Лексико-грамматические игры и упражнения. Тема: «Почта. Профессии».
материал по логопедии (старшая группа)

Формирование навыка словообразования. Закреплять название профессий, Подбор по смыслу определений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Лексико-грамматические игры и упражнения.

Тема: «Почта. Профессии».

Словарь. Профессия, работа, дело, занятие, мастер, учитель, воспитатель, логопед, повар, продавец, медсестра, врач, парикмахер, портной, сапожник, писатель, библиотекарь, пожарный, композитор, музыкант, художник, фотограф, артист, клоун, архитектор, строитель, регулировщик, часовщик, военный, фермер, спортсмен, кассир, рыбак.

Нужный, полезный, необходимый, интересный, тяжёлый, опасный, храбрый, внимательный, добросовестный, заботливый, знающий, умелый, весёлый, опасный.

Трудиться, заниматься, учить, воспитывать, готовить, продавать, лечить, стричь, шить, чинить, ремонтировать, писать, сочинять, хранить, фотографировать, строить, регулировать, тушить, выступать, играть, веселить, разрабатывать, создавать, защищать, выращивать, ухаживать, ловить.

 Умело, внимательно, опасно.

  1. «Кто что делает?». Образование  существительных от глаголов.

Учит – учитель; строит – строитель; воспитывает – воспитатель; водит – водитель; грузит – грузчик; продает – продавец; варит – повар; убирает – уборщица; танцует – танцовщица; поёт – певица; летает – лётчик.

  1. «Подбери слово». Подбор подходящих по смыслу определений.  Лётчик какой? – Храбрый, смелый.

Учитель какой?  - Умный, добрый.

Водитель какой? -  Внимательный, осторожный.

Грузчик какой? – Сильный, могучий.

 Строитель какой? – Умелый, ловкий.

Танцовщица какая? – Талантливая, красивая, изящная.

Воспитательница какая? – Добрая, весёлая, умная.

Врач какой? – Добрый, старательный, внимательный. И  т.д.

  1. «Скажи о себе». Взрослый показывает картинки с изображением людей разных профессий, а дети по образцу составляют предложения: « Учитель учит, и  я учу». И т.д.
  2. « Кто работает на машинах?».  Формирование навыка словообразования. Закрепление названий профессий.

На тракторе работает тракторист.  На поезде работает машинист.  На машине работает шофёр.  На корабле работает капитан.  На самолёте работает лётчик. На экскаваторе экскаваторщик.  На трамвае работает водитель. На кране работает крановщик.  На ракете работает космонавт.

  1. «Кем хочет быть?».

Я хочу бать продавцом.

Я хочу быть врачом или поваром. И т.д.

  1. «Один – много».

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Учитель – учителя – учителей; врач – врачи – врачей; продавец - ……; повар - ….; и т.д.

Литература:

1. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.

2. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и развитие лексико-грамматического строя посредством языковых упражнений и словесных игр у детей 5-7 лет с ОНР».

Данный материал -  результат многолетней логопедической практики, предназначен для коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников и  проводится по следующим напр...

Фрагмент занятия по формированию лексико – грамматических представлений. Игра: «Прятки»

Повышение эффективности работы по формированию лексико – грамматического строя речи у дошкольников: является возможным, при условии целенаправленного применения системы специально подобранных иг...

Консультация «Формирование и развитие лексико-грамматического строя посредством языковых упражнений и словесных игр у детей с ОНР»

Консультация«Формирование и развитие лексико-грамматического строя посредством языковых упражнений и словесных игр у детей с ОНР»...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников по теме «Зима - Новый год»

Логопедические игры способствуют социализации детей, потому что ребенок учится взаимодействовать с педагогом и со своими сверстниками. Эти игры предполагают наличие какой-то задачи, поэтому ребенок уч...

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Речь - не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в...

Игры для развития лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Лето»

Впереди лето! Чем занять дошкольников? Предлагаю подборку речевых игр для развития лексико-грамматического строя речи на тему "Лето"...