Речевая карта для детей 4 лет.
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Никифорова Наталья Петровна

Речевая карта для обследования речи у детей 4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta_dlya_4_let.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:

Карта развития ребенка дошкольного возраста с  нарушением речи 4 лет 

Анкетные данные:

Ф.И.О._______________________________________________________________________ дата рождения___________

Домашний адрес _________________________________________ номер телефона_______________________________

Дата заполнения речевой карты__________________ дата поступления ребенка в группу_________________________

Откуда поступил______________________________________________________________________________________

Сведения о родителях__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Национальный язык ____________________________________Двуязычие______________________________________

Общий анамнез:

Неблагоприятные факторы развития___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания: до года ____________________________________________________________________

после года ___________________________________Ушибы, травмы головы ___________________________________

Судороги при высокой температуре ____________________________________________________________________

Раннее развитие

Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.) _______________Сидит с (в норме: с 6 мес.) _______________________________

Ползает с (в норме: с 6—7 мес.) ___________________Стоит с (в норме: с 10—11 мес.) ___________________________

Ходит с (в норме: с 11—12 мес.) __________________Узнает близких с (в норме: с 2,5—3 мес.) ____________________

Первые зубы появились в (в норме: в 6—8 мес.) _____Количество зубов к году (в норме: 8 зубов) __________________

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты):

Педиатр

Невролог

Психоневролог

Отоларинголог

Офтальмолог

Хирург

Ортопед

Речевой анамнез

Гуление в (в норме: с 2-х мес.) ___________Лепет в (в норме: с 4—6 мес.) _____________Первые слова (в норме: около года) ____________________________Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет) __________________________

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине ____________________________________

Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ______________________________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту __________________________________________

Занимались ли с логопедом ______________________Результаты занятий с логопедом ___________________________

Исследование поведения и эмоциональной сферы

1.Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм; общение доброжелательное, активное, пассивное, безразличное, негативное, навязчивое, отказ от общения) _______________ 

2.Адекватность эмоциональных реакций __________________________________________________________________

3.Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность) _____________

Исследование неречевых психических функций

  • Исследование слухового восприятия:

Первичная д.

Повторная д.

Итоговая д.

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек Дудочка, колокольчик, бубен, ложки, барабан

Определение направления звука

Восприятие и воспроизведения ритма

_ _ ..      

_.._  

   .. _ _

  • Исследование зрительного восприятия:

Первичная д.

Повторная д.

Итоговая д.

Различение цвета, умение соотносить цвета (показать предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики)

 (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)

Восприятие формы (показ по просьбе логопеда) )   стр 11

 (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб

  • Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и

наглядно-образного мышления (выполняет самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок):

Первичная д.

Повторная д.

Итоговая д.

Ориентировка в пространстве: стр 12

 (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади) 

Ориентировка в схеме собственного тела 

 (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)

Складывание картинок из частей

 (2— 4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)

Складывание фигур из палочек по образцу

 («стульчик» и «кроватка» из 4 палочек, «лесенка» из 5 палочек)

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ______________________________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюсти, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ______________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный) ___________________________

Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ____________________

Мягкое небо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) __________________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, гипертрофия корня языка) ___________________________________

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ________

Исследование состояния моторной сферы.

  1. Состояние общей моторики (объём выполнения движений, точность выполнения, темп, активность,

координация движений, переключаемость): выполнение упражнений:

 (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч) ___________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

  1. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие

леворукости или амбидекстрии, наличие сопутствующих движении)

Первичная д.

Повторная д.

Итоговая д.

Кинестетическая основа движений: (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке)

Кинетическая основа движений: (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот)

Навыки работы с карандашом: (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги)

Манипуляции с предметами: умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую)

  1. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения,

активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок):

Первичная д.

Повторная д.

Итоговая д.

Выполнение упражнений: (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки)

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.

  1. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, тонус,

объём, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка): 

  • Движения нижней челюсти:

 (открыть и закрыть рот) _____________________________________________________________________________

  • Движения губ:

 (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой») ________________________________________

  • Движения языка:

 (показать - «лопату», «жало», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом — на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом — правого — «маятник») _________________________________________________________________________________________________________

  • Движения мягкого неба

широко открыть рот и зевнуть____________________________________________________________________________

Исследование состояния импрессивной речи.

  1. Пассивный словарь:
  • Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты,

части предметов и объектов) ____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

  • Умение обобщать

 (стр. 17) (игрушки, одежда, обувь, посуда) ______________________________________________________________

  • Понимание действий (показать по предложенным картинкам)

 (стр. 20) (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует) _______________________

______________________________________________________________________________________________________

  • Понимание признаков

 (стр. 23) (большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт) _____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

  1. Понимание различных форм словоизменения:
  • Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам)

 (стр. 26) (дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро — ведра) ______________________

____________________________________________________________________________________________________

  • Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами

 (стр. 29) (в, на, у) _______________________________________________________________________________

  • Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных

 (стр. 30) (стол-столик, машина-машинка, ведро-ведерочко) ___________________________________________

  • Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам)

 (стр. 32) (кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут) ______________________________________

  • Дифференциация глаголов с различными приставками.

 (стр. 33) (девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки) ______________

____________________________________________________________________________________________________

  1. Понимание отдельных предложений и связной речи:
  • Понимание соотношения между членами предложения (показать по предложенным картинкам)

 (стр. 34) (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.) ________________________________

  • Понимание текста (стр. 35 - 36)

 (сказка «Репка») ________________________________________________________________________________

  1. Состояние фонематического восприятия:
  • дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам)

 (стр. 37)

кот — кит__________дом — дым__________ уточка — удочка__________ киска — миска____________

 

  • дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

 (стр. 40)

коса — коза ________мишка — миска_________ кочка — кошка________ малина — Марина______________

Исследование экспрессивной речи.

  1. Активный словарь.

Имена существительные:

  • назвать по 4—5 имен существительных по предложенным учителем – логопедом темам

Игрушки: _____________________________________________________________________________________________

Посуда: ______________________________________________________________________________________________

Одежда: _____________________________________________________________________________________________

Обувь: _______________________________________________________________________________________________

Первичная д.

Повторная д.

Итоговая д.

 Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке (стр. 43)

Мяч, кукла, машинка

Рубашка, платье, шорты

Тапки, туфли, ботинки

Назвать части тела (предметов)

 (ноги, спинка стула, руки, сиденье стула, голова, ножки стула, глаза, кузов машины, уши, колеса машины) 

Глаголы (исследование предикативного словаря): (стр. 46) (ответить на вопросы по картинкам):

Что делает мальчик? (ест)

Что делает девочка? (спит)

Что делают дети? (играют)

Что делает птица? (летит)

Что делают рыбки? (плавают)

Что делают машины? (едут)

Имена прилагательные (исследование атрибутивного словаря)

Назвать предъявленные цвета: (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный)

Название формы (ответить на вопросы с опорой на картинки)

Мяч какой? (круглый)

Платок какой? (квадратный)

  1. Состояние грамматического строя речи:
  • Словоизменение:

Первичная д.

Повторная д.

Итоговая д.

Преобразование сущ-ого ед. ч. во мн. Ч. (изменение им.сущ. по числам):  (стр. 48)

 (стол — столы, кот, дом, кукла, рука, окно)

Употребление имен существительных в косвенных падежах без предлога

И.п. У тебя есть (что?)                                  

Р.п.  У тебя нет (кого?)

Д.п. Кому даю мяч(кому?)

В.п. Любишь (кого?)

Т.п. Доволен (кем?)

П.п. Рассказ (о ком?)

Согласование прил-х с сущ-ми ед. ч. (назвать по картинкам):  (стр. 52) (красный мяч, синяя шапка, желтое ведро)

Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам): стр. 53) (Где стоит ваза? (на столе) Где лежат фрукты? (в корзине) У кого мячик? (у мальчика)

Согласование существительных с числительными в роде и числе:  (два кота, пять котов, две машины, пять машин)

  • Словообразование:

Первичная д.

Повторная д.

Итоговая д.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы:

-Как назвать маленький предмет? (стр. 56)

 (стол — столик, чашка — чашечка, сумка — сумочка, ведро — ведерочко)

Образование названий детенышей животных: (стр. 59) 

(у кошки — котенок, у лисы, у утки, у слонихи-слонёнок)

  1. Состояние связной речи
  • Пересказ текста из нескольких предложений:

Котенок

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Состояние языковой системы:
  • Состояние фонематического восприятия (слухо – произносительная дифференциация звуков):

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

ба-па __________ па-ба __________ га-ка __________ ка-га __________ да-та __________ та-да __________

ма-ба __________ ба-ма __________ ва-ка __________ка-ва __________ ня-на __________ на-ня __________

  • Фонетико-фонематическая система:

Гласные

     Произношение звуков

Исследование звукослоговой структуры слов

(повторить за учителем – логопедом с опорой на наглядно

сть):

С

Ть

Бь

П

Кот                                                        Вода

Стук                                                      Мост

Спина                                                   Банка

Фантик                                                 Ступенька

Сь

Л

В

Пь

З

Ль

Вь

М

Зь

Р

Г

Мь

Ц

Рь

Гь

Н

Ш

Й

К

Нь

Ж

Д

Кь

Ф

Щ

Дь

Х

Фь

Ч

Б

Хь

Й

Т

 

Характер

нарушения

  1. Состояние дыхательной и голосовой функций:

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ______________________

Объем дыхания (достаточный, недостаточный) _____________________________________________________________

Продолжительность речевого выдоха _____________________________________________________________________

Сила голоса ___________________________________________________________________________________________

Модуляция голоса _____________________________________________________________________________________

  1. Особенности динамической стороны речи.

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) _____________________________________________________________

Ритм (нормальный, дисритмия) __________________________________________________________________________

Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) _________________________________________________

Употребление основных видов интонации _________________________________________________________________

Логопедическое заключение (4 года):__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Дата_______________________________ Логопед_________________________________________________________        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для детей 5-6 лет с ОНР

Речевая карта для детей с ОНР разработана для логопедов. Карта удобная в использовании, так как в ней есть три графы для заполнения промежуточных диагностик в течении года....

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Речевая карта обследования детей 4-7 лет с Общим недоразвитием речи Мельниковой Н.В.

Удобно, быстро  оформлять ( многие графы уже заполнены и нужно только  подчеркнуть необходимое) . Удобно  сравнивать динамику  развития  ребенка  по всем  диагностир...

Речевая карта обследования детей с ОНР на логопункте

На каждого ребёнка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются основные особенности фонематической стороны речи ребёнка; состояние лексико-грамматического строя и связно...

Речевая карта ТНР детей 5-7 лет

Карта обследования ребенкаДетский сад № ___________ Фамилия __________________________________ Имя _____________________________ Год рождения___________________Домашний адрес_____________________...

Речевая карта для детей с заиканием

Речевая карта заикающегося дошкольника, входящая в документацию логопеда, составлена на основе разработок Волковой Г. А., Нищевой Н. В., Стребелевой Е. А., Смирновой И. А.. Одна карта заполняется в те...