Лексическая тема "Продукты питания"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Бобова Екатерина Сергеевна

Подборка материала по развитию речи в рамках лексической темы "Продукты питания" для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logochas_-_kopiya.docx209.17 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема  «Продукты питания»

Словарь.

Существительные: молоко, масло, сыр, йогурт, кефир, сметана, сливки, творог, мясо, колбаса, котлета, ветчина, сосиска, сарделька, хлеб, булка, пирог, пирожное, макароны, блины, суп, салат, винегрет, пюре, гарнир, соус, чай, кофе, какао, сок

Глаголы: накрывать, готовить, жарить, мыть, варить, тушить, кипятить, резать, взбивать, мазать, печь, угощать

Прилагательные: молочный, мясной, сливочный, растительный, подсолнечный, оливковый, сладкий, соленый, кислый, жирный, вкусный, теплый, холодный, горячий 

Дети к концу недели должны овладеть следующими умениями:

- о наиболее употребляемых продуктах питания, их свойствах и качествах;

- о времени приема пищи (утром-завтрак, днем-обед,вечером-ужин);

- о профессии людей, которые готовят пищу;

- о составе продуктов (молочные, мясные, мучные);

1. Развитие лексико-грамматических категорий

1. Беседа о продуктах питания

Мы питаемся продуктами, которые дают организму все необходимое для жизни. Мясо, яйца и фасоль помогают организму оставаться сильным; хлеб, макароны и рис обеспечивают организм энергией; масло, молоко, сыр сохраняют энергию нашего организма.

Организму человека необходимы разные продукты и вода для питья. Особенно необходимы продукты, богатые витаминами, — овощи и фрукты.

Игра «Назови ласково»

Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе

Суп — супчик,

 масло — маслице,

 блин — блинок, блинчик,

печенье — печеньице,

котлета — котлетка,

лапша — лапшичка,

 творог — творожок,

баранки — бараночки,

 хлеб — хлебушек,

торт — тортик,

варенье — вареньице,

каша — кашка,

 икра — икринка.

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель: согласование существительного и прилагательного с числительными.

Одна котлета…

Один пирог…

Одна сосиска …

Один торт…

Один суп…

Один стакан молока…

Один кусок мяса…

Игра «Один — много»

Цель: образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Суп  — много супа (супов),

щи — много щей,

котлета — много котлет,

молоко — много молока,

пирог — много пирогов,

холодец  — много холодца,

сосиска — много сосисок,

сок — много соков (сока),

Игра  «Назови блюда правильно»

Цель: образование относительных прилагательных.

салат из овощей ( какой? ) - овощной,
каша из гречневой крупы –
каша из рисовой крупы –
запеканка из творога –
котлета из мяса –
котлета из рыбы –
суп из вермишели -
суп из картофеля -
суп из овощей -
суп из риса –
каша из геркулеса –

Игра «Назови по образцу»

Цель: образование качественных прилагательных

Жарить картофель — значит, он какой? — жареный;

варить свеклу — значит, она какая? — вареная;

парить репу — ... (пареная); 

морозить клюкву — ... (мороженая);

мариновать помидоры — ... (маринованные);

консервировать огурцы — ... (консервированные);

солить капусту — ... (соленая).

 

Игра «Четвертый лишний»        

Цель: развитие логического мышления.

Воспитатель предлагает детям послушать и ответить, какое слово здесь лишнее и почему?

- молоко, йогурт, колбаса, сметана;
- хлеб, сушки, мороженое, батон;
- огурцы, капуста, баклажан, макароны;
- торт, помидор, пряники, печенье;
- кефир, киви, банан, мандарин;
- колбаса, котлеты, сосиски, вафли.

Артикуляционная гимнастика

  1. «Трубочка»  - «Улыбка» (чередуем, повтор 3 раза, счет до 10)
  2. «Забор» - «Окно» (чередуем, повтор 3 раза, счет до 10)
  3. «Обезьянка» (покусываем верх. и ниж. губу, повтор  3 раза)
  4. «Месим тесто» (повтор по 3 раза, выполняем под счет до 8)
  5. «Блинчик» (повтор 3 раза, удерживаем под счет до 8)
  6. «Часики» (повтор 3 раза, под счет до 8)
  7. «Качели» (повтор 3 раза, под счет до 8)
  8. «Вкусное варенье» (повтор 3 раза, под счет до 8)
  9. «Чашечка» (повтор 3 раза, держим под счет до 10)
  10. «Лошадка» (повтор 3 раза, выполняем под счет до 10)
  11. «Грибок» (повтор 3 раза, удерживаем под счет до 10)
  12. «Гармошка» (повтор 3 раза, выполняем под счет до 10)
  13. «Дятел стучит по дереву» (повтор3 раза, под счет до 10)

Развитие фонематического слуха.

Игра «Назови первый звук»

Воспитатель предлагает детям назвать первый  звук в словах.

Слова: каша, молок, творог, котлета, пирог, торт, помидор, хлеб, сметана.

5. Учим с детьми

Бутерброд

Чудак математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так человек
                                Изобрел бутерброд.          
Г. Сапгир

https://sun9-32.userapi.com/impg/jxxFuAkiCJ9hpY2YQReFNYp7hEikSpGmWSkrlA/BWYSjpTCg_g.jpg?size=535x699&quality=96&sign=2948566dbd7b626416d950e46999aa91&type=album

        

Обведи по контуру и выполни штриховку


Лексическая тема "ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ"

Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок 10 секунд, затем убирает рисунок и предлагает нарисовать все предметы, которые запомнил ребенок в тетради.

https://sun9-32.userapi.com/impg/jxxFuAkiCJ9hpY2YQReFNYp7hEikSpGmWSkrlA/BWYSjpTCg_g.jpg?size=535x699&quality=96&sign=2948566dbd7b626416d950e46999aa91&type=album

        

        

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Загадки Царя - Кашевара" (лексическая тема "Продукты питания" подготовительная к школе группа)

Совместная деятельность воспитателя с детьми по лексической теме "Продукты питания". Дети вместе с воспитателем уточняют и обобщают знания  о крупяных изделиях их пользе для здоровья, уточня...

Презентация по лексической теме "Продукты питания"

Данная презентация может быть использована в нод по формирования целостной картины мира старшей группе....

Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Лексическая тема: «Продукты питания»

Программные задачи:1. Вспомнить  названия бытовых приборов используемых при приготовлении пищи,  и знать для чего они нужны. Закрепление использование предлога для.2. Учить проговаривать сло...

Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»

Конспект занятия по  коррекционной ритмике  для детей  старшей группы с задержкой психического развития  по лексической теме: «Продукты питания»Представляемый материал поможет пров...

Фронтальное занятие с детьми старшей логопедической группы по лексической теме "Продукты питания"

Конспект занятия разработан в виде презентации, состоящей из 30 слайдов. Занятие рекомендовано проводить с детьми старшей логопедической группы с  заключением ОНР. PS: Разделила презентацию на дв...

Презентация по лексической теме "Продукты питания"

Данный материал предназначен для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. На практическом материале лексической темы у ребенка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки...