Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков С—Ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ерёмина Марина Петровна

Цель:

  • закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

Задачи:

Коррекционно-развивающая:

  • учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
  • учить внимательно вслушиваться в речь взрослого;
  • способствовать развитию речевого дыхания;
  • формировать фонематический слух;

Образовательная:

  • распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;
  • способствовать формированию грамматического строя речи;
  • способствовать развитию логического мышления, моторики рук;

Воспитательная:

  • воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon log._zanyatie_po_differentsiatsii_s-sh.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков С—Ш"

Ерёмина Марина Петровна

Цель:

  • закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

Задачи:

Коррекционно-развивающая:

  • учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
  • учить пользоваться различной громкостью голоса;
  • учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, формировать фонематический слух;
  • способствовать развитию речевого дыхания;

Образовательная:

  •  распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;
  • формировать фонематический слух;
  • способствовать развитию речевого дыхания;
  • способствовать формированию грамматического строя речи;
  • способствовать развитию логического мышления, моторики рук;

Воспитательная:

  • воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.

Оборудование:

  • игрушка «Снеговик»;
  • пиктограммы;
  • пособие к игре «Вазы»;
  • картинки - снежинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш];
  • пособие для дыхательной гимнастики «Буря».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

Дети делают вдох и выдох три раза.

- А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети: снеговик.

II. Попеременное произнесение звуков [с] - [ш].

Логопед: - Правильно. Он пришёл к нам с Далёкого Севера и принёс радиограмму. Он не знает какая погода их ожидает в ближайшее время, а вы поможете ему её расшифровать. (На предыдущих занятиях слово «радиограмма» детям объяснялось.) Логопед раздаёт детям карточки (рисунок 1):

Рисунок 1.

Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д. (Произносят громко, тихо, умеренно.)

Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].

Логопед: - Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму: «Дальний Север ожидают метели и ветер».

III. Упражнение на развитие мимики.

- Ребята, а у снеговика есть друзья, хотите узнать какие? (рисунок 2)

Рисунок 2.

- Вот такие друзья у нашего снеговика!

IV. Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах.

Логопед: - А теперь снеговик хочет с вами поиграть (д/и « Повтори за мной»). Давайте покажем ему, какие мы внимательные:

ша – са

шу – су

аш – яс

ош – ос

шо – со

ши – сы

уш – ус

са – ша

су – шу

яш – аш

ши – ис

со – шо

сы – ши

еш – ес

- Молодцы, а теперь слова:

шайка – сайка,

шок – сок,

шут – суд,

шитый – сытый,

шутки – сутки,

шип – сип,

пошёл – посол

саша – саша – саша (ударение на второй слог)

сошо – сошо – сошо

- Хорошо, а сейчас по картинкам:

крыса – крыша,

миска – мишка,

каска - кашка,

тушь – туз,

уши – усы,

плюс - плюш

V. Игра «Вазы». Согласование числительного со словосочетанием.

Рисунок 3.

Логопед: - Ребята, а наш снеговик вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил.

Помогите ему их собрать. (рисунок 3)

Дети подбирают недостающие части.

- А теперь давайте посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так: один красивый кувшин, два красивых кувшина и т.д.

Дети считают, правильно проговаривая звуки [с], [ш].

VI. Логоритмическое упражнение.

Логопед: - Молодцы, ребята! А давайте попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним, а то он очень расстроился из – за разбитых кувшинов:

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы, 
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

Выполнение движений в соответствии с текстом.

VII. Упражнение на развитие дыхания «Буря в стакане».

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с крошками пенопласта. В крышке стакана делается отверстие, в которое фиксируется соломинка для коктейля. Ребёнок дует через соломинку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.

Логопед: - Вот мы и согрелись, а наш снеговик начал таять. Что же делать?

Дети подсказывают: «Бурю».

VIII. Игра на развитие фонематического слуха.

Логопед: - Ох, ребята, сколько же вы снежинок надули. А снежинки волшебные, с картинками. Вам нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани. На снежинках картинки:

  • лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы и т.д.

- Молодцы!

Далее дети дают характеристику звуку [ш], [с].

IХ. Дидактическая игра «Правильно ли это?»

Логопед: - А снеговик придумал вам игру за то, что вы не дали ему растаять. Называется она «Правильно ли это?». Снеговик будет говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно.

Девочка ест кашей. Мальчик читает книгой. Мужчина пьёт чая. Женщина идёт в магазином. Кошка сидит на стулом. Мышка залезла в шкафом. Мама шьёт дочери нарядное платьем. Отец читает книгу дети.

Х. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед: - А ещё, наш снеговик большой шутник. Послушайте, что он придумал:

Как – то вечером старушки
Пили чай и грызли …сушки.

Кошка на подушке
Лапкой моет ...ушки.

Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладёт под голову … подушку.

Испекла старушка пышки
И сложила пышки в … миску.

Логопед: - Ребята, а теперь давайте, и мы снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:

Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са, 
Сахар, масло, колбаса.

XI. Итог.

Логопед: - Молодцы, ребята! Вам понравилось играть со снеговиком? А что вам запомнилось больше всего? Вы хорошо отвечали, играли, снеговику у вас тоже очень понравилось и за это он дарит вам волшебные ледышки (леденцы «Чупа – чупс»). Ему пора возвращаться на Север. Снеговик прощается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишк...

Логопедическое занятие по автоматизации звук Р "Как Незнайка научился говорить звук Р"

Занятие проходит в игровой форме, дети "учат" Незнайку произносить звук Р: показывают артикуляционные упражнения, способствующие произношению звука, произносят звук изолированно, в слогах, с...