буклет "Нейроигры для детей с ТНР"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают  вследствие особенностей развития головного мозга детей.

Нейропсихологические игры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают  вследствие особенностей развития головного мозга детей.

Нейропсихологические игры это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

В ходе коррекционных занятий в мозге происходят следующие процессы:

Во-первых, развиваются двигательные зоны коры головного мозга, росту которых что-либо помешало на ранних этапах жизни ребёнка.

Во-вторых, укрепляется связь между двумя полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности.

В-третьих, движение способствует энергетической подпитке мозга, повышению умственной работоспособности и ускорению всех психических процессов.

Наконец, пока ребёнок приучается контролировать себя в движении, развиваются зоны его мозга, ответственные за планирование, программирование и контроль. Позже эти навыки пригодятся ребёнку в любой ситуации.

На что направлены нейропсихологические упражнения:

  • развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
  • развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
  • работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
  • активизация речи;
  • работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания;
  • мозжечковая стимуляция -совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка.

Нейроигры на этапе автоматизации звука.

Выкладывание узоров из камней, пуговиц одновременно двумя руками с проговариванием слогов, слов.

Нейроигра «Умные звоночки». Ребенок нажимает на звонок столько раз, сколько услышит слогов, слов.

Нейроигры с пинцетом. Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, на дифференциацию звуков в словах. Инструкция ребенку: если услышишь звук «Ж» берешь правой рукой желтый помпон, если звук «З» левой рукой – зеленый. 

Нейроупражнение «Колечко» автоматизируем звуки в слогах. Инструкция: соединяй большие пальчики с  остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ).

Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак,  звук «Ж» — ставь ладонь.  2 вариант: звук С –  кулак,  звук З - ребро, звук Ц —  ладонь.

Нейроупражнение «Ухо-нос».  Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот. Упражнение применяется при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках.

Нейроупражнение «Локоть-колено». Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Данное нейроупражнение используется при автоматизации и дифференциации звуков, также при обогащении словаря по лексическим темам.

Нейроупражнения с мячами (обычными, прыгунами, су-джок).  1 вариант: на звук «Ш» отбивай мяч правой рукой, на звук «Ж» левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук «Ш» то сверху правая рука, если «Ж» – то левая. 2 вариант: при автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая скороговорки 

Доска Бильгоу

https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/5319486/img_id2266908066243580764.jpeg/orig

Это специальный тренажёр. Задача ребёнка – удержать равновесие. Сопровождая это упражнение проговариванием речевого материала.

Игра «Пловцы». Цель: автоматизация звука на уровне слога или слова, развитие координации. Описание: Ребенок сидит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает выполнять упражнения для рук: имитация плавания, вращательные движения руками вперед, назад, и параллельно произносить поставленный звук на уровне слога или слова.

Игра «Посмотри – повтори». Цель: формирование правильного дыхания и навыка голосоведения, развитие координации, чувства равновесия. Описание: Ребенок стоит на балансировочной доске, смотрит за движениями учителя-логопеда (подняться на носочки; наклониться вперед; повороты головы) и выполняет дыхательную гимнастику; (подняться на носочки и присесть; опустить голову вперед) и выполняет голосовую гимнастику, сохраняя равновесие в процессе упражнений.

Игра «Бери и говори». Цель: практическое образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, образование относительных прилагательных, развитие диалогической речи, развитие слухового внимания, чувства рифмы, зрительно-моторной координации, моторной ловкости. Описание: Ребенок стоит на балансировочной доске наклоняется вперед, берет кинезиологический мяч, кидает его учителю-логопеду, затем ловит; учитель-логопед предлагает игры «Назови ласково», «Какой, какая, какие, какое?», «Доскажи словечко».

Игра «Задания выполняй и повторяй». Цель: автоматизация звуков на уровне слогов и слова, развитие координации, точности движений, развитие межполушарных связей. Описание: Ребенок стоит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает задания на автоматизацию звуков на уровне слога, слова с одновременным выполнением движений (поймать и кинуть логопеду мешочек обеими руками, только правой рукой, только левой рукой; поймать правой, а кинуть левой; поймать левой, а кинуть правой; самостоятельно подкидывать и ловить мешочек обеими руками, только правой, только левой, перекидывать из правой руки в левую и обратно).

Нейропрописи развивают важный навык: координацию ведущей и ведомой руки.

Вся работа таких прописей строится на трёх принципах:

  1. разнообразие;
  2. синхронность действий;
  3. работа двумя руками.

То есть мы активизируем мозг через непривычные для него действия, подключаем к одновременной работе оба полушария, укрепляем старые нейронные связи и создаём новые.

https://i.pinimg.com/originals/3d/19/76/3d197676d35eab8e6ecddcb71cfd8669.jpg

https://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/18/i_5fb50eaab95b0/php9U7ctr_10.jpeg

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11«Колосок»

http://mamasveta.com/wp-content/uploads/slide-17.jpg

Подготовила:

Морозова В.Е.

учитель –логопед

МДОУ «Детский сад №11 «Колосок»

                       

г/о Семенов, 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...