Эмоциональное развитие детей с ТНР
статья по логопедии (старшая группа)

Денисова Елена Борисовна

Дошкольный возраст-период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания  является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое  является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_denisova.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЭ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ

"Эмоциональное развитие детей – одно

 из важнейших направлений

профессиональной деятельности педагога.

Эмоции являются "центральным звеном"

психической жизни человека,

 и прежде всего ребенка". 

Л.С. Выготский

Дошкольный возраст-период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания  является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое  является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Для меня,  учителя-логопеда,  это один из актуальных вопросов, так как в  психическом облике  детей  с ТНР отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости. Эмоциональная сфера моих воспитанников  характеризуется высокой степенью психоэмоциональной напряженности и повышенным беспокойством, излишней возбудимостью и раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью и повышенной лабильностью поведенческих реакций. Неустойчивый фон настроения  ребенка приводит  к повышенному у него уровню тревожности. У детей с ОНР   наблюдаются агрессивные состояния  и гипервозбудимость, замкнутость и медлительность, проявляющиеся в эмоциональном и двигательном беспокойстве. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми,  такие дети  испытывают серьезные психические нагрузки. Поэтому после мониторинга речи  воспитанников и выявления общего  эмоционального фона группы передо мной  сразу встаёт  вопрос обеспечения эмоционального благополучия детей. Как же его достичь?    

 Программа     «От рождения до школы»   под. ред.  Н.Е.Вераксы, гласит, что в дошкольном учреждении педагоги должны создать атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять.  Я целиком с нею согласна. Каждое утро, встречая детей, я  доброжелательно, спокойно с ними беседую, расспрашиваю о прошедшем вечере или выходном дне. Даю понять ребятам, что  мне интересно с ними общаться. В течение дня, когда дети подходят с какими- то вопросами, обязательно  стараюсь выслушать.

Так же Программа рекомендует  обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей. Действительно, очень важным, на мой взгляд, является вопрос организации предметно-пространственной среды группы для обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Для этого  в группе создан уголок уединения, где за ширмой сидя за столиком, ребята могут посмотреть семейные фото, позвонить маме  или поиграть игрушками, принесёнными из дома.  А для раскрепощения, снятия эмоционального напряжения у нас есть сцена, которую я берегу уже  не один ремонт и переезд. Поскольку именно на ней, читая стихи, играя на музыкальных инструментах,  наши   детки раскрепощаются, забывают о своих страхах и неудачах.   После ремонта в раздевалке, по примеру коллег 4 группы обязательно хочу сделать портретную галерею из семейных фотографий воспитанников и индивидуальные картинки с фамилиями на каждый шкафчик.

Программа призывает педагогов помогать детям обнаруживать  конструктивные варианты поведения. Как научить ребенка преодолевать «тропинку трудностей»? Я использую различные психологические настройки, игры,  психогимнастику Чистяковой, обязательно физминутки, пальчиковую гимнастику, гимнастику Су- Джок,           музыкальную терапию,   сказкотерапию.… Всё это помогает раскрепостить детей, настроить их на рабочий лад, вызвать эмоциональный отклик.

Ещё, несомненно, важной в этом направлении, я считаю работу с семьёй. Привлечение родителей к жизни группы,  беседы, консультации, тренинги,  совместные проекты  и  акции - всё это помогает укрепить психологическое здоровье воспитанников.  

        Итак, своей задачей я  считаю: Создание в группе атмосферы доброжелательности и духовной комфортности и теплоты.

                                       Я родилась Еленой – «светлой»,

                                       А значит, свет нести должна.

                                       Я солнечным теплом согрета,

                                       Душа от солнца мне дана.

                                      Росла не в замках, не в хоромах,

                                      В простой, обычной я семье.

                                      Работа трудная знакома

                                      И хорошо понятна мне.

                                      Дарить себя всю без остатка,

                                     Забыв про сон и про покой,

                                     И хоть порой совсем не сладко –

                                     Я не хочу судьбы иной.

     Я  уверена, что коррекционная работа с детьми с ОНР   должна быть ориентирована на психологическую защищенность ребенка и его эмоциональный комфорт.  Надеюсь, что мои воспитанники  будут добрыми, здоровыми духовно и физически, а главное СЧАСТЛИВЫМИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.

Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как важный элемент социально-эмоционального развития детей в процессе художественно-эстетического развития

Данный материал содержит минимальный набор требований к развивающей предметно-пространственной среде ДОО в условиях приоритетной деятельности по художественно-эстетическому развитию...

Особенности личностного и эмоционального развития детей с нарушением в развитии.

Личностно-эмоциональное развитие включается в себя развитие личностных качеств, самосознания, эмоционально-мотивационной и нравственной сфер....

Непосредственно-образовательная деятельность по эмоциональному развитию детей младшей группы "Веселые гномики".Занятие по эмоциональному развитию

Занятие по эмоциональному развитию, закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов....

Развитие эмоций у детей Эмоциональное развитие детей от года до трех

Развитие эмоций у детей Эмоциональное развитие детей от года до трех...

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...