"Фиолетовый лес" в работе учителя - логопеда
материал по логопедии (средняя группа)

Леушкина Мария Михайловна

Фиолетовый лес, как одна из развивающих технологий, используемых в работе учителя-логопеда.

На современном этапе развития образования острой стала проблема увеличения числа детей с тяжёлыми нарушениями речи (это дети с общим недоразвитием речи, с фонетико- фонематическим недоразвитием речи). Инклюзивные тенденции в российском образовании ставят перед педагогами детских образовательных организаций сложную задачу: организовать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие речи детей в значительной мере определяется осознанием потребности в пользовании языком. Использование развивающих игр в коррекционно - логопедическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность учителя-логопеда: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, позволяет решить проблемы мотивационного характера, способствует осуществлению качественной индивидуализации обучения детей.

Среди многообразия развивающих технологий, появилась совершенно особенная, творческая и добрая развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича, где с помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребёнок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. «Фиолетовый лес» способствует:

•          ознакомлению детей с окружающим миром (временами года, природными явлениями, с растительным и животным миром);

•          развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения);

•          развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации;

•          развитию аргументированной и доказательной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fioletovyy_les_v_rabote_logopeda.pptx2.46 МБ
Файл fioletovyy_les.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Фиолетовый лес» в работе логопеда Старший дошкольный возраст с ТНР

Слайд 2

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка.

Слайд 3

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты. К тяжелым нарушениям речи относятся: дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи, заикание, ринолалия .

Слайд 4

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича включает в себя универсальное средство « Коврограф Ларчик» и «Мини-Ларчик», а также развивающую предметно-пространственную среду «Фиолетовый лес».

Слайд 5

Фиолетовый лес

Слайд 6

«Фиолетовый лес» способствует: ознакомлению детей с окружающим миром (временами года, природными явлениями, с растительным и животным миром); развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения); развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации , классификации; развитию аргументированной и доказательной речи.

Слайд 7

Развивающие игры игры, по обучению грамоте; игры на развитие лексико-грамматического строя; игры на развитие связной речи; игры, способствующие развитию пространственно-временных отношений и формированию пространственного словаря.

Слайд 8

Упражнение на развитие фонетического слуха

Слайд 9

Формы работы образовательная деятельность, решение проблемных заданий, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, стихотворений.



Предварительный просмотр:

«Фиолетовый лес» в работе логопеда

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка.

Дошкольное детство – это возраст, когда происходит формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

В логопедических группах детского сада большинство воспитанников имеют проблемы с тяжелым нарушением речи.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты.

Без специального внимания к речи данных детей они малоактивны и лишь в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, редко обращаются с вопросами ко взрослым. Это обуславливается снижением коммуникативной направленности их речи.

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок мог активно, с интересом и увлечением работать на занятии. Это условие достигается сменой видов деятельности, использованием наглядности и игровых моментов. В настоящее время активизируются поиски инновационных подходов, методов, средств обучения, в том числе по развитию речи. Так, одним из эффективных средств коррекционно-развивающей работы по речевому развитию дошкольников с ТНР является использование «Фиолетового леса» В. Воскобовича.

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича включает в себя универсальное средство «Коврограф Ларчик» и «Мини-Ларчик», а также развивающую предметно-пространственную среду «Фиолетовый лес».

Цветовое решение среды «Фиолетовый лес» также нестандартное. Все элементы выполнены в радужных цветах. Это помогает ребенку увидеть многообразие красок, воображать, фантазировать, создавать необычные модели пространства, увидеть себя частицей удивительного мира.

«Фиолетовый лес» способствует:

– ознакомлению детей с окружающим миром (временами года, природными явлениями, с растительным и животным миром);

– развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения);

– развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации;

– развитию аргументированной и доказательной речи.

Каждая игра с использованием «Фиолетового леса» обязательно имеет свою сказку, но дети очень любят придумывать свои сказки к играм. Придумывание собственных небольших сказок – отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления. Развивающие игры могут быть условно разделены на четыре группы:

– игры, по обучению грамоте;

– игры на развитие лексико-грамматического строя;

– игры на развитие связной речи;

– игры, способствующие развитию пространственно-временных отношений и формированию пространственного словаря.

С воспитанниками старшего дошкольного возраста с ТНР «Фиолетовый лес» используется в ходе подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности. Работа организуется в форме игровых ситуаций.

Ситуации могут быть разные, в зависимости от поставленной задачи логопедом.

Сейчас я вам продемонстрирую небольшие отрывки 3 игровых ситуаций на индивидуальных занятиях.

Игровая ситуация «Звучащие листочки» (4–5 лет)

Задачи: развивать фонетический слух и восприятие

Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», листочки большого и маленького размера из комплекта к нему, карточки звуков.

Игровая ситуация: Педагог обращает внимание на то, как необычно лежат листочки опавшие с дерева и предлагает поиграть с ними. Дети выбирают цвет для каждого звука и слушают педагога. (Например: дифференциация С-Ш в слогах. С – красный листочек, Ш – желтый листочек. Педагог проговаривает слоги, а ребенок прикрепляет на картограф листочек, соответствующий услышанному звуку.)

Игровая ситуация «Подбери слово» (5–7 лет)

Задачи: активизировать глагольную лексику, развивать словесно-логическое мышление.

Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», фиолетовое и красное дерево, пять красных и пять желтых листьев из комплекта к нему.

Игровая ситуация: Педагог приглашает двоих детей, предлагает им подобрать слова-действия к вопросу «Что делает лист?» (растет, шелестит, висит, колышется, краснеет, желтеет, опадает, летит, кружиться, опускается, лежит). Дети называют слова, берут листочки и помещают их на свои деревья. Если ребенок не может подобрать слово, он пропускает ход. Побеждает тот, у кого на дереве больше листочков.

Игровая ситуация «Говорящие деревья» (5–7 лет)

Задачи: учить делению на слоги; формировать навыки звукобуквенного анализа.

Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», фиолетовое и оранжевое дерево, несколько листьев одного размера и цвета из комплекта к нему; набор предметных картинок.

Игровая ситуация: требуется разместить картинки на деревья в зависимости от количества слогов в слове (рядом с деревьями размещается определенное количество листочков, которые обозначают количество слогов в слове).

Таким образом, используя развивающие игры В. Воскобовича, можно добиться положительного результата в коррекции речевого развития детей.

В «Фиолетовом лесу» можно использовать самые разнообразные формы работы: образовательную деятельность, решение проблемных заданий, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, стихотворений.

«Фиолетовый лес» – это постоянно развивающаяся среда. Он постоянно пополняется новыми элементами, обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...