инструкции.

работа с географической картой.

- нахождение сторон света и географических объектов (реки, моря, города, страны и др.) на обычной географической карте.

На этих занятиях на наглядном примере больному предъявляются логико-грамматические обороты речи типа:  «Владивосток дальше от Москвы, чем Самара» - Какой город ближе к Москве, какой дальше?  «Самара дальше от Москвы, чем Тула, но ближе, чем Екатеринбург».

Города отыскиваются на карте, их взаимоотношения изображаются схемой с помощью стрелок. Москва — Самара — Тула — Екатеринбург.

Работа по восстановлению понимания математических знаков и простейших математических операций с помощью приемов дифференциации цифр и решения математических задач путем их сравнения.

- используем бусины с цифрами и знаками.https://bubis.ru/wa-data/public/shop/products/85/32/13285/images/22133/22133.240.JPG

Задание:  найти одинаковые цифры и знаки и отложить их.

- закрепляем понятия «минус», «плюс», решаем арифметические задачи.

Дифференциация цифр, написанных разными шрифтами. Например, https://detskiy-sad.com/wp-content/uploads/2017/01/cifry-i-predmety-3.jpghttps://xn----8sb3anctk4e.xn--p1ai/sites/default/files/tri.png

 

Анализ состава числа на предметном уровне. Больному дается задание разделить некое количество предметов, лежащих перед ним (например, 6), на 2 равные части (по 3). Рядом с заданным количеством предметов лежит карточка, на которой написано обозначающее его число 6, и стопка карточек, на которых написаны другие числа из первого десятка. Больной должен найти карточку с числом, соответствующим количеству каждой половины (3) и положить рядом с обозначаемым количеством. Затем больной записывает в тетрадь число 6 как 3 палочки + 3 палочки. Затем больному предлагается это же количество предметов разделить на 2 неравные группы — одна группа больше, а другая меньше. Опять повторяется та же серия операций, представляющая собой программу отрабатываемого действия.

Параллельно с восстановлением понимания схемы десятка нужно вести работу над называнием числа.

-  Метод связи оптического изображения числа с первой буквой его наименования. Эти буквы в свою очередь вводятся в определенные слова, эмоционально близкие и знакомые больному. Например, название числа 7 нередко восстанавливается с помощью связи изображения числа 7 с буквой С (1 — С), а числа 8 с буквой В и т.д. (табл. 1). Одновременно выделенные звуко-буквы С, В желательно ввести в близкие для больного слова, например: С — Саша — сын, В — Вера — жена и т.д.

- Метод соотнесения названия числа с его разрядным строением помогает восстановить понимание того, что в названии числа отражены все разряды и что каждый разряд имеет свое название и, наконец, что наименование разряда отражает его величину и место в разрядной сетке. Например, 125 - 100 больше 20, а 20 — больше 5. Эта работа идет обязательно совместно с восстановлением у больного понимания и количественной взаимозависимости разрядов.

2 стадия. Восстановление процесса понимания речи, ее логико-грамматических структур. Основное внимание уделяется восстановлению понимания предложных и флективных конструкций. Восстановление понимания предлогов начинается с восстановления анализа пространственных отношений предметов с постепенным абстрагированием от конкретных предметов с последующим обобщением и схематизированием этих отношений и переводом их на речевой уровень.

Задания на пространственное расположение предметов. Можно использовать предметы и картинки: карандаш на тетради, карандаш под тетрадью и т.п. Больной воспроизводит образцы. Позже операции выполняются по заданным схемам. https://i.pinimg.com/originals/13/51/d2/1351d200f2a7ae378192490715e84bdd.jpghttps://i.pinimg.com/236x/37/8a/85/378a8564b94352fb13d6d24780dc8113.jpg?nii=t

Очень полезны упражнения с сюжетными картинками, на которых изображены предметы в пространстве, положение их отмечается стрелками, которые обозначаются соответствующими предлогами, и, наоборот, вписанные в картинки предлоги больные должны обозначить соответствующими стрелками и т д.

Задание на заполнение пропущенных «пространственных элементов» во фразе: вставить пропущенные предлоги и зарисовать схему.

Например, Тапочки стоят…кроватью. Чашка стоит…столе. Дети идут…школу. Цветы поставили…вазу.  И т.д.

Задание: составление фраз со словами, имеющими пространственное значение.

- Где смотрят фильмы/спектакли/клоунов/картины

- Где покупают продукты/лекарства/очки/билеты

-Где работает продавец/учитель/библиотекарь/маляр

- С чем пекут пироги?

- С чем пьют чай?

- С чем делают бутерброд? И т.д.

3 стадия. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций.

Картинное изображение сюжета конструкции, например, мужчины пилят дрова пилой, женщина режет морковь ножом, мальчик рисует картину карандашом. Задаем вопросы:

https://us.123rf.com/450wm/nataliia2910/nataliia29102107/nataliia2910210700474/171113814-cook-healthy-food-vector-illustration-cartoon-young-girl-character-cutting-carrot-into-slices-cookin.jpg?ver=6https://img-fotki.yandex.ru/get/368408/157060903.38b/0_2e348b_ccd660be_orig.jpghttps://xn----7sbbjahy3crc0bm.xn--p1ai/images/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8/%D1%85%D1%83%D0%B4.png

Чем режут морковь, чем пилят дрова, чем рисуют картину?

Введение логико-грамматических конструкций в развернутый смысловой контекст.

Задание: составить предложение, соответствующее заданным связям между словами. Например, дается структура предложения в форме взаимосвязанных вопросов: Кто….что делает…что… чем… (Женщина поливает цветы водой)https://drasler.ru/wp-content/uploads/2019/05/%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8010.jpg

Работа над развернутым высказыванием.

- импровизация на заданную тему по серии сюжетных картинок

http://kakgovorit.ru/wp-content/uploads/2019/05/Uprazhnenie-Sostavlenie-rasskaza.jpg

Ведется работа над толкованием сложных слов, пониманием синонимов, многозначных слов, переносного значения слова, восстановление причинно-следственных связей события:

Мать накормила сына. Кто поел? Кто кормил?

Кошка родила 3 котят. Кто родился? Сколько родилось котят? Кто мать?

Я пригласила в гости друга. Кто зовет? Куда зовет? Кого зовет?

Дифференциация предложно-падежных конструкций, составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, объяснение стойких речевых выражений. Интерпретация пословиц:

- Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- Не беречь поросли, не видать и дерева.

- Дважды в год лето не бывает.

Улавливание логических и грамматических ошибок, допущенных в тексте:

- машина стоит К гаражУ.

- кошка спит В диванОМ.

- ручка упала НА столЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план развитие речи(тыл сайдыыта). средняя группа (орто болох)

СентябрьБуолар кунэТематаСыала, соруга30.09«О5уруот аьа уонна фрукталар».О5уруот аьын уонна фруктаны  сопко ааттыырын, санарарын чинэтии.Октябрь07.10"Мин дьиэ кэргэним"Дьиэ кэргэн диэн ойдобулу ч...

перспективный план "Развитие речи" ср. гр.

Перспективное планирование НОД по развитию речи в средней группе....

Перспективный план развитие речи

Перспективный план развитие речи подготовительная группа...

Перспективный план "Развитие речи"

Перспективное планирование по развитию речи в помощь воспитателю...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...