Выступление на педагогическом совете на тему: " Как привить детям любовь к книгам"
материал по логопедии (подготовительная группа)

Шабанова Ирина Олеговна

 В книге  хранится опыт многих поколений. Прививать любовь к чтению у детей нужно с раннего детства. Тогда и во взрослом возрасте человек будет стремиться к обучению, к чтению. " Книга - это пища для души", - так  считал великий русский поэт А. С. Пушкин, говоря о литературном наследии предшественников.

Помимо воспитательной функции, книги решают одну очень важную задачу - развивают воображение. Чтение поможет  юному поколению сформулировать собственное мнение об окружающем мире, выработает у него гуманное отношение  к другим культурам и ценностям. 

Чтение расширяет словарный запас ребёнка, обогащает речь, развивает скорость мышления.

" Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми  мира", - писал Л.Н. Толстой.

Художественная литература сопровождает  ребёнка с первых лет его жизни, и в дошкольном возрасте закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг  является одним из условий развития слуха, а на этой основе - усвоения языка. Художественная литература служит могучим , действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает  огромное влияние на развитие  и обогащение речи ребёнка, на его эмоции, воображение.

" Тот, кто много читает, много знает". Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте остаётся с ним навсегда!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Как привить детям любовь к книге»

МАОУ «Видновская СОШ № 10»,

учитель - логопед Шабанова Ирина Олеговна

I.Вступление.

  Роль книги в развитии ребёнка велика! Своё выступление мне хочется начать вот с чего.

Чтобы вы могли быстро включиться в нашу совместную работу и почувствовать себя свободно, давайте начнём нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда- то в детстве любил слушать книги, которые читали вам родные люди дома: мама, папа, бабушка..., воспитатели в д/саду.

 Давайте перенесёмся в детство и вспомним свою любимую книгу или произведение, которое вы слушали или читали в детстве.

(Педагоги встают в круг, поочерёдно передают игрушку, называют любимую книгу.)

II. Выступление и презентация.

Книга - уникальная сокровищница знаний.

В ней хранится опыт многих поколений. Вырабатывать любовь к чтению нужно с раннего детства, тогда и во взрослом возрасте человек будет стремиться к обучению.

III.Что писали о книгах и чтении выдающиеся люди?

*«В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас»

                                                                              (Франческо Петрарка – итальянский поэт)

*«Лучший в мире кинозал - это мозг. И ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу»

                                                                                                                              (Ридли Скотт)

 Поэт Александр Сергеевич Пушкин был большим ценителем книг, они вдохновляли его на сочинение собственных произведений.

*«Книга – это пища для души», так отзывался великий русский поэт о литературном наследии предшественников.

IV. Кроме воспитательной функции, книги решают ещё одну важную задачу:  развивают воображение у ребёнка. По мнению писателя и психолога Кита Оутли, этот навык в будущем поможет не только анализировать и прогнозировать события. Но и лучше понимать других людей.

  В современном мире молодое поколение всё чаще отдаёт предпочтение визуальному контенту (визуальный контент - это контент, который передаёт ценную информацию в привлекательной форме), а не книгам. Этот факт вызывает опасения, ведь просмотр видео не так хорошо способствует развитию мышления и воображения, как чтение, в фильмах передают уже готовые визуальные образы. А выводы зачастую делают вместо зрителя.

Это не означает, что визуальный контент бесполезен, но к его выбору надо подходить тщательно. И он не заменит книг., поэтому нужно с детства приучать ребёнка к разным источникам информации.

  Чтение поможет подрастающему поколению сформировать собственное мнение об окружающем мире, выработает у него толерантное  отношение к другим культурам и ценностям.

Знаменитые личности видели в книгах незаменимый источник мудрости:

«Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира» (Л. Н. Толстой)

« Чтение – вот лучшее учение» (А.С. Пушкин)

  Чтение расширяет словарный запас ребёнка;                                                                 обогащает речь; развивает скорость мышления.

   Книга должна вовлекать, вызывать сопереживание, призывать к размышлению.

Даже писатели настаивают: не читайте через силу, а ищите те, что вам по душе.

«Читать всего совсем не нужно. Читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы» (Л. Н. Толстой)

  На важность приобщения детей к красоте родного слова, развитие культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Флерина, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев и др.)

V. Художественная литература сопровождает детей с раннего детства, с первых лет жизни, и в дошкольном возрасте закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе – усвоения языка.

  Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образы русского литературного языка.

   Эти образы различны по своему воздействию:

В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность и напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями (Н.С. Карпинская)

VI. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, и художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому владение взрослым навыками выразительного чтения приобретает особое значение:

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда!

«Тот, кто читает, тот много знает».

 Если ребёнок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.

 Знакомство детей с художественной литературой даёт ещё лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

 VII. Актуальность проблемы литературного образования детей – дошкольников на современном этапе обусловлена тем, что всё чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор.

  В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей. И, как следствие, происходит снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения, компьютеров, гаджетов поток информации просто обрушился на человека с небывалой силой. Современные дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг.  

 VIII.  Значение гаджетов в жизни детей.

Основным фактором отношения ребёнка к книге и критериям её оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению!

   Современные дети всё больше времени проводят за компьютерными играми, телевизо-ром, планшетами. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

   Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. У каждого времени свои литературные герои, но ведь не случайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.

IX. Значение чтения для детей.

   Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание и многие составляющие гармоничного развития личности.

 

  Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшествующих поколений, не учится думать и анализировать, сопоставлять, делать выводы.

   Книга же, напротив, даёт возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно!

  Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

 X. Задача педагогов - приобщение наших воспитанников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями.

  Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А чтобы воспитать в ребёнке читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны для ребёнка, следить за новинками детской

литературы, уметь интересно беседовать с ребёнком, быть искренним в выражении своих чувств.

 XI. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии  ребёнка.

   Детская литература рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания.

 «Чтение книг- тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка» - В.А. Сухомлинский.

  Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение даёт готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребёнок. Средствами художественного слова до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

                           

                                  «Чтение – это окошко, через которое дети познают и видят мир и себя»

                                                                                                                       В.А. Сухомлинский

XII. Методы, приёмы и средства по приобщению детей к художественной литературе:

1) словесный:

- чтение произведений;

- чтение с продолжением;

- вопросы к детям по содержанию произведений;

- пересказ произведения;

- заучивание наизусть стихотворения, потешки и т.д.;

- беседа по произведению, о книге, после чтения;

- прослушивание аудиозаписи;

2) практический:

- элементы инсценировки;

- игры- драматизации;

- дидактические игры;

- использование разных видов театра;

- инсценирование;

- театрализованные игры;

3) наглядный:

-показ иллюстраций, картинок, игрушек;

- движение пальцами, руками;
- использование схемы;

- составление алгоритма;

- просмотр видеофильмов, мультфильмов, видеоматериалов;

- оформление выставки, книжного уголка.

XIII. Методы работы.

   Наиболее эффективным является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т.к. она способствует лёгкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей.

(Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребёнок чувствует себя раскованно и свободно, а во время работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка; совершенствуется звуковая культура речи и многое другое).

 XIV. Активизации восприятия произведений худ. литературы способствуют следующие методы, которые применяет педагог (воспитатель) в своей педагогической работе:

- беседа, предваряющая знакомство ребёнка с прозой, поэзией, фольклором;

- тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию произведения;

- выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;

- беседа, помогающая эстетически воспринимать произведение в единстве его содержания, формы и анализ;

- упражнения для совершенствования грамматической грамотности и выразительности речи;

- применение сюжетных репродукций и книжных иллюстраций;

- использование технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.

XV. С целью ознакомления детей с художественной литературой, как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы:

- оформление уголков чтения в группах д/сада  в них должна быть  представлена литература, соответствующая возрасту детей);

- оформление тематических выставок, посвящённых творчеству писателей и поэтов  для их лучшей организации может быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым приурочены выстав-ки);

- занятия по ознакомлению с биографией писателей (детям может быть интересны не только сами стихи А.Л. Барто, но и то какой она была в детстве, чем интересовалась);

- создание  «Книжной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге (можно провести занятие «и прошлого книги», благодаря этому  дети узнают , что для издания одной книги необходим труд многих людей);

- очень интересны выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, таких как «Наши любимые книги», «По страницам сказок»,

«Отгадай сказочного героя» и др.,  можно сделать стенгазету, где дети представят свои рисунки и поделки);

- создание книг – самоделок, по произведениям  детских писателей или  по сказкам, которые дети придумывают сами;

- празднование именин произведения  для того можно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нём будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей.

- выставка-иллюстрация  (выставка с рисунками читателей, может быть по определённой теме, к произведениям одного автора, по конкретной теме);

- выставка - викторина. Вместе с литературой и оформлением готовятся вопросы викторины, ответы на которые  можно найти в материалах выставки; вопросы могут быть составлены как по всей выставке в целом, так и отдельно к каждому разделу;

- оформление макетов  по мотивам любимых сказок  при создании таких макетов могут совместно работать дети, родители и педагоги);

- посещение занятий в городской библиотеке;                                                                                        - вечера загадок, сказок;

- создание семейных библиотек позволит привлечь внимание и интерес к работе воспитан-ников и их родителей (они могут принести свои книги в д/садик, альбомы из домашних библиотек; дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки, дедушки  тоже очень любили и любят читать книги);

- использование проектного метода (знакомство с писателями, изготовление книг и др.);

-просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям;

- театрализованная деятельность  пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры- драматизации);

- литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведе-ниям.

  XVI. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное  чтение.        Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиция семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания.

Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

  Книга – незаменимый помощник для взрослеющего ребёнка. Благодаря интернету и гаджетам, доступ к произведениям  выдающихся писателей упростился. Пользуйтесь этим и черпайте знания из неисчерпаемого запаса художественной и документальной литературы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

В этой статье мы поговорим о том, как можно наилучшим образом познакомить детей раннего возраста (1-3 года) с такими значимыми признаками предметов, как цвет, форма, величина и количество....

Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

В работе представлена актуальность проблемы безопасного поведения на дорогах. В консультации раскрыты принципы построения работы по профилактике ДТП. Так же представлен проект по ПДД для детей подгото...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни "

Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников  является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореа...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации».

Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством социальной адаптации детей с ОВЗ, обеспечивающей наилучший контакт со сверстником и взрослым, а также возможность более полного, э...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основы безопасности детей дошкольного возраста»...

Выступление на педагогическом совете на тему: Плавание для детей с ЗПР, ЗРР.

Педсовет на тему : "Помощь детям посредством плавания"...