Сингапурская система обучения
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Срывкина Алена Юрьевна

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств речи с использованием структур Сингапурской системы обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы                                                                                                                                 Школа № 1434 «Раменки»                                                                                                                                                                                               Дошкольные группы «ИСТОК»

Итоговое логопедическое занятие

по развитию лексико-грамматических средств речи                                                                           с использованием структур

СИНГАПУРСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

ТЕМА: «По следам Дюймовочки»                                                ПРЕДЛОГИ                                                                                         

Группа комбинированного вида для детей с ОВЗ

 (старший дошкольный возраст 5-6 лет)

                             

Срывкина А.Ю.                                                                                                  

Москва 2020 г.

Тема: Предлоги (итоговое занятие)

Задачи: 1. Уточнить пространственные отношения, выраженные различными    

             предлогами.                                            

               2. Закрепить умение правильно использовать в речи предлоги.                                                                          

               3. Закрепить навык составления и анализа предложений с данной

                   грамматической конструкцией.

Оборудование: презентация, символы предлогов, набор для составления схемы предложения (фронт.), карты TIC-TAC-TOE.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Включена презентация.

Л: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы свами отправимся в сказку замечательного писателя Ханса-Кристиана Андерсена. Он написал их очень много. Давайте вспомним их названия.

Дети называют 1 сказку и занимают свои места.

  1. Сообщение темы.

2 слайд.

Л: Посмотрите на экран. Вы узнаете эту сказку? (Да! Это сказка «Дюймовочка»).

Л: Кто такая Дюймовочка? (Дети: это маленькая девочка, размером с дюйм). Дюймовочка побывала в разных местах, встречала разных зверей и насекомых. Вспомним, кого она встречала на своем пути?

Дети называют персонажей сказки.

Сегодня мы отправляемся в сказку за Дюймовочкой. А помогать нам будет добрая Фея (3 слайд).

Но как же нам узнать, где была Дюймовочка? Какие слова помогают нам узнать, где находится предмет? (Д: маленькие слова).

(4 слайд).

Л: Правильно! Маленькие слова - наши верные помощники. Давайте вспомним, какие маленькие слова мы знаем.

  1. Уточнение значения предлогов. Символы.

Л: У вас на столе в корзинках лежат карточки с символами предлогов. Возьмите каждый по одной карточке. Подумайте, символ какого маленького слова изображен на вашей карточке. Кто уже догадался, покажет мне «лучики»*.

Логопед ждет, пока все дети поднимут руки. Подходит к ребенку в случае затруднения.

Сейчас по сигналу (зазвенит колокольчик), поднимите карточки с маленьким словом НА. Дети поднимают карточки вверх. 

Молодцы, все верно! Когда мы говорим маленькое слово НА? (Дети: когда один предмет находится сверху другого или лежит сверху…)

Правильно!

Теперь поднимите карточки с символом маленького слова ПОД.

Дети поднимают карточки, объясняют его значение. И т.д. с предлогами В и НАД.  

Л: Вы отлично справились и получаете первую подсказку доброй Феи.

_________________________________________________________________________

* «Лучики» - вспомогательная структура Сингапурской системы обучения для привлечения внимания коллектива «Подними руку, просигналь другим». Оригинальное название «Wi-Fi».

Логопед раздает жетоны с подсказками «ОКНО», «МАГАЗИН», «ПАРИКМАХЕРСКАЯ», «УГОЛОК ЛЕГО».

Л: Итак, мы отправляемся в путешествие. Внимание на экран.

Слайд 5.

  1. Тренировка односложных ответов.

Л: Как вы помните, Дюймовочка появилась на свет из прекрасного цветка, выросшего из волшебного семечка, которое дала Фея доброй женщине. Скажите, где стоит Дюймовочка? (Дети: на цветке).

Слайд 6.

Л: Она была столь мала, что помещалась… (Дети: на ладошке)  

слайд 7.

и могла танцевать… (на клубке). Какое маленькое слово вы говорите? (НА!).

Слайд 8.

Л: Спала Дюймовочка… (в скорлупке ореха).

слайд 9.

Л: Недалеко от дома доброй женщины жила Жаба со своим ленивым сыном. Где они жили? (в болоте). Какое маленькое слово вы говорите? (В!).

Л: Жаба решила женить своего сына и подыскивала ему подходящую невесту. И вот однажды она заглянула в открытое окно, и увидев спящую в скорлупке Дюймовочку, решила, что она как раз подходит ее сыну. И украла ее.

слайд 10.

Л: Принесла на болото и поселила на листок кувшинки. Но Дюймовочка не хотела выходить за толстого и ленивого сынка Жабы. Она горько, горько заплакала, и слезинки стали капать куда? (В воду).

слайд 11.

Вода стала соленой, это почувствовали рыбки и приплыли к плачущей Дюймовочке. Она пожаловалась им, что ее хотят насильно выдать замуж, и рыбки решили ей помочь.

слайд 12.

Они попросили рака-отшельника перекусить стебель кувшинки.

слайд 13.

Куда нырнул рак? (Под воду). Какое маленькое слово вы сказали? (ПОД).

слайд 14.

Мотыльки увезли Дюймовочку от жабы с сыном. Но мимо пролетал большой Жук. Он подхватил Дюймовочку и взлетел с ней куда? (На ветку дуба). Какое маленькое слово вы говорите? (НА).

слайд 15.

Так Дюймовочка оказалась среди насекомых.

слайд 16.

Они прилетели на бал.

слайд 17.

Жуки, гусеницы, кузнечики танцевали, весело играл оркестр.

слайд 18.

Жук представил Дюймовочку, как свою невесту. Но друзьям жука Дюймовочка совсем не понравилась. Что сказали гусеницы? (Дети: они сказали, что у нее только 2 ножки. Какой ужжжас!)

И жук оставил Дюймовочку одну в лесу.

слайд 19.

Так прожила она все лето. Посмотрите, где Дюймовочка пряталась от  дождя? (Дети: под листочком.) Какое маленькое слово мы говорим? (Дети: ПОД).

слайд 20.

И вот осень была на исходе, стало совсем холодно. Кто пожалел Дюймовочку и пустил перезимовать ее к себе? (Дети: мышь.) Ну а чтобы узнать, что же дальше произошло с Дюймовочкой, вам нужно выполнить еще одно задание и получить подсказку от Феи.

  1. Составление предложений по сюжетным картинкам. Выкладывание схемы.

Посмотрите: на мольбертах картинки.  Каждая команда должна ответить на вопрос полным предложением с нужным маленьким словом и выложить схему. Как вы обозначите маленькое слово в схеме предложения? (Дети: Треугольником!).

Л: Правильно. Команды, подойдите к своим мольбертам.

Дети подходят к соответствующим мольбертам.

Л: Вопрос для команды «Мыши». Посмотрите на картинку и ответьте: где живет мышь?

Вопрос команде «Ласточек»: Под чем лежит ласточка?

Вопрос команде «Кротов»: На чем считают кроты?

И вопрос команде «Эльфов»: Над чем летит ласточка?

Начинаем!

Звенит колокольчик. Команды выполняют задание.

Логопед проверяет задание, выдает жетоны-подсказки «ГОРШОК С ЦВЕТКОМ», «ВЕСЫ», «ФЕН», «МАШИНКИ».

Л: Выложите «подсказки» в порядке их получения. Подумайте, где вы будете искать карты?

Дети: У нас подсказки «ОКНО» и «ЦВЕТОК В ГОРШКЕ». Мы думаем, что наша карта лежит под горшком с цветком на окне.

Дети: У нас – «Уголок ЛЕГО» и «МАШИНКИ». Мы будем искать карту в уголке ЛЕГО в машинках и т.д.

В случае затруднения, логопед подсказывает. 

Л: Вы молодцы! А теперь, вперед, на поиски карт!

Дети расходятся на поиски карт.

  1. Индивидуальная работа: составление предложений по картам TIC-TAC-TOE («Крестики-нолики»).

Л: Перед вами карты: в центре символ маленького слова, в остальных квадратах – картинки. Вам нужно составить предложения. Каждый выбирает себе линию, которая обязательно проходит через центр, проводит пальчиком СВЕРХУ-ВНИЗ или СЛЕВА-НАПРАВО и составляет предложение.

Карту передаем по стрелке на вертушке. Начинают участники, сидящие напротив «Мячиков».

  1. Итог. Оценка.

Л: Вы выполнили все задания, шли по следам Дюймовочки, и теперь знаете о ней все.

_____________________________________________________________________________________________

* «Крестики-нолики» - структура Сингапурской системы обучения, оригинальное название «Tic-tac-toe», адаптированная автором для занятий с дошкольниками. В данном занятии применяется для составления предложения с заданным предлогом.

слайд 21.

Итак, где же сейчас живет Дюймовочка?

Дети: она живет в теплых краях, в волшебной стране эльфов. Дюймовочка вышла замуж за принца. А ласточка живет рядом с ней на крыше большого белого дома.

Л: А какие слова помогли нам узнать, где Дюймовочка?

Дети: маленькие слова.

Л: правильно! Вот и подошло к концу наше путешествие в сказку. Вам понравилось путешествие?

Дети: Да!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Складовая система обучения чтению по системе Зайцева (пособия по чтению складушки)

Методики раннего развития детей - методика Зайцева.Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит...

Нод по экологическому воспитанию в средней группе с использованием структур сингапурской системы обучения лНасекомые - часть живой природы¬

Нод по экологическому воспитанию в средней группе с использованием структур сингапурской системы обучения лНасекомые - часть живой природы¬...

Сингапурская методика обучения. Краткая характеристика опыта.

Сингапурская методика обучения. Краткая характеристика опыта Метод кооперативного обучения (Сингапурская методика обучения) - это вариант обучения в сотрудничестве, связанный с большим раз...

Технологии сингапурской методики обучения в ДОУ.

Для того, чтобы наши воспитанники действительно стали успешными, нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. В сингапурской методике обучения существ...

Сингапурская методика обучения

Сингапурская методика обучения. След Выготского Л.С....

Сингапурская методика обучения.

Сингапурская методика обучения. Как она работает? Ее особенности....