Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста c речевыми нарушениями.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Кутявина Надежда Леонидовна

Детский сад-первая и очень ответственная ступень общей системы образования. От ребенка, пришедшего в первый класс сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным,научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 038872.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель Кутявина Надежда Леонидовна Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста c речевыми нарушениями. «Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи наиболее приспособлен к жизни»

Слайд 2

Что такое «логика» и нужна ли она нашим детям? Логическое мышление - это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это умение проводить простейшие логические операции: определение понятий, сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство. Чем хорошо логическое мышление? Тем , что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта! Делая ошибки и учась на них мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день.

Слайд 3

Вам, наверное, будет интересно и полезно узнать, что развитие мышления ребёнка-дошкольника проходит несколько этапов:

Слайд 4

Особенности речи и мышления у детей с ОНР: Трудность в усвоении отвлеченных и обобщающих понятий ; Замена родовых понятий видовыми ; Лексический запас характеризуется стереотипностью; Трудности в программировании своего высказывания; Недоступность осмысления и употребления сложных речевых конструкций; Недоступность для понимания метафор и сравнений, слов с переносным значением, скрытого смысла загадок и пословиц.

Слайд 5

Этапы формирования логического мышления у дошкольников. Сравнение, обобщение, группировка, классификация Моделирование Алгоритмы Комбинаторика Задачи на смекалку, догадку, использование элементарной научной информации Уточнение скрытого смысла загадок, пословиц Решение ребусов, кресс-кроссов

Слайд 6

Сравнение – мыслительное выделение в двух или более предметах (явлениях) признаков сходства и различия. «Найди такой же предмет» «Найди два одинаковых зонтика» «Похож – не похож » «Найдите отличия в картинках»

Слайд 7

7 Обобщение – мысленное выделение в ряде предметов общего признака или признаков и объединение этих предметов в одну группу. «Поможем Карлсону » «Угостим куклу Катю чаем ».

Слайд 9

Рассмотри картинки и назови, что оказалось лишним в корзинке. Почему? Классификация – мыслительная операция, заключающаяся в распределении предметов по группам в зависимости от сходства или различия друг с другом.

Слайд 10

Рассмотри картинки и назови, какие грибы ёжик не соберёт к зиме. Почему?

Слайд 11

«Магазин »

Слайд 12

Конкретизация – мыслительная операция, заключающаяся в определении проявления общего закона в частном случае. «Кому что нужно?»

Слайд 13

Игра «Во что превратится?» Всадник без лошади Дерево без веток Самолёт без крыльев Книга без страниц Сад без деревьев Карандаш без грифеля Диван без спинки Подушка без перьев Стол без ножек Спички без серы «Подбери пару» Стрелка-часы, колесо-? Вулкан-извержение, река-? Птица-перья, рыба-? Красный-стоять, зелёный-? Осень-дождь, зима-? Стол-скатерть, пол-? Учитель-школа, врач-? Человек-руки, кошка-? Поезд-станция, самолёт-? Писатель-книга, скульптор-?

Слайд 14

Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки? Почему семро козлят открыли дверь Волку? Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе сам на нос прыгнул? Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему?

Слайд 15

« Закончи предложение» (Закончить предложение, используя союз «чтобы», подобрав к началу каждой фразы по 2-3 варианта её продолжения). Дети сели в лодку, чтобы____________________________ . Мама надела нарядное платье, чтобы____________________ . Петя закрыл лицо руками, чтобы_________________________ . Вова взял собаку на поводок, чтобы_______________________ . Рабочие привезли кирпичи, чтобы__________________________ . Катя подняла с земли птенчика, чтобы______________________ . Папа купил цветы, чтобы__________________________________ . Лена размахивала руками, чтобы____________________________.

Слайд 16

Моделирование, алгоритмы, комбинаторика. ИГРЫ . «Расположи , назови по-порядку », «Что сначала, что потом», «Цепочки», Установление последовательностей и логических рядов . Соедини все фигурки в цепочку так, чтобы арбуз был пятым, а снеговик предпоследним

Слайд 17

Мнемотехника строится от простого к сложному. Мнемоквадрат Мнемотаблица Мнемодорожка

Слайд 18

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение. К . Д. Ушинский писал : « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Составь рассказ о птицах по плану . Заучивание стихов.

Слайд 19

Петя , Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки. Кого было больше: мальчиков или девочек? Задачи на смекалку, догадку. Задачи на определение возраста; Задачи на отрицание; Задачи на различие; Задачи на сравнение; Задачи на совмещение; Задачи на причинно-следственные зависимости; Задачи на соотнесение понятий и предметов; Логико-поисковые задачи; Сколько человек тянули репку?) Задачи-шутки ( Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом?) На одном берегу – утята, на другом – цыплята. Кто быстрее доплывёт до острова?

Слайд 20

Решение ребусов Угадай слова.

Слайд 21

Логика- это интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста , посредством дидактических игр

это материал из моего опыта  работы с детьми по проблеме формирования логического мышления у детей дошкольного возраста...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (игр - головоломок, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в развитии логического мышления детей дошкольного возр...

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.

Математическое развитие ребенка… Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открыв...

Индивидуальный план профессионального развития «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича» воспитателя Мельниковой Ольги Сергеевны на 2020 – 2025 уч.г.

Индивидуальный план профессионального развития«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича»воспит...

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...

Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...