Мотивационные игры в работе с детьми с ТНР
статья по логопедии (старшая группа)

Александрова Юлия Валерьевна

Мотивационные игры в работе с детьми с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vysokomotivatsionnye_igry.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и др.

Обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально-дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков.

Движение и игра – основа естественного развития дошкольников

Остановимся на некоторых характеристиках общего и речевого развития этой категории детей:

У детей с ТНР помимо «чисто» речевых нарушений отмечаются недостатки познавательного и двигательного развития (в том числе речедвигательных расстройств).

У детей с ТНР снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь).

Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания.

Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления.

Учебная деятельность детей с ТНР отличается

замедленным темпом восприятия учебной информации,

сниженной работоспособностью,

затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами;

трудностями в организации произвольной деятельности,

низким уровнем самоконтроля и мотивации,

возможным ослаблением памяти,

отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности,

нарушениями мелкой моторики,

зрительно-моторной и слухо-моторной координации.

Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у учащихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.

Особые образовательные потребности детей с ТНР:

Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным), особенно у детей с низким уровнем речевого развития (моторной алалией); в формировании социальной компетентности. Развитие всех компонентов речи, рече-языковой компетентности.

Большая группа детей с ТНР – это дети с ЗПР, аутоподобным поведением, первичным нарушением коммуникации. Их характеризует низкая познавательная активность либо полное отсутствие познавательной деятельности, и, как, следствие отсутствие речевой инициативы.

В рамках реализации индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР рекомендуем таким детям предлагать коммуникативные и высокомотивационные игры, они подбираются так, что позволяют длительно поддерживать познавательный интерес за счет эффекта неожиданности, новизны, использования тех видов деятельности, игровых приемов, которые являются наиболее ценными для ребенка (полезно побеседовать с родителями на предмет, чем любит заниматься ребенок).

При этом сверхценные интересы детей (например, открывание и закрывание дверей, перебирание веревочек, шуршание целлофановыми пакетами, листание страниц книг, разрывание бумаги и т. д.) как прием активизации мы как правило оставляем тем резервом, который используется в самом крайнем случае, когда другими приемами стимулировать познавательно-коммуникативную деятельность нам удается.

Также каждая игра, представленная далее, позволяет логопеду дать невербальную инструкцию на случай нарушения понимания речи у ребенка.

Каждую игру можно упростить и усложнить в зависимости от этапа коррекционной работы, актуального уровня развития ребенка, решаемых в игре задач по развитию компонентов речи и неречевых психических процессов.

ПРИМЕРЫ ИГР:

ИГРЫ НА ПОДДУВАНИЕ:

1. Ребенок дует в стакан, наполненный рваной бумагой или фольгой. После того, как кусочки разлетелись, на дне стакана становится видна фигурка с нужным словом.

Варианты усложнения: Ребенку предлагаем инструкцию «Рви и бросай бумагу в стакан, когда услышишь звук А», затем, «Дуй в стакан, когда услышишь звук У». Назови слово на звук А, потом на звук У.

Рви и бросай бумагу в левый стакан, когда скажу МАК, в правый – когда скажу БАК. Затем предлагается подуть в стакан и назвать, какой предмет на дне (мак или бак).

2. Ребенок дует на муку, которая покрывает картинки, лежащие на подносе.

3. Ребенок дует на перья/листочки/бумажные снежинки, которые покрывают картинки.

4. Ребенок дует в язычок-гудок, сбивает бумажный стаканчик и называет спрятанный под стаканом предмет.

5. Ребенок лопает шарик, внутри которого фигурка или иллюстрация нужного слова (стоит помнить, что некоторые дети могут боятся таких громких звуков).

6.Ребенок опускает стакан дном вниз в контейнер с подкрашенной водой и водит по дну контейнера, под которым лежат картинки, в ходе вышеописанных манипуляций картинки становятся видны.

7. Логопед заранее замораживает лед, внутри которого лежат картинки или фигурки. Ребенок льет теплую воду на лед, размораживая его.

8. Ребенок тянет за веревку, к которой привязаны фигурки. Фигурки можно закапывать в контейнер с сыпучим материалом или прятать под бумажный стакан, который будет падать.

9.Ребенок смывает водой/ губкой/ стирает влажной салфеткой пену/краску с заламинированного листа с картинками.

10. Ребенок может искать фигурке в контейнере с гидрогелем или сыпучим материалом.

11.Специалсит заранее закрепляет полоску широкого скотча липкой стороной вперед между ножек стола или другими предметами. Ребенку необходимо кидать/снимать со скотча фигурки.

12. Ребенок сбивает мячом бумажный стаканчик, под которым прячется фигурка.

13. При выключенном свете ребенок ищет фонариком картинки, развешенные на стене.

14. Ребенок должен искать/узнавать предметы на ощупь через ткань.

15. Ребенок должен снимать картинки, наклеенные на специалиста. Здесь же можно закрепить название частей тела.

16. Специалист накрывает заламинированную картинку салфеткой. Ребенок капает на салфетку водой, картинка проявляется.

17. Ребенок ищет предметы по инструкции «в коробке», «под столом», «в шкафу» и называет их.

18. Ребенок с помощью предмета с наклеенной на него липучкой захватывает картинки со стола, переворачивает и называет их.

19. Игры с магнитным жезлом.

18.Многим известны игры, в которых необходимо светить фонариком на картинку, а внутри появляется другая картинка. Например, на листе нарисованы вагончики, а если подсветить вагончик снизу, то внутри появится груз.

Обязательным пунктом работы является развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ТНР.

Приведем несколько примеров коммуникативных игр:

2.«Зоопарк» каждый из учеников представляет себе, что он – животное, птица, рыба. Педагог дает 2 – 3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

3. «Найди меня». Для проведения данной игры дети делятся на две команды, в одной из которой всем завязываются глаза. Группа с завязанными глазами ходит по комнате и находит детей из другой команды. Но нужно не просто найти друга, но и узнать его. Это можно сделать, ощупывая волосы, руки, одежду. После того, как все найдены и названы, участники меняются ролями.

«Вопросы и ответы по кругу».встать в круг, взять в мячик, передавать его тому, кто стоит рядом, задавая вопрос. Тот должен быстро ответить на вопрос и передать мячик следующему. Методические рекомендации: ребенок приобретает навыки быстрой реакции в разговоре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры в работе с детьми

Пальчиковые игры помогают ребенку развивать эмоциональность, мышление, воображение, исполнительские и творческие способности....

доклад "Использование настольно-печатной дидактической игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста".

Доклад об использовании настольно-печатных дидактических игр в старшей группе детского сада...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие движений пальцев рук должно соответствовать возрасту ребёнка, тогда и речевое развитие будет в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развит...

опыт работы по организации подвижных игры в работе с детьми с ЗПР.

Здоровьесберегающие технологии. Материал будет интересен как родителям, так и психологам, работающим с детьми с ЗПР или с детьми с искажениями в психическом развитиии....

Методическое пособие. «Развивающие игры в работе с детьми детского сада» (развивающие математические игры для детей 3-7 лет)

Актуальность темы:Программа «давайте поиграем» ориентирована на возрастующую познавательную активность детей, развитие творческих способностей дошкольников. Программа помогает подготовить дошкольников...

Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...

Коррекционные возможности игры в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы учителя-дефектолога)

Представлены особенности работы по развитию игровой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями. описаны игрушки , практические советы учителя-дефектолога по формированию игрового поведения у...