Музыкальные методические объединение музыкальных руководителей. Современная логоритмика
материал по музыке (подготовительная группа)

Филимонова Ольга Геннадьевна

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

         Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.

Музыкальная логоритмика полезна всем детям, посещающим логопедическую группу, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Музыкальная логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.

Музыкальные логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

 

Проведение занятий по логоритмике:

 - развивает уточнение артикуляции;

 - развитие фонематического восприятия;

 - расширение лексического (вербального, эмоционального, двигательного) потенциала;

 - развитие вестибулярного аппарата, слухового внимания и двигательной памяти;

 - совершенствование общей и мелкой моторики;

 - выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с музыкой и речью;

 - развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

 - развитие творческой фантазии и воображения;

 - структурирование целостного  взаимодействия систем восприятия.

                                                                                                                    

 

Музыкальная логоритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

 

                              Структура занятия

Музыкальное логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На занятиях используются:
    1. упражнения на развитие дыхания,
    2. выработка продолжительного речевого выдоха,
    3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.         8
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  • Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.          9
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Презентация работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ Г.ТРОИЦКА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 Логоритмика  «Мир вокруг нас»

                                 Возраст детей – 3-6 лет

                                 Дошкольное отделение №3

Составитель:

Филимонова О.Г.

Музыкальный руководитель

   

г.Москва г.Троицк

2023г.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

        Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.

Музыкальная логоритмика полезна всем детям, посещающим логопедическую группу, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Музыкальная логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.

Музыкальные логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Проведение занятий по логоритмике:

 - развивает уточнение артикуляции;

 - развитие фонематического восприятия;

 - расширение лексического (вербального, эмоционального, двигательного) потенциала;

 - развитие вестибулярного аппарата, слухового внимания и двигательной памяти;

 - совершенствование общей и мелкой моторики;

 - выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с музыкой и речью;

 - развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

 - развитие творческой фантазии и воображения;

 - структурирование целостного  взаимодействия систем восприятия.

                                                                                                                     

Музыкальная логоритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

                              Структура занятия

Музыкальное логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. 
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На занятиях используются:
  1. упражнения на развитие дыхания,
  2. выработка продолжительного речевого выдоха,
  3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.         8
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  • Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.          9
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Презентация работ

Ход занятия:
1.(Дети заходят под музыку маршируя, затем со сменой музыки бегут на носочках.

Как только меняется музыка ребенок по мелодии определяет движение)
Проходят на стульчики.
Муз.Руководитель: Здравствуйте ребята. Сегодня тема нашего занятия «Мир вокруг нас»
А теперь давайте представим обычны день в нашей жизни и сделаем его прекрасным ,интересным и солнечным даже если за коном дождь или пасмурно, но мы этот день украсим своим настроением и позитивом.
Вот в гостях у нас кукла Маша.

К.М. – Здравствуйте ребята. Какой прекрасный день .Давайте все вместе поздороваемся

1.Приветствие.
Здравствуйте ребята …-Здравствуйте!
Здравствуйте Котята….- Здравствуйте!
Здравствуйте Щенята…- Здавствуйте!
(Далее по выбору муз.руководителя)

2.Распевалочка,скороговорка

К.М.- Какие молодцы. Так стало тепло и весело, что мне так хочется петь .Ребятки скажите чтобы получилась красивая мелодия ,кто нам поможет.
 Дети: наши нотки.
К.М. – Ну тогда давайте споем нотную распевалочку.

Распевалочка:
До- воробышко гнездо
Ре- деревья во дворе
Ми- котенка покорми
Фа – в лесу кричит сова
Соль – запела детвора
Ля- запела вся земля
Си – поем мы для того, чтобы вновь вернуться в До

К.М.- Отлично.Наш ротик разогрелся теперь давайте скороговорки.
Андрей воробей не гоняй голубей. (меняя акцентное слово)

                                        3.Артикуляционная гимнастика звуковая
Кот.- Мяу ,где эти птички сейчас я их поймаю.
К.М.- Мурзик здравствуй. Не надо я тебе молочка налью. Спасибо .Ой Здравствуйте ребята .Для того чтобы попить молочка нужно его размять

Представим что качаем колесо на звук ШШШШ
Затем представим проходит мимо мама с коляской делаем звук Ссссс
Затем летит оса и жужжит ЖЖЖЖЖЖ
А мы испугались и делаем звук ЗЗЗЗЗ

1)Открываем рот на звуку а ,у и а,о
2)Язычок вверх вниз
3)Язычок вправо влево.
4)мостик ,когда язычок упирается в нижние зубы и выгибается как  мостик
5) Толкаем щечки
Далее по выбору мкз.руководителя
                                           
4.Ритмика

Кот- Спасибо ,голодным на остался.
Давайте скорее играть.Но нужно сначала разложить все вещи на места.
Проводиться игра.

                     Ритмическая игра Бытовые приборы
https://www.youtube.com/watch?v=8oHLWo0uPjk&list=TLPQMjEwMzIwMjOyHvRbP-UTbg&index=4 или в поиске
Елена MUSICWAY


Кот._- Ух как время быстро пролетело

К.М. – так давай в часики и поиграем.

Игра на ложках Часики

Кот- Маша ,скорее побежали на улицу играть. Лягушата на болоте сделали новые кочки и играют.
К.М.- скорее бежим

 Муз.руководитель: а пока наши герои спешат на улицу мы с вами еще одно упражнение сделаем

Русский танец (по выбору музыкального руководителя)

        4.Игровая логоритмика (подвижная)
Кот –
 Ну вот ,и кочки давай играть.

Под музыку Лягушонок проводиться игра  пропрыгать в ритм обручи
Кот –
 Маша посмотри а там воробушки .Давай с ребятам в игру поиграем.


 Проводиться игра воробушки

https://www.youtube.com/watch?v=KLI-PJzwhK0 или в поиске Музыкально –ритмическая игра воробушки.

К.М. – ух устала .
Кот – давай  успокоимся и сделаем массаж.

Тактильный массаж шарики в руках

https://www.youtube.com/watch?v=C3fTWZRKVOM 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение музыкальных руководителей Вязниковского района «Инновационные аспекты взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников.«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир г...

2 Протокол Методического объединения музыкальных руководителей от24 апреля 2017г. Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "

Протокол  Методического объединения музыкальных  руководителей от24 апреля 2017г  Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "...

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей «Индивидуализация музыкально – эстетического развития ребёнка»

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является развитие личности, способной к самоопределению и саморе...

Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г. Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохранение психофизического и социального здоровья детей с ТНР»

Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г.Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохра...