Конспект занятия с детьми группы компенсирующей направленности с ТНР на тему: «Дифференциация звуков [Т] – [Д]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Пестрикова Татьяна Александровна

Цель:

Упражнять детей в умении дифференцировать звуки [д], [т].

Задачи:

- Правильное произношение и различение звуков [д] и [т].

- Закрепление качественных характеристик звуков [д], [т].

- Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.

- Определение места звука в слове.

- Развитие памяти, внимания.

- Развитие навыков словообразования существительных, обозначающих профессии.

- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий, способности адекватно оценивать свою работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми группы компенсирующей направленности

с ТНР на тему: «Дифференциация звуков [Т] – [Д]»

Цель:

Упражнять в умении детей дифференцировать звуки [д], [т].

Задачи:

- Правильное произношение и различение звуков [д] и [т].

- Закрепление качественных характеристик звуков [д], [т].

- Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.

- Определение места звука в слове.

- Развитие памяти, внимания.

- Развитие навыков словообразования существительных, обозначающих профессии.

- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий, способности адекватно оценивать свою работу.

Оборудование:

Зеркала, предметные картинки на звуки [д], [т], тетради, карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Припоминание слов со звуком [д].

2. Артикуляционная гимнастика. Фонетическая зарядка.

 Для того чтобы четко и правильно говорить, нужно сначала потренировать свой язычок.  А наш язычок сегодня проснулся в прекрасном настроении (упражнение «Улыбка») и решил навести порядок в своем домике. Он широко открыл двери, почистил зубки (упражнение «Почистим верхние зубки»), покрасил потолок (упражнение «Маляр»), похлопал ковер (упражнение «Барабанщики»). А потом решил проветрить комнату (упражнение «Подуй на язычок»). Обрадовался язычок, что все успел и от радости запел. И мы споем с ним вместе. (Пропевание гласных звуков)

3. Сообщение темы занятия.

Логопед обращает внимание детей на доску (на доске четыре картинки: волк, лиса, заяц, кот), предлагает найти лишнюю. Дети находят, объясняют свой выбор.

Какой последний звук в слове «кот»? (звук [т]).  Дают характеристику: согласный, глухой, твердый.

А теперь дадим характеристику звуку [д]: согласный, звонкий, твердый.

Как называют такие звуки? (парные)

Сегодня мы будем учиться различать эти звуки и находить их в словах.

5. Воспроизведение слоговых рядов.

         та-да-да                 да-да-та                   да-та-да

         та-та-да                 да-та-та                   та-да-та

6. Преобразование слогов и слов. Игра «Наоборот»

Логопед предлагает детям заменить звук [т] на звук [д], и наоборот:

Та-та-та – да-да-да                                   ты-ты-ты – ды-ды-ды

То-то-то – до-до-до                                  ту-ту-ту – ду-ду-ду

Дуб – туп                  док – ток                              душ - туш

Дом – том                 доля – Толя                          дочка - точка

Дам – там                  дома – Тома                        удочка - уточка

7.Различение [д] – [т] на слух. Игра «Будь внимателен!»

А теперь разделимся на две команды. Одна команда будет определять звук [д], а другая – звук [т]. Я буду произносить слоги и слова, а вы внимательно слушайте. (Хлопнуть в ладоши, если услышишь нужный звук).

То, до, ту, ды, да, та, ты, ду, тэ, дэ;

Трамвай, тракторист, дровосек, подарок, барабан, конструктор, дорога, подруга, строитель, автомобиль, дрова, транспорт, доктор.

8. Проговаривание и отбор картинок на [д], [т], с определением места звука в слове. (Две команды). Дети уносят картинки на столы, переворачивают (инструкция на запоминание).

9. Пальчиковая гимнастика «Разминка»

Логопед: Как-то летом на лесной полянке собрались поиграть в футбол две

команды (левая и правая рука). Капитан 1 команды вывел на поле свою команду.

          Дети работают левой рукой.

Капитан разминается.

Вращают большой палец по кругу 7-10 раз.

Разминаются игроки.

Сгибают и разгибают каждый пальчик поочерёдно до 3 раз и более.

Затем капитан команды приветствует членов своей команды: «Здравствуйте…».

Большой палец поочерёдно соприкасается с каждым пальцем руки.

На поле вышла 2 команда

Работают правой рукой.

Капитан разминается.

Большим пальцем чертят круги.

Разминаются игроки.

Сгибают и разгибают каждый палец поочерёдно.

Капитан команды приветствует членов своей команды: «Здравствуйте…».

Большой палец соединяют поочерёдно с каждым пальцем правой руки.

Команды приветствуют друг друга, начиная с капитанов: «Здравствуйте…».

Соприкасают одноимённые пальцы обеих рук.

10. Работа в тетрадях. Печатание под диктовку слогов.

11.Словообразование существительных, обозначающих людей по их занятиям. Игра «Кто это?»

Воспитывать – воспитатель                              играть в хоккей -

Писать – писатель                                              играть на баяне -

Играть на пианино – пианист                           водить такси -

Водить танк – танкист                                       летать в космос -

Играть в волейбол –                                          бегать -

Играть в футбол -                                              хвастаться –

12. Игра «Раз, два, три!»

По команде логопеда: «Раз, два, три, вспомни, повтори!» дети вспоминают и называют картинки, которые они принесли на столы.

13. Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня работали?

Что на занятии было для вас самым интересным?

Какое задание было самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: " Дифференциация зв. Д- Т "

Развитие фонем. восприятия, звукового анализа,закрепление навыков различения зв. Д-Т, чтения слов с букв, Д-Т, складывания слов с Д-Т....

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ФФН Тема: Дифференциация звуков [Л] и [ЛЬ] «Помощники Лунтика»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой Конспект НОД в подготовительной группе для дете...

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Дифференциация звуков [Б],[П]"

Тема:" Дифференциация звуков [Б],[П]"Цель: Вырабатывать умение дифференцировать звуки [Б],[П] в слогах и словах,опираясь на зрительный,слуховой анализаторы.Задачи:1) Коррекционно-образовател...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по лексической теме «Деревья»

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по лексической теме «Деревья»...

Открытое занятие в подготовительной группе по программе дополнительного образования. Тема: "Дифференциация звуков [ш] и [ж]".

Конспект и презентация открытого занятия по программе дополнительного образования в подготовительной к школе группе. Основная тема: "Дифференциация звуков [ш] и [ж]", лексическая тема: "...