Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука Р"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Барашева Алёна Юрьевна

Конспект индивидуального логопедического занятия с Димой К.,

5-ти лет, с логопедическим заключением:

«ОНР (III) с дизартрическим компонентом»

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  •  закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;
  •  согласовывать существительные с числительными;
  •  закреплять навыки словоизменения существительных;
  •  уточнить представления по теме «Животные зоопарка» (названия, чем питаются).

Коррекционно-развивающие:

  •  развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);
  •  формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);
  •  развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;
  •  развивать общую координацию при подвижной речевой игре.

Предшествующая работа:

  •  разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р];
  •  развитие направленной воздушной струи;
  •  формирование (постановка) правильного произношения звука [Р];
  •  автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах,    в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;
  •  формирование умения определять  наличие звука [Р]  в словах;
  •  формирование умения определять позицию звука в слове;
  •  согласование существительных с числительными.

Оборудование:

1.Картинки-символы  артикуляционной гимнастики для звука [Р]

2.Предметные картинки по теме «Зоопарк»

- общий вид Зоопарка;

- животные со звуком [Р]  в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, морж, зебра, мартышка и другие;

- животные без звука [Р]  в названии;

- дидактическая игра «Кто чем питается».

3. Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.

4. Картинки животных для игры «1-2-5».

Ход занятия.

1. Организационный момент. Установка на занятие.

Логопед: «Здравствуй, дружок. Сегодня к нам в гости пришел жираф, его зовут Рома. Он хочет загадать тебе загадку. Послушай загадку, назови отгадку:

 Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют,

Люди в парке отдыхают.

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери.

Как мы этот парк зовём

И смотреть зверей идём?»

 Дима: «Это зоопарк.»

Логопед: «Молодец, а ты был в зоопарке? Давай создадим свой собственный зоопарк!  Наш зоопарк будет необычный. Мы поселим в нем только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р] .»

2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.

Логопед: «Все животные ждут нас на волшебной лесной полянке,

 а доберемся мы туда вот по этой тропинке.

Вышли мы на тропинку и увидели лягушку.

(Упражнение «ЛЯГУШКА» 5-7 секунд)

Пошли мы по тропинке дальше, а перед нами  - лошадка!

Сели на лошадку, взялись за поводья поехали

(упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд).

Вдруг кто-то встал у нас на пути, остановим ЛОШАДКУ,

БРРРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Кто это? Это – ИНДЮК! (Упражнение «ИНДЮК» 5-7 секунд)

А мы поскакали дальше (упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд)

Вдруг мы выехали на красивую полянку. Останови лошадку!

БРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Тишина! Дятел застучал на дереве. Сначала медленно, а теперь – быстро.

(Упражнение «ДЯТЕЛ» в медленном темпе, затем  - в быстром темпе)

Посмотри, какие красивые грибы растут на этой полянке! Соберем грибы!

Упражнение «ГРИБОК»( каждый «грибок» держать 3-5 секунд)»

3. Уточнение артикуляции звука [Р]

Логопед: «Собрали грибы, пересели на машину, поехали!Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р] : рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.»

Логопед: «Покажи, как красиво рычит мотор?»

Дима: «Р-Р-Р-Р-Р-Р»

 Логопед: «Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.»

4. Автоматизация звука [Р]  в слогах:

Логопед: «Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас ты будешь моим эхом, повтори то, что услышишь, 3 раза:

Ра-ра-ра        Ар-ар-ар      Дра-дра-дра      Гра-гра-гра

Ро-ро-ро       Ор-ор-ор      Бра-бра-бра      Рма-рма-рма

Ры-ры-ры     Ур-ур-ур      Кра-кра-кра      Рмо-рмо-рмо».

5. Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р]  в словах:

Логопед: «А мы поехали дальше, а вот и наша волшебная поляна! На поляне нас ждут разные животные. Давайте будем называть их и выбирать тех, в названии которых услышим звук [Р]:

Рысь Слон Жираф Бегемот Тигр Носорог Крокодил  Зебра Мартышка Морж».

Логопед: «Молодец, а теперь перечисли всех животных, которых ты выбрал для зоопарка, не забывай правильно произносить звук [Р].»

6. Определение позиции звука в слове.

Логопед: «Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р]  стоит в начале слова, во втором – в середине слов,  в  третьем – в конце слова.»

7. Физкультминутка.

Логопед: «Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давай рассмотрим их. Посмотри, какая красивая шкура у жирафа – она пятнистая, У кого из животных шкура тоже пятнистая?»

Дима:  «У рыси»

Логопед: «А у тигра шкура какая?»

 Дима: «Полосатая»

Логопед: «У кого из животных шкура тоже полосатая?»

Дима: « У зебры»

Логопед: «Животные предлагают тебе поиграть, послушай песенку и повтори движения за мной:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (хлопаем по всему телу ладонями)

Где?

На лбу, ушах, на шее, на локтях, (обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих  частей тела)

На носах, на животах,  коленях и носках.  А у тигра есть полоски, есть полосочки везде ( «рисуем» ребрами ладоней  полоски  по всему телу)                               

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде.            

Где?                                                                                            

На лбу, ушах, на шее, на локтях, (обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих  частей тела)

На носах, на животах, на коленях и носках.               

И у зебры есть полоски, есть полосочки везде, (движения, как для тигра)

И у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

 Где?

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.»

8. Согласование существительных с числительными. Игра «1-2-5».

Логопед: «Вот мы и приехали, давай посчитаем наших животных

Дима:

«Один жираф     Два жирафа    Пять жирафов

Один тигр          Два тигра        Пять тигров

Один баран        Два барана      Пять баранов».

9.Автоматизация звука во фразе.

Логопед: «Пришло время наших животных накормить. Посмотри на картинки и выбери, что ты дашь каждому животному. (Строим фразу «Я накормлю кого? Чем?» (если слово «накормлю» пока не получается, можно заменить на фразу «Я дам кому? Что?»))»

Дима: « Я дам мартышке банан

верблюду – траву

тигру – мясо

жирафу – веточки с листьями

моржу – рыбу

воробью – зерно

барану – траву».

 10. Подведение итогов.

Логопед: «В зоопарке наступает ночь, звери легли спать. Тебе понравился наш зоопарк?»

Дима: «Дааа»

Логопед: «Мы еще вернемся сюда.»

Логопед: «Ты сегодня хорошо поработал, красиво произносил звук [Р]. Следи за своей речью и всегда произноси звук [Р]  правильно.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Картинки-символы  артикуляционной гимнастики для звука [Р]

imageimage

«ЛЯГУШКА»                                              «ЛОШАДКА»

imageimage

«ДЯТЕЛ»                                                     «ИНДЮК»

image

«ГРИБОК»

 

 

 

 

Приложение №2

Предметные картинки по теме «Зоопарк»

image

image                   image

              ТИГР                                                 БЕГЕМОТimage           image

НОСОРОГ                                                         МАРТЫШКА

image                            image

ТЮЛЕНЬ                                                               ЖИРАФ

image                 image

ЗЕБРА                                                                         СЛОН

image                image

РЫСЬ                                                                          КРОКОДИЛ

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука [Р] в слове

 

 

imageimageimageimage

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

 

Картинки животных для игры «1-2-5»

 

 

imageimage

ТИГР                                                            БАРАН

image

ЖИРАФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnoe_logopedicheskoe_zanyatie.docx761.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с Димой К.,

5-ти лет, с логопедическим заключением:

«ОНР (III) с дизартрическим компонентом»

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  •  закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;
  •  согласовывать существительные с числительными;
  •  закреплять навыки словоизменения существительных;
  •  уточнить представления по теме «Животные зоопарка» (названия, чем питаются).

Коррекционно-развивающие:

  •  развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);
  •  формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);
  •  развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;
  •  развивать общую координацию при подвижной речевой игре.

Предшествующая работа:

  •  разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р];
  •  развитие направленной воздушной струи;
  •  формирование (постановка) правильного произношения звука [Р];
  •  автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах,    в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;
  •  формирование умения определять  наличие звука [Р]  в словах;
  •  формирование умения определять позицию звука в слове;
  •  согласование существительных с числительными.

Оборудование:

1.Картинки-символы  артикуляционной гимнастики для звука [Р]

2.Предметные картинки по теме «Зоопарк»

- общий вид Зоопарка;

- животные со звуком [Р]  в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, морж, зебра, мартышка и другие;

- животные без звука [Р]  в названии;

- дидактическая игра «Кто чем питается».

3. Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.

4. Картинки животных для игры «1-2-5».

Ход занятия.

1. Организационный момент. Установка на занятие.

Логопед: «Здравствуй, дружок. Сегодня к нам в гости пришел жираф, его зовут Рома. Он хочет загадать тебе загадку. Послушай загадку, назови отгадку:

 Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют,

Люди в парке отдыхают.

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери.

Как мы этот парк зовём

И смотреть зверей идём?»

 Дима: «Это зоопарк.»

Логопед: «Молодец, а ты был в зоопарке? Давай создадим свой собственный зоопарк!  Наш зоопарк будет необычный. Мы поселим в нем только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р] .»

2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.

Логопед: «Все животные ждут нас на волшебной лесной полянке,

 а доберемся мы туда вот по этой тропинке.

Вышли мы на тропинку и увидели лягушку.

(Упражнение «ЛЯГУШКА» 5-7 секунд)

Пошли мы по тропинке дальше, а перед нами  - лошадка!

Сели на лошадку, взялись за поводья поехали

(упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд).

Вдруг кто-то встал у нас на пути, остановим ЛОШАДКУ,

БРРРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Кто это? Это – ИНДЮК! (Упражнение «ИНДЮК» 5-7 секунд)

А мы поскакали дальше (упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд)

Вдруг мы выехали на красивую полянку. Останови лошадку!

БРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Тишина! Дятел застучал на дереве. Сначала медленно, а теперь – быстро.

(Упражнение «ДЯТЕЛ» в медленном темпе, затем  - в быстром темпе)

Посмотри, какие красивые грибы растут на этой полянке! Соберем грибы!

Упражнение «ГРИБОК»( каждый «грибок» держать 3-5 секунд)»

3. Уточнение артикуляции звука [Р]

Логопед: «Собрали грибы, пересели на машину, поехали!Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р] : рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.»

Логопед: «Покажи, как красиво рычит мотор?»

Дима: «Р-Р-Р-Р-Р-Р»

 Логопед: «Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.»

4. Автоматизация звука [Р]  в слогах:

Логопед: «Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас ты будешь моим эхом, повтори то, что услышишь, 3 раза:

Ра-ра-ра        Ар-ар-ар      Дра-дра-дра      Гра-гра-гра

Ро-ро-ро       Ор-ор-ор      Бра-бра-бра      Рма-рма-рма

Ры-ры-ры     Ур-ур-ур      Кра-кра-кра      Рмо-рмо-рмо».

5. Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р]  в словах:

Логопед: «А мы поехали дальше, а вот и наша волшебная поляна! На поляне нас ждут разные животные. Давайте будем называть их и выбирать тех, в названии которых услышим звук [Р]:

Рысь Слон Жираф Бегемот Тигр Носорог Крокодил  Зебра Мартышка Морж».

Логопед: «Молодец, а теперь перечисли всех животных, которых ты выбрал для зоопарка, не забывай правильно произносить звук [Р].»

6. Определение позиции звука в слове.

Логопед: «Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р]  стоит в начале слова, во втором – в середине слов,  в  третьем – в конце слова.»

7. Физкультминутка.

Логопед: «Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давай рассмотрим их. Посмотри, какая красивая шкура у жирафа – она пятнистая, У кого из животных шкура тоже пятнистая?»

Дима:  «У рыси»

Логопед: «А у тигра шкура какая?»

 Дима: «Полосатая»

Логопед: «У кого из животных шкура тоже полосатая?»

Дима: « У зебры»

Логопед: «Животные предлагают тебе поиграть, послушай песенку и повтори движения за мной:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (хлопаем по всему телу ладонями)

Где?

На лбу, ушах, на шее, на локтях, (обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих  частей тела)

На носах, на животах,  коленях и носках.  А у тигра есть полоски, есть полосочки везде ( «рисуем» ребрами ладоней  полоски  по всему телу)                              

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде.            

Где?                                                                                            

На лбу, ушах, на шее, на локтях, (обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих  частей тела)

На носах, на животах, на коленях и носках.                

И у зебры есть полоски, есть полосочки везде, (движения, как для тигра)

И у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

 Где?

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.»

8. Согласование существительных с числительными. Игра «1-2-5».

Логопед: «Вот мы и приехали, давай посчитаем наших животных

Дима: 

«Один жираф     Два жирафа    Пять жирафов

Один тигр          Два тигра        Пять тигров

Один баран        Два барана      Пять баранов».

9.Автоматизация звука во фразе.

Логопед: «Пришло время наших животных накормить. Посмотри на картинки и выбери, что ты дашь каждому животному. (Строим фразу «Я накормлю кого? Чем?» (если слово «накормлю» пока не получается, можно заменить на фразу «Я дам кому? Что?»))»

Дима: « Я дам мартышке банан

верблюду – траву

тигру – мясо

жирафу – веточки с листьями

моржу – рыбу

воробью – зерно

барану – траву».

 10. Подведение итогов.

Логопед: «В зоопарке наступает ночь, звери легли спать. Тебе понравился наш зоопарк?»

Дима: «Дааа»

Логопед: «Мы еще вернемся сюда.»

Логопед: «Ты сегодня хорошо поработал, красиво произносил звук [Р]. Следи за своей речью и всегда произноси звук [Р]  правильно.»

Приложение №1

Картинки-символы  артикуляционной гимнастики для звука [Р]

«ЛЯГУШКА»                                              «ЛОШАДКА»

«ДЯТЕЛ»                                                     «ИНДЮК»

«ГРИБОК»

Приложение №2

Предметные картинки по теме «Зоопарк»

                   

              ТИГР                                                 БЕГЕМОТ           

НОСОРОГ                                                         МАРТЫШКА

                           

ТЮЛЕНЬ                                                               ЖИРАФ

                 

ЗЕБРА                                                                         СЛОН

               

РЫСЬ                                                                          КРОКОДИЛ

Приложение №3

Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука [Р] в слове

Приложение №4

Картинки животных для игры «1-2-5»

ТИГР                                                            БАРАН

ЖИРАФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие “Звук [р]. Автоматизация в слогах и словах.”

Индивидуальное логопедическое занятие “Звук [р].  Автоматизация в слогах и словах” для воспитанников старшего возраста.Автор:  Карташова Евгения Олеговна,  учитель-логопед МАДОУ ЦРР-дет...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [Ш]»

Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, тексте...

Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [ р]».

Индивидуальное логопедическое занятие «Звук [ р]»....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Ш" для детей 5-7 лет

индивидуальная работа по автоматизации звука "Ш"...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [Ш]. Подготовительный этап.

Конспект индивидуального логопедического занятия на основе сказки "Волк и семеро козлят".  Тема недели "Домашние животные"...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук «С»

Тема: Работа над звуком [с].Цель: Вызывание правильного звука[с] и его автоматизация изолированно и в прямых слогах.Задачи:1.      Развитие правильной чёткой воздушной струи д...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Звук "Ш".

Занятие состоит из двух частей: основной части и итога. Основная часть состоит из развития фонематического слуха, звуко - слогового анализа, умения подбирать антоним к прилагательным. В качестве физку...