Поэтапное формирования связной речи детей у дошкольников с речевыми нарушениями
учебно-методический материал по логопедии

Сайфуллина Рушания Сягитовна

Материалы к семинару и презентация по теме: Поэтапное формирования связной речи детей у дошкольников с речевыми нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech.docx122.5 КБ
Файл svyaznaya_rech.pptx143.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение  

города Нижневартовска детский сад № 49 «Родничок»

Тема: Поэтапное формирования связной речи детей у дошкольников с речевыми нарушениями

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Сайфуллина Р.С.


К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Общее недоразвитие речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) - форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения.

При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи.

В группу с ОНР объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам.

Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются:

- описание - сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности. Представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии».

- повествование - сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику».

- рассуждения - особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений). Рассуждение складывается из цепи суждений, образующих умозаключения.


ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР

(III уровень речевого развития)

Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционной группе детского сада осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях.

Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию предусматривает дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от состояния связной монологической речи и индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка. На основании данных логопедического обследования дошкольников с ОНР, а также последующих динамических наблюдений рекомендуется выделять две группы в зависимости от степени сформированности связной речи и навыков рассказывания.

Для детей 1-й группы следует увеличивать объем подготовительной работы, количество тренировочных упражнений, использовать разные виды помощи со стороны педагога. В большей степени применяются облегченные формы заданий (составление рассказа по вопросам, фрагментам, с использованием вспомогательного иллюстративного материала). Усложнение заданий с переходом к самостоятельным формам рассказывания следует относить на более поздние сроки обучения.

Коррекционное обучение предусматривает тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей групп. При этом принимаются во внимание методические рекомендации, имеющиеся в специальной литературе. Воспитателем может проводиться подготовительная работа к некоторым занятиям логопеда (беседы и чтение литературы по теме, проведение экскурсий и т..д.). На воспитательских занятиях закрепляются навыки, полученные детьми в ходе обучения связной речи (словарная работа, закрепление правильного употребления словоформ, синтаксических конструкций и т.д.). Ряд занятий по обучению рассказыванию проводится воспитателями под руководством логопеда. Им же даются рекомендации по организации воспитательских занятий, применению речевых заданий и упражнений, словарного материала, а также по индивидуальному подходу к детям с учетом специфики отмечаемых речевых затруднений в овладении навыками рассказывания.

Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малогрупповым методом (5-6 чел.). Малогрупповой метод проведения занятий позволяет эффективно осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом речевых и психологических особенностей, а также наиболее выраженных затруднений в составлении связных высказываний (трудности планирования, удержания программы высказывания, несформированность навыков контроля за построением рассказа, характер отмечаемых аграмматизмов).

Занятия проводятся 1-3 раза в неделю (в зависимости от периода обучения) по 20-30 минут, в утренние часы. При этом учитываются указания и методические рекомендации по организации обучения детей с ОНР.

Учебная и внеучебная работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает:

  • коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи,
  • целенаправленное развитие фразовой речи,
  • развитие навыков речевого общения и обучение рассказыванию.

Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются

Развитие монологической формы речи осуществляется:

При обучении детей с III уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи. Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей.

В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения.

В I периоде первого года обучения (сентябрь-ноябрь) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.

Во II периоде (декабрь-март) совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов.

В III периоде (апрель-июнь), наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода — развитие самостоятельной связной речи детей.

Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта.

При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

  • закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
  • формирование навыков построения связных монологических высказываний.
  • развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
  • целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.
  • формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:
  • усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.);
  • формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения;
  • обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия:

Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:

Подготовительный этап обучения

Обучению детей рассказыванию предшествует подготовительная работа (I период 1 года обучения).

Цель— достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний.

Подготовительная работа включает:

  • формирование лексического и грамматического базиса связной речи,
  • развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры,
  • развитие коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.

В задачи входит:

  • развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей;
  • формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений;
  • формирование умений адекватно передавать в речи, изображенные на картинках простые действия;
  • усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.), необходимых для составления речевых высказываний;
  • практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений; формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью, — умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания (правильно ли определен субъект и объект действия, названо ли выполняемое действие, отражено ли то или иное качество предмета и т.д.).

Реализация указанных задач осуществляется на логопедических занятиях в ходе упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам, в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений, подготовительной работы к описанию предметов.

На первом этапе обучения дети упражняются в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усваивают ряд языковых (лексических, синтаксических) средств построения речевых высказываний. У детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям. Это является основой для последующего перехода к овладению различными видами монологических высказываний (пересказ, рассказ-описание, рассказывание по картинам и др.).

На начальном этапе обучения детей с ОНР необходимо опираться на наглядность, а также моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания.

1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.

2. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.

4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа логопеда.

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.

7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.

8. Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (специально разработанные альбомы)

9. Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.

Занятия по пересказу.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР.

Большое внимание следует уделять выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы (2 период 1-го года обучения) используются небольшие тексты; в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств.

Особое внимание обращается на познавательность содержания, доступность языкового — лексического и грамматического — материала текста для обучаемой группы детей.

Обучение пересказу на материале каждого произведения целесообразно проводить на двух занятиях, при усложнении выполняемых заданий — на трех.

На 1-м году обучения дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. Для облегчения пересказа используются приемы:

  • выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения,
  • выделение отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей.

Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; затем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. К концу 1-го года (3 период обучения) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа.

На 2-м году обучения дети должны овладеть пересказом без опоры на наглядный материал. Детям предлагается такая форма работы, при которой пересказ одного иллюстрирует другой ребенок, подбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа. Эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка.

В целях формирования у детей навыков планирования развернутого сообщения на 2-м году обучения рекомендуется также прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее составления используются блоки-квадраты, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа.

Работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает: — усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур; упражнения на правильное употребление фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применением полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа; - развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях.

На 1-м году обучения отрабатываются следующие грамматические структуры:

а) простые распространенные предложения из 3-5 слов с включением дополнения, обстоятельства места, определения;

б) осложненные конструкции — с двумя однородными сказуемыми или дополнениями;

в) сложносочиненные предложения с союзами и, а и сложноподчиненные с придаточными времени (с союзом когда), изъяснительными (с союзом что), причины, определительными (с союзным словом который).

На 2-м году обучения на занятиях по пересказу обращается внимание на овладение детьми навыками построения предложений с несколькими однородными сказуемыми, выраженными глаголами прошедшего времени совершенного вида, а также бессоюзных сложных предложений и сложноподчиненных с придаточными места (с союзным словом где), условия (с союзом если) и др. Работа по развитию словаря осуществляется в основном в процессе разбора текста. Детям объясняется значение малознакомых и новых слов, словосочетаний, фразеологических оборотов; их закрепление происходит в процессе пересказа путем использования наводящих вопросов, подсказа, повторения слов и словосочетаний ребенком.

Обучение рассказыванию по картинам

С картинным материалом проводятся следующие виды занятий:

Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов:

  • подготовку детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и др.);
  • разбор ее содержания;
  • обучение детей составлению рассказа;
  • анализ детских рассказов.

При обучении рассказыванию по картине используются методические приемы:

Обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок рекомендуется проводить на 2 занятиях:

  • на 1-м занятии проводится последовательный разбор каждой картинки серии; при этом у детей формируются навыки целенаправленного анализа наглядно воспринимаемого предметного содержания.
  • На 2-м занятии поочередно составляются рассказы по нескольким картинкам-фрагментам и по всей серии в целом. В качестве обучающего приема рекомендуется составление сюжетной завязки, начала к изображенному действию (по вопросам педагога или данному образцу).

Обучение рассказу-описанию предметов

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие основные задачи:

  • развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
  • формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа - описания предмета;
  • овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы:

  • подготовительные упражнения к описанию предметов;
  • формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;
  • описание предметов по основным признакам;
  • обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков - микротем);
  • закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий;
  • усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

Эффективным при обучении детей с ОНР является прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т.д.). Педагог, а вслед за ним и ребенок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Такой прием рекомендуется как в начале обучения самостоятельному описанию, так и в дальнейшем, если у детей возникают трудности в усвоении последовательного плана-схемы. Приведем пример параллельного описания.

Описание предметов по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения) можно проводить на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка по темам: «Моя любимая игрушка», «Наши верные друзья» и др. Описание по памяти проводится и на воспитательских занятиях, на основе впечатлений, полученных детьми при посещении зоопарка, уголка животных, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и др.

Коррекционная работа по развитию у детей грамматически правильной речи на занятиях по описанию предметов включает:

  • систематические упражнения на правильное употребление словоформ;
  • усвоение практических навыков словоизменения;
  • упражнения на правильное построение предложений;
  • активизацию и обогащение словарного запаса;
  • формирование навыков контроля за построением высказываний.

Обучение рассказыванию с элементами творчества

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

Основные виды рассказывания с элементами творчества:

  • рассказы по аналогии,
  • придумывание продолжения и завершения рассказа,
  • составление рассказа по нескольким опорным словам и на предложенную тему.

Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и др.). В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированное у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др.). Обучение данному виду рассказывания занимает особое место в работе с детьми, имеющими IV уровень речевого развития.

Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, связано с большими трудностями.

Эти дети испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого текста. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения, отставанием в развитии комбинаторных функций.

Все это определяет необходимость особого внимания к организации занятий по обучению дошкольников с ОНР составлению рассказов с элементами творчества и к использованию адекватных приемов обучения с учетом особенностей этой группы детей.

Обучение детей с ОНР составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества проводится в основном на 2-м году обучения. Однако начиная с 3-го периода 1-го года обучения в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам и другие рекомендуется включать отдельные, доступные детям задания творческого характера.

В ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний. Большое внимание уделяется формированию языковых (прежде всего, грамматических) обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: адекватность содержания, последовательность изложения, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. Значительное место отводится работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, то есть тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Мы считаем, что развитию связной речи у дошкольников будет способствовать образовательная деятельность по ознакомлению с сезонными изменениями в природе. Основной акцент, по нашему мнению, стоит сделать на включение в образовательный процесс по развитию связной речи у дошкольников бесед о природе, наблюдений, вопросов проблемного характера, экскурсий, целевых прогулок, дидактических игр и других формы работы.

 

Литература

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр.. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда)
  2. Виноградова Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Пособие для воспитателей дет. сада.  М.: Просвещение, 1978.- 103с.
  3. Рыжова Н.А. Наш дом природа. М. : Карапуз-Дидактика, 2005. - 189 с.
  4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1968.
  5. Характеристика связной речи детей 6-7 лет/ Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1979.
  6. Шлегер Л.К. Материал для бесед с маленькими детьми. М., 1914.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед высшей квалификационной категории Сайфуллина Р.С. Тема: Поэтапное формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями

Слайд 2

Общее недоразвитие речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) - форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. В группу с ОНР объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений ( дизартрия, алалия, ринолалия , афазия ) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам .

Слайд 5

Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию предусматривает дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от состояния связной монологической речи и индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка.

Слайд 6

Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малогрупповым методом (5-6 чел.). Малогрупповой метод проведения занятий позволяет эффективно осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом речевых и психологических особенностей, а также наиболее выраженных затруднений в составлении связных высказываний (трудности планирования, удержания программы высказывания, несформированность навыков контроля за построением рассказа, характер отмечаемых аграмматизмов ). Занятия проводятся 1-3 раза в неделю (в зависимости от периода обучения) по 20-30 минут, в утренние часы. При этом учитываются указания и методические рекомендации по организации обучения детей с ОНР.

Слайд 7

Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются Развитие монологической формы речи осуществляется:

Слайд 9

Первый год обучения В I периоде (сентябрь-ноябрь) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во II периоде (декабрь-март ) совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов. В III периоде (апрель-июнь), наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода — развитие самостоятельной связной речи детей. Второй год обучения Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта.

Слайд 11

Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия :

Слайд 12

Подготовительный этап обучения Обучению детей рассказыванию предшествует подготовительная работа ( I период 1 года обучения). Цель — достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. Подготовительная работа включает: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, развитие коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.

Слайд 13

Занятия по пересказу На 1-м году обучения дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. Для облегчения пересказа используются приемы: выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, выделение отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей. Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; затем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. К концу 1-го года (3 период обучения ) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа. На 2-м году обучения дети должны овладеть пересказом без опоры на наглядный материал. Детям предлагается такая форма работы, при которой пересказ одного иллюстрирует другой ребенок, подбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа. Эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка. Для формирования у детей навыков планирования развернутого сообщения на 2-м году обучения рекомендуется прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы.

Слайд 14

Обучение рассказу-описанию предметов При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие основные задачи : развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов; формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа - описания предмета; овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа. С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы : подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; описание предметов по основным признакам; обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков - микротем ); закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий; усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

Слайд 15

Обучение рассказыванию с элементами творчества Основные виды рассказывания с элементами творчества : рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление рассказа по нескольким опорным словам и на предложенную тему. Обучение детей с ОНР составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества проводится в основном на 2-м году обучения . Однако начиная с 3-го периода 1-го года обучения в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам и другие рекомендуется включать отдельные, доступные детям задания творческого характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Мнемотехника, как система поэтапного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

АктуальностьВ соответствии с современными тенденциями развития образования, а также с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника...

Система поэтапного формирования оптико-пространственных функций в структуре преодоления речевых нарушений у детей

  Представленная работа посвящена развитию оптико-пространственных представле-ний у дошкольников 5-8 лет с нарушениями речи (ФФНР, ОНР, системные нарушения) на логопедических занятиях. Дан...

Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....

Занятие-семинар с элементами практикума «Мнемотехника, как система поэтапного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации...

Система поэтапного формирования оптико-пространственных функций в структуре преодоления речевых нарушений у де-тей.

  Представленная работа посвящена развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников 5-8 лет с нарушениями речи (ФФНР, ОНР, системные нарушения) на логопедических занятиях. Данн...

Презентация "Формирование связной речи детей с речевыми нарушениями на логопедических занятиях"

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Проблемой развития связной речи занимались многие учёные и методисты, такие как М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, А.М. Б...

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"...