Пересказ рассказа «Осенняя ёлочка» по Н. Сладкову
план-конспект занятия по логопедии

Сценарий логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_osennyaya_elochka.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе

Тема: пересказ рассказа «Осенняя ёлочка» по Н. Сладкову.

Цель: формирование навыка пересказа по условной наглядной схеме.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- обогащение словарного запаса по лексическим темам «Осень», «Деревья»;

- практическое усвоение переносного значения слов;

- закрепление знаний детей о композиции рассказа;

- развитие навыков контроля за речью товарищей и навыков самоконтроля.

Коррекционно-развивающие:

- развитие слухового восприятия, внимания, вербальной памяти.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание любви к родной природе;

- воспитание умения слушать друг друга.

Оборудование: звуковая запись шума осеннего леса, деревянные штампы кленовых, осиновых и ивовых листьев, бумажные осенние листья, песочница со светодиодной подсветкой, Учёный Кот (плоскостная фигура из иллюстрации «У лукоморья дуб зеленый…»), карточки для составления наглядной схемы рассказа.

Предварительная работа: активизация и обогащение словаря по теме «Деревья», «Осень»; индивидуальное заучивание стихотворения на этапе дифференциации звуков р-рь.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, прислушайтесь: раздаётся какой-то звук.

(Звучит нарастающий шум деревьев).

Как вы думаете, что это?

Дети: Это ветер качает деревья и шумит.

Логопед: Осенний ветер срывает с деревьев листья, и один необычный листок залетел к нам в окошко. На нём написано приглашение.

Ребёнок: (читает стихотворение, выученное дома)

В лес осенний на прогулку

Приглашаю всех пойти.

Интереснее занятия

Вам, ребята, не найти!

Логопед: Ребята, давайте примем это приглашение.

II. Работа по теме занятия.

1.Чтение рассказа «Осенняя ёлочка».

Логопед: Сегодня осенний лес приготовил для вас красивую историю, послушайте её.

Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась вокруг. Деревья роняли листья.

Много лет прошло с тех пор, но каждую осень в день ёлочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива осыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит ёлочка удивлённая, счастливая; раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда их девать, а ей всё дарят и дарят. У всех на глазах ёлочка становится из колючей и хвойной мягкой и лиственной. И стоит она нарядная и разноцветная. Не то что зимой и летом одним цветом. (По Н. Сладкову)

2. Лексическая работа.

Логопед: Когда ёлочка появилась на свет? Вспомним, как это происходило. Я буду начинать предложение, а вы дополняйте нужным словом:

Ёлочка листья и травинки … . (Раздвинула).

Из земли ёлочка … .(Высунулась).

Вокруг ёлочка удивлённо … . (Осмотрелась).

Послушайте ряд слов, запомните и повторите: раздвинула, высунулась, осмотрелась, роняли. (2-3 ребёнка повторяют ряд слов)

Какое слово к ёлочке не относится? (Роняли).

3. Работа в песочнице.

Логопед: Волшебная песочница покажет нам, как деревья роняли листья.

Дети подходят к песочнице и на штампы листьев насыпают песок, получаются изображения листьев:

а). осиновых листьев (включается красная подсветка);

На что похожи осиновые листья? (На красные фонарики).

б). кленовых листьев (включается оранжевая подсветка);

На что похожи кленовые листья? (На оранжевые звёзды).

в). ивовых листьев (включается желтая подсветка);

На кого похожи листья ивы? (На золотых рыбок).

4. Динамическая пауза.

Логопед: А какой же день рождения без песни?

Падают, падают листья. (Дети с осенними листьями в руках идут по кругу и поют.)

В нашем лесу листопад. (Дети кружатся.)

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят. (Дети роняют листья и приседают.)

5. Составление наглядной схемы рассказа.

Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на картинки и найдите ту, которая соответствует началу рассказа, продолжению и концу. (Дети составляют условную схему рассказа из трех картинок.)

6. Повторное чтение рассказа.

Логопед: Ребята, хранитель песочницы Учёный Кот хочет вместе с вами послушать этот рассказ. Постарайтесь хорошо запомнить его, так как Учёный Кот захочет, чтобы вы рассказали ему эту историю ещё раз.

7. Пересказ рассказа детьми по частям. (Выходят три ребенка, каждый по желанию выбирает себе из схемы картинку и пересказывает соответствующую часть.)

Обсуждение пересказов детьми и Учёным Котом.

III. Итог:

Логопед: Ребята, Ученый Кот вам очень благодарен за хорошие рассказы и хочет, чтобы такую интересную историю узнали и ваши родители. Для этого он дарит вам осенние листья (Дети выбирают себе по яркому листочку.) Подарите листок своей маме и расскажите ей эту удивительную историю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа "В берлоге" (по Н. Сладкову).

Обучение последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, демонстрация наглядной модели "медвежонок"....

Пересказ рассказа "Осенняя прогулка" с помощью опорных картинок.

Поддерживать активный интерес у детей к окружающей природе, прививать любовь ко всему окружающему.Продолжать учить пересказу. Закреплять знания детей об осенних изменениях в природе.Совершенствовать п...

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы на тему"Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову)"

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Пересказ рассказа "Осень"

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опрой на графические схемы...

Практическое занятие в семейном кругу. Пересказ рассказа «Осень под водой» в рамках тематической недели «Осень, приметы осени»

Практическое занятие в семейном кругу. Пересказ рассказа «Осень под водой» в рамках тематической недели «Осень, приметы осени»...